Использование инновационных технологий на занятиях литературы


Федяй Эвелина Викторовна
специалист
ГПОУ ГКГХ «Горловский колледж городского хозяйства»
г.Горловка, ДНР
УДК 821.161.1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ЛИТЕРАТУРЫ

Изучение современной литературы имеет большое значение в воспитании самостоятельной личности, обладающей нравственным иммунитетом и эстетическим вкусом, развитым творческим потенциалом. Потому как, именно на занятиях литературы, обучающиеся получают представление о главных человеческих ценностях, узнают о мире и людях, овладевают тайнами художественного слова, развивают речь.
Литература – это культурно-исторический феномен, несущий существенный объем знаний по истории, психологии, философии, религии, этнографии. Задачи и цели литературного образования – это интеллектуальное и эмоциональное развитие личности.
Однако следует отметить, что ежегодно у студентов снижается интерес к чтению, они не умеют работать с книгой, им сложно анализировать прочитанное произведение, потому как они привыкают находить и автоматически списывать уже готовые материалы из интернета. В связи с этим перед преподавателями литературы возникают новые задачи: как вернуть интерес к своим урокам? Как сделать чтение потребностью для обучающихся?
Основным объектом работы на занятиях литературы являются художественные произведения, а значит, чтобы заинтересовать студентов, преподавателю нужно правильно организовать их деятельность на занятии.
В современной методике существует множество творческих приёмов работы с текстом, которые избираются с учетом особенностей произведения, служат средством проникновения в текст. Каждое художественное произведение всегда уникально, своеобразно. Данную особенность и нужно раскрыть на занятиях литературы. Мастерство преподавателя заключается в том, чтобы умело подобрать ключ к произведению.
Главными целями инновационного обучения являются: формирование личностных качеств студентов; выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества; развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей обучающихся.
Использование современных технологий на занятиях по литературе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого индивидуума, активизировать творческие и познавательные способности студентов, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить и облегчить темп работы. Это приводит к росту лучшей успеваемости и сохраняет постоянный интерес к литературе.
Школьное сочинение, можно назвать, сложным, но интересным трудом и преподавателя и его студентов. Данная творческая работа является средством личностного самовыражения обучающегося, его внутреннего мира и его жизненной позиции. По тому, какие сочинения пишут студенты, можно определить не только уровень развития их речи, но и жизненное отношение студента. Следует добавить, что любое сочинение способствует развитию памяти, воображения, внимания, образного и логического мышления.
Для того, чтобы избежать однотипности работ у студентов нужно приобщить их к нетрадиционным формам сочинения, таким как: дневниковые записи, лингвистические сказки, юмористические рассказы, рецензия, репортаж, эссе, интервью.
Использование и создание мультимедийных презентаций, проектной деятельности, выполнение творческих и научно-исследовательских работ способствуют развитию у студентов сотрудничества, формированию и развитию аналитических навыков групповой работы, повышению информационной грамотности.
Значительное внимание, на занятиях литературы, следует уделить внимание вопросу организации урочной среды. Круглые столы, реферирование, научно-теоретические семинары, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-защиты своих научных работ – все эти виды работы позволяют разнообразить учебный процесс и вызвать интерес к предмету.
Особенности процесса обучения необходимо выстроить таким образом, чтобы на каждом занятии студент познавал новое, неизведанное, обогащая при этом, свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность русской речи, приобрел навыки самостоятельной работы в различных областях знаний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса : пособие для педагогов / С. С. Кашлев. – М. : Высшая школа, 2002. – 950 с.
2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – М.: СПб.: КАРО, 2005. – 368 с.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К.Селевко. – М.: Народное образование, 2004. – 112 с.