Использование на занятиях форм и методов, направленных на формирование ценностных ориентаций у учащихся средствами декоративно-прикладного искусства.


Урукова Ирина Геннадьевна
педагог ДО высшей квалификационной категории
МАУДО «Городской дворец творчества детей и молодежи №1»
Г.Набережные Челны
Использование на занятиях форм и методов, направленных на формирование ценностных ориентаций у учащихся средствами декоративно-прикладного искусства.
Изменение общественного строя и идеологической надстройки в современных условиях выдвинули новые требования к воспитанию и образованию молодежи. В последнее время в современном обществе произошла смена идеалогических понятий и ценностей, духовных потребностей. У молодых людей начал преобладать интерес к материальным сторонам жизни. Духовные и культурные ценности отошли на второй план. Это подмена стала приводить личность к деградации. В связи с этим возникла необходимость формирования всесторонне развитой личности, соответствующей настоящему времени, а так же сохранение и развитие духовных ценностных ориентаций в подрастающем поколении.
Формирование ценностных ориентаций личности зависит от влияния на личность социальной среды, семьи и школы,общества. Важным также является освоение народного культурно-исторического опыта. Культура и искусство - наиболее устойчивые формы сохранения традиционных нравственных и эстетических ценностей. Наиболее полно это представлено в декоративно-прикладном искусстве. Декоративно-прикладное искусство любого народа имеет в своей основе ценностный потенциал, включающий в себя сочетание материальных и духовных ценностей. Роль народного искусства в формирование ценностей беспорна,ведь в процессе приобщение к ДПИ происходит приобщение ребенка к ценностям,которые формируют духовное содержание личности,воспитывают моральные понятия,развивают способность человека к переживаниям, формируют представления об идеале. Воспитание красотой и народным творчеством формирует не только этетико-ценностную ориентацию,но и формирует способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении. Влияние ,которое оказывает искусство сказывается и в отношении к собственному труду,во взаимоотношениях в коллективе.
Интеграция основного и дополнительного образования в полной мере позволяет достичь поставленных целей и задач в современном образовании, в формировании духовного содержания современой молодежи,влияет на качество воспитания, создаёт условия для духовного развития детей, осуществляет личностно - ориентированный подход к ним. Занятия в системе дополнительного образования детейорганизуются в соответствии со следующими принципами:
- создание благоприятного социально-психологического климата, отличающегося психологической безопасностью, безоценочностью, взаимным доверием;
- проявление симпатий и теплоты к творческим опытам ребенка, положительное нематериальное подкрепление всех его предложений и решений, максимальная адаптация к ответам и действиям ребенка;  обеспечение возможности генерировать множество решений творческой задачи.
Это позволяет ребенку раскрыть полно свой внутренний мир, реализовать творческие способности,принять окружающий мир как что то светлое, доброе, красивое.
Формы и методы приобщения детей к красочному миру народного творчества могут быть самыми различными. В обучении декоративно-прикладному искусству очень важна личная инициатива и самодеятельность педагога. Приобщая воспитанников к искусству, важно использовать индивидуальные и коллективные работы. Индивидуальная работа позволяет увидеть творческие возможности воспитанника, его предпочтения, меру художественного вкуса. Коллективные работы способствуют развитию навыков совместной деятельности, позволяют выполнять масштабные работы.
Искусство народных художественных промыслов нашего края очень богато. Их произведения разнообразны: от маленькой матрёшки до громадных ковров, крупных кружевных панно, сложных уникальных композиций миниатюрной живописи на шкатулках, кожаной обуви, ювелирных изделий и т.д. Сегодня интерес к национальной культуре не угас. Обычные предметы быта, созданные руками умелых мастеров, превращаются в настоящее чудо, а секрет его в красоте окружающей природы, в народном декоративно-прикладном и трудовом воспитании подрастающего поколения.
На занятиях в объединении по основам изо и дизайна «Кладезь идей» МАУДО «ГДТДиМ№1» г.Набережные Челны Республики Татарстан обучающиеся изучают и приобщаются к декоративно-прикладному искусству, художественной культуре, у них формируются и развиваются художественный, эстетический вкус, творческие способности. Как педагог перед собой ставлю следующие задачи: познакомить обучающихся с историей развития национальных ремесел России и Татарстана, подарить радость творчества, научить детей самостоятельно создавать на основе народных традиций и образцов, оригинальные творческие работы.
Обучение по авторской образовательной программе по основам дизайна «Кладезь идей» предполагает знакомство и изучение традиционной художественной культуры России и Татарстана. Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе обучения, развивает у них эстетическое отношение к действительности. Знакомство с народным искусством нашего края начинается с первого года обучения. В программном материале есть раздел «Виды и жанры искусств», где обучающиеся знакомятся с архитектурой России и Татарстана, традиционными народными праздниками (ПАСХА, РОЖДЕСТВО), ремеслами. Для более эффективного образовательного процесса на занятиях используются показ мультимедийных презентаций, наглядные пособия: репродукции старинных изделий из фондов музеев.
На втором году обучения продолжают разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства. В учебном материале второго года обучения есть раздел «Традиционные и нетрадиционные матрешки», где обучающиеся знакомятся с традиционным русским и татарским орнаментом, видами художественных росписей, знакомятся с народной игрушкой-матрешкой, ее разновидностями, особенностями. На практических занятиях воспитанники создают объемную матрешку в технике папье-маше и расписывают по традиционным русским канонам, обращаясь к образцам традиционных русских матрешек, разрабатывают и расписывают плоскую нетрадиционную матрешку в татарском или другом национальном стиле.
На третьем, четвертом годах обучения обучающиеся знакомятся с такими видами декоративно-прикладного искусства как – бисерная мозаика, декорирование, роспись объемных форм, изготовление декоративного панно в технике «кожаная мозаика», изготовление кожаной бижутерии и аксессуаров. В технике «бисерная мозаика» изготавливаются украшения-кулоны, где используются восточные, татарские орнаментальные мотивы. Перед изготовлением украшений обучающиеся знакомятся с разнообразием татарских ювелирных изделий, национальной вышивкой и используют татарские орнаменты старинных образцов в своих творческих работах. При изготовлении декоративного панно в технике «кожаная мозаика», обучающиеся знакомятся с традиционным татарским ремеслом – изготовление татарской обуви в технике «кожаная мозаика». При изучении раздела «Декорирование объемных форм», обучающиеся подробно изучают элементы, мотивы татарского орнамента и на практических занятиях на основе разработанных эскизов, расписывают стеклянные, керамические объемные формы, декорируют их с помощью самоклеющейся цветной пленки.
Тем самым на своих занятиях я стараюсь зародить и формировать устойчивый интерес у подростков к традициям своего народа, т.к. именно в этом возрасте начинают формироваться черты будущей личности. Формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства своего края, позволит обратить особое внимание на преемственность в народном искусстве и развивать у подростков историческое самосознание. Современное декоративно-прикладное искусство открывает им возможность для разносторонней деятельности для достойного применения энергии, отвлекает от пустого времяпрепровождения. Именно народное декоративно-прикладное искусство, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволит открыть широкий простор для творчества и развития учащихся, сделает их жизнь нравственно стабильнее и духовно богаче.

Список литературы.
1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в дополнительном образовании. – М. :  ТЦ «Сфера», 2005. – 64 с.
 2. Котлярова, И.О. Инновации в образовательных учреждениях / И.О.Котлярова. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2010.-123с.
3. Хуторской А.В. Современные педагогические инновации на уроке //Эйдос.2007