Доклад на РМО учителей географии на тему: «Значимость предметных олимпиад для подготовки учащихся к ЕГЭ»

Доклад на семинар
Асочаков В.В.
«Значимость предметных олимпиад для подготовки учащихся к ЕГЭ»

В последние годы в общеобразовательную школу широко внедряется практика проведения разнообразных образовательных конкурсов и олимпиад.
Значение участия детей в предметных олимпиадах очень велико. Образовательные конкурсы и олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам, но и стимулируют активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они удобны во внеклассной деятельности, помогают школьникам формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов и олимпиад ученики могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.
Образовательные олимпиады и конкурсы объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения, проектной деятельности.
Цель образовательных конкурсов и олимпиад – дать импульс к саморазвитию и творческому поиску, в котором рождается подлинный интерес к науке и познанию. Участие в них способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту учащихся, помогает профессиональному самоопределению старшеклассников. Удовольствие от выполнения заданий и радость победы лауреата и участника могут «зажечь путеводную звезду» и привести к развитию исследовательских качеств личности, так необходимых современному человеку.
Конкурсы и олимпиады – не просто проверка уровня знаний детей. Их преимущество основано как раз на том, что конкурсные и олимпиадные вопросы содержат не заурядные и наскучившие всем тесты, где правильный ответ можно подобрать, а то и вовсе написать наугад, а увлекательные задания, решить которые можно лишь задействовав на все 100% собственные исследовательские навыки и смекалку. Каждый ребёнок, принимая участие в конкурсах и олимпиадах, преследует какие-то свои цели. Для самых маленьких этот опыт станет полезным дополнением к основной школьной программе на первых этапах обучения, когда, собственно, и формируются не только начальные умения ребёнка познавать окружающий мир, но и его отношение к учёбе, науке и искусству на протяжении всей его последующей жизни.
Ценно участие в конкурсах и олимпиадах и для старшеклассников, Не стоит забывать о том, что участники после подведения итогов, как правило, получают свидетельства, которые могут стать отличным дополнением к характеристике и аттестату при окончании школы и переходе на дальнейшую ступень образования.
Образовательные олимпиады и конкурсы это хороший способ углубить свои знания по отдельным предметам. Ведь предметная олимпиада – это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить не только знани
·я фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления.
Все это поможет старшеклассникам успешно сдать итоговые экзамены.









Примеры заданий муниципальных олимпиад по географии 2010-2012гг и их связь с материалами ЕГЭ по географии:

Пример 1.
Что произойдет с пустыней Намиб, если температура воды Бенгальского течения резко повысится?
А6 Особенности природы материков и океанов. Типы климата, факторы их формирования.
В1 Погода и климат. Распределение тепла и влаги на Земле.
В2 Мировой океан и его части. Особенности природы материков и океанов.


Пример 2.
Расположите регионы по мере увеличения их площади
а) Республика Саха (Якутия) в) Московская область
б) Республика Адыгея г) Архангельская область
А22 Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.
В3 Административно-территориальное устройство России. Столицы и крупные города.

Пример 3.
В каком из перечисленных городов выпадает наибольшее количество осадков?
а) Екатеринбург в) Омск
б) Калининград г) Якутск
А6 Особенности природы материков и океанов. Типы климата, факторы их формирования, климатические пояса России.
В3 Административно-территориальное устройство России. Столицы и крупные города.

Пример 4.
Какие природные факторы способствуют очень сильному загрязнению атмосферы в Кемеровской области? Какие отрасли промышленности загрязняют здесь атмосферу?
В4 География отраслей промышленности России.
С2 Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйств


Пример 5.
Определите страну по ее краткому описанию.
Это латиноамериканская страна была в прошлом испанской колонией. На ее территории находиться крупнейшее озеро материка. Богатые недра, обширные леса создают хорошие предпосылки для развития экономики, основой которой является нефтяная промышленность.
В4 Ведущие страны-экспортеры основных видов промышленной продукции.
С2 Факторы размещения производства. География отраслей промышленности.









Пример Челтыгмашева Евгения:

Выпускник прошлого года. Ежегодно принимал участие в предметных олимпиадах по географии на школьном уровне. Являлся призером муниципального этапа олимпиад. Участник республиканских олимпиад по предмету. Все это позволило ему успешно сдать экзамен по географии в форме ЕГЭ, набрав 82 балла.


Вывод:
Участие детей в предметных олимпиадах способствует успешной сдаче экзаменов в форме ЕГЭ, т.к. участие в предметных олимпиадах позволяет:
1. развивать интерес к изучаемым предметам;
2. стимулировать активность, инициативность, самостоятельность;
3. углубить свои знания, умения, навыки;
4. происходит психологическая закалка.