Ресурсы социального партнёрства в развитии творческого потенциала учащихся

Ресурсы социального партнёрства в развитии творческого потенциала учащихся в Межшкольном учебном комбинате


Назарова Г. А., заместитель директора
Основной целью работы муниципального общеобразовательного учреждения Межшкольного учебного комбината является создание условий для повышения профессионального мастерства педагогических кадров в рамках проводимого эксперимента по теме «Организационно-педагогические условия профессионального самоопределения школьников в межшкольном учебном комбинате». Целью образования в учебном комбинате является удовлетворение потребности личности в профессиональной подготовке, в профессиональных и образовательных услугах, а также обеспечение условий изучения школьниками своих профессиональных возможностей, интересов, способностей с целью дальнейшего самоопределения и самореализации. Межшкольный учебный комбинат был основан в 1975 году. За годы работы обучение в нем прошли свыше 14000 учащихся, из них более 13500 получили квалификацию по выбранной специальности. В настоящее время Межшкольный учебный комбинат является ресурсным центром по профессиональному образованию. В этом учебном году около 2000 учащихся из 25 средних общеобразовательных школ города Белгорода обучается по следующим специальностям:
автослесарное дело (слесарь по ремонту автомобиля),
автодело (водитель категории «В»),
основы культуры питания (повар),
техническое черчение (чертёжник),
парикмахерское дело (парикмахер),
цветоводство (цветовод-дизайнер),
социальное обслуживание населения (социальный работник),
медицина (медицинская сестра по уходу за больными),
торговое обслуживание населения (продавец),
информационные технологии (оператор ЭВМ),
швейное дело (швея, портной),
секретарское дело (машинистка),
строительное дело (каменщик).
Для реализации всех этих профилей необходимо тесное сотрудничество с социальными партнёрами различного направления:
центры занятости,
центры реабилитации,
центр социальной защиты,
средние профессиональные учебные заведения города Белгорода,
высшие учебные заведения города Белгорода,
производственные предприятия и учреждения социальной сферы.
Развитие социальной активности школьников происходит в процессе эффективной реализации профессионального самоопределения, проектирования дальнейшего жизненного пути посредством начальной профессиональной подготовки. Как одно из направлений экспериментальной работы учебного комбината это творческое сотрудничество всех перечисленных социальных партнёров.
Методисты по профориентационной работе ведут постоянную работу по заключению договоров со средними и высшими учебными заведениями города Белгорода. В настоящее время нашими социальными партнёрами являются:
Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова,
Белгородский университет потребительской кооперации,
Белгородский государственный открытый технический университет путей сообщения,
Белгородский механико-технологический колледж,
Белгородский строительный колледж,
медицинский колледж Белгородского государственного университета,
профессиональный лицей № 10,
профессиональный лицей № 20.
Организация встреч специалистов учебных заведений с учащимися учебного комбината с целью ознакомления с условиями приёма, особенностями специальностей и знакомства с самим учебным заведением, проведение тематических экскурсий положительно влияет на профессиональное самоопределение учащихся.
Диагностика, проведённая методистами по итогам 2008-2009 учебного года, показала реальные достижения социального партнёрства: 76% учащихся 11 классов Межшкольного учебного комбината поступили в ВУЗы, 14% в средние специальные учебные заведения, 6% в профессиональные училища, являющимися нашими социальными партнёрами.
Особо необходимо отметить выпускников профиля «Графика», 90% учащихся, обучавшихся на этом профиле, продолжили обучение по специальности технического направления в высших учебных заведениях. Этому очень помогли проведённые экскурсии на предприятия города Белгорода: ОАО «Белгагромашсервис».
Постоянное сотрудничество с центром занятости города Белгорода позволяет быть всегда в курсе: какие профессии востребованы в первую очередь на рынке труда. Ставшее уже традицией ежегодно проводимое мероприятие «Ярмарка профессий» позволяет учащимся ознакомиться со всеми изменениями на рынке труда в городе.
Кроме того, опираясь на полученные данные, психологи-профконсультанты и учителя профилей разработали учебную программу по специальности не только с целью изучения теоретических основ социальной работы, но и формирования необходимых в работе качеств: умения эффективно общаться, позитивно мыслить, обладать высоким уровнем самообладания и стрессоустойчивости и, конечно, творческого подхода к выполняемому делу.
Программное содержание занятий по перечисленной тематике предполагает теоретическое обоснование того или иного материала, а также актуализацию полученной информации по теме в ходе различных практических работ. Например, в завершении изучения раздела «Культура общения и профессиональная этика» старшеклассникам предлагается выполнить упражнение «Мой идеал социального работника». В ходе выполнения данной работы ребята описывают свои представления о том, каким, на их взгляд, должен быть образцовый специалист в социальной сфере, аргументируя свою точку зрения. Содержание сопровождает художественная иллюстрация.
Междисциплинарный подход также хорошо прослеживается и при изучении раздела «Психологическое обеспечение социальной работы», содержание которого предполагает проведение интегрированных занятий, в которых принимает участие и учитель, и психолог.
Блок тренинговых заданий (их проводит психолог-профконсультант), направленных на формирование коммуникативных навыков состоит из бесед с учащимися «Что такое общение?», «Какое общение является эффективным?», в ходе которых учащиеся приходят к общему пониманию понятий, а также делают вывод, что эффективное общение – то, которым люди удовлетворены и которое принесло устраивающее стороны решение. Далее, в ходе увлекательного упражнения «Электричка» учащиеся открывают стадии общения: установление контакта, ориентация, поиск решения, принятие решения. Группе предлагается разработать правила вступления в контакт, которые дополняются психологом, и сразу отработать их в игровом упражнении «Конференция». Также учащиеся знакомятся со стратегиями аргументации, опять же отрабатывают их путем моделирования ситуации.
Примеры заданий, направленных на формирование позитивного мышления, - «Рефрейминг» (умение найти положительные стороны в различных жизненных ситуациях), «Смена деструктивных установок на позитивные» и пр.
Знакомство учащихся специальности «Социальный работник» со способами осознанной саморегуляции осуществляется путём освоения психологических техник релаксации, визуализации, аутогенной тренировки и концентрации.
В настоящее время психологические мероприятия проводятся периодически, однако, в перспективе планируется составление полноценной серии занятий психологического сопровождения учащихся специальности «Социальный работник», оформленной в виде программы, включённой в учебную.
Отдельно следует отметить, что 2008-2009 учебном году учащиеся специальности «Социальный работник» инициировали выпуск газеты «В контакте», где раскрываются особенности обучения этому профилю. Данный вид деятельности позволяет учащимся углубленно подойти к тем или иным вопросам социальной работы, а также дает возможность проявить творческий потенциал. Совместно с психологом разрабатываются и воплощаются в жизнь социальные исследования на базе учебного комбината. На страницах издания раскрываются секреты выбора профессии, освещается психологическую подоплёку различных вопросов.

15