Рабочая программа по эстрадному вокалу


ОГБПОУ «Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных технологий»
Рабочая программа по эстрадному вокалу
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 2 года
Предмет: эстрадный вокал

Автор-составитель: Кочеткова Светлана Ивановна
Преподаватель вокально-хоровых дисциплин

2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по эстрадному вокалу реализуется в художественно-эстетической направленности. Актуальность предлагаемой заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях способностей. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции. В концепции художественного образования, разработанной в Академии образования Российской Федерации, указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации общеобразовательной школы и центров дополнительного образования дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр изучения, так как обладают невостребованным воспитательным потенциалом. Целью программы является приобщение ребёнка к искусству сольного пения и пения в вокальной группе, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства. В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач.
Обучающие:
- сформировать навыки певческой установки обучающихся;
- научить использовать при пении мягкую атаку;
- сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
- сформировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 и 3 голоса, петь в ансамбле слитно, согласованно;
- обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
- сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.
Развивающие:
- развить гармонический и мелодический слух;
- совершенствовать речевой аппарат;
- развить вокальный слух;
- развить певческое дыхание;
- развить преодоление мышечных зажимов;
- развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
- развить гибкость и подвижность мягкого нёба;
- расширить диапазон голоса;
- развить умение держаться на сцене.
Воспитательные:
- воспитать эстетический вкус учащихся;
- воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
- воспитать чувство коллективизма;
- способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
- воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;
- воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.
Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. В календарно-тематическом плане отражён конкретный репертуар для каждого воспитанника. При условии одаренности учащегося возможно освоение программы в сжатые сроки. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 8-11 лет . В объединение дети принимаются на свободной основе.
Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал вызвать и сохранить интерес и желание заниматься сольным и ансамблевым пением. Занимаясь в вокальном объединении, учащиеся получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, знакомятся с музыкальной грамотой, приобретают навыки выступления перед зрителями, развивают умственные и физические центры организма в целом.
Сроки реализации программы, формы и режим занятий.
Программа рассчитана на 2 года обучения. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). В учебном плане вокальной группы на первом году обучения предусмотрено 144 часа учебных занятий, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Во второй год обучения реализуется по 216 часов учебных занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа (или 3 раза в неделю по 2 часа). На каждом году обучения отводятся часы индивидуальной работы с одарёнными детьми. Учебный план индивидуальных занятий рассчитан на 72 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (или 2 раза в неделю по 1 часу). Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Предполагаемые результаты обучения. Предполагается, что в конце 1 года обучения, обучающиеся должны:
- чисто интонировать, петь на дыхании;
- петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;
- должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус.
Предполагается, что в конце 2 года обучения обучающиеся должны:
- петь чистым естественным звуком, легко, нежно \ звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки;
- петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;
- понимать дирижёрские жесты и следовать им;
- знать средства музыкальной выразительности;
- петь под фонограмму в группе и соло;
- уметь преодолевать мышечные зажимы;
- уметь вести себя в коллективе.
Этапы работы по программе 1 этап (начальный) 1 год обучения получение необходимых навыков владения голосовым аппаратом, изучение основ музыкальной грамоты
2 этап (основной) 2год обучения закрепление и совершенствование вокальных навыков; сольное и ансамблевое пение
В объединение принимаются все желающие. Дети приходят с разным уровнем подготовки, поэтому и темп освоения детьми образовательной программы различный. Единицы обладают терпением и выдержкой при изучении музыкальной грамоты, освоении основ вокального творчества. Поэтому, основной этап обучения продолжают наиболее способные воспитанники. У детей уже сформированы начальные навыки исполнительского мастерства, они чисто интонируют, поют на дыхании; поют чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; у них развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус. Ребята пробуют себя в различных вокальных конкурсах. Это новая ступень в освоении мастерства вокалиста, новая свежая волна, которая несёт обучающихся в океан музыкальной культуры и вокального творчества..
Общие критерии оценивания результатов
1. Владение знаниями по программе.
2. Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
3. Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
4. Уровень воспитанности и культуры учащихся.
5. Творческий рост и личностные достижения воспитанников.
6. Критерии замера прогнозируемых результатов
7. Педагогическое наблюдение
8. Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через:
проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;
9. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах;
10. Концертную деятельность.
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
- педагогические наблюдения.
- открытые занятия с последующим обсуждением.
Итоговые занятия.
- концертные выступления.
- конкурсы, фестивали, смотры.
Способы диагностики и контроля результатов
Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май). Основной способ: наблюдение за выполнением упражнений.
Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов проводится на открытых занятиях по окончании тематических блоков (декабрь, май), в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Основные принципы оценивания.
В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных оценок:
- доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности;
- положительное отношение к усилиям воспитанника;
- конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;
- конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок.
Высоко оценивается работа обучающегося, который владеет основами исполнительского мастерства. Полностью выполнил учебную программу. Имеет сформированный голосовой аппарат, владеет основами звукоизвлечения, чисто интонирует, эмоционально передаёт настроение произведения, раскованно чувствует себя на сцене. На «положительно» оценивается работа обучающегося, который по какому-то из вышеперечисленных учебных разделов не справился с поставленной задачей. На «посредственно» оценивается работа обучающегося, который слабо реализовал поставленные задачи в процессе обучения.
Учебно – тематический план на 1 год обучения
N Название раздела Количество часов
теория практика всего Самостоятельные часы
1 Вводное занятие 2 2 2 Вокальная работа: современная песня 34 92 126 36
3 Пение учебно-тренировочного материала 2 2 2 10
4 Слушание музыки 20
5 Музыкальная грамота 3 3 6 6
6 ИТОГО: 42 102 144 72
2 год обучения
N Название раздела Количество часов
теория практика всего Самостоятельные часы
1 Вводное занятие 2 2 2 Вокальная работа: современная песня 31 157 188 36
3 Пение учебно-тренировочного материала 2 2 2 10
4 Пение импровизаций 1 1 2 2
5 Слушание музыки 20
6 Музыкальная грамота 3 3 6 6
7 ИТОГО: 39 177 216 72
Содержание тем программы I год обучения
1. Вводное занятие. Экскурс в историю музыки и вокального искусства. Режим занятий и правила. Санитарно-гигиенические требования. Прослушивание и угадывание знакомых мелодий.
2. Вокальная работа: современная песня - индивидуальные занятия.
3.Пение учебно-тренировочного материала: Раскрытие учебной цели. Мелодические распевания на слог. Распевания закрытым ртом. Распевания, развивающие диапазон, артикуляцию. Определение природных музыкальных данных: музыкального слуха, чувства ритма, чистоты интонирования. Формирование чувства ритма и музыкального слуха посредством упражнений и распевания. Дыхание и его значение в вокальном искусстве. Формирование певческого дыхания, дикции и артикуляции. Певческий голос. Развитие певческого диапазона голоса в соответствии с индивидуальными природными данными. Пение учебно-тренировочного материала. Инструктирование — образное доступное раскрытие каждого нового упражнения и его роли для музыкально – певческого развития каждого ребенка.
4. Пение импровизаций: В доступной форме раскрывается сущность импровизации, вокальной импровизации в частности. Показываются и объясняются различные задания. Показ для каждого задания возможных вариантов певческих мелодических импровизаций (ответ на вопрос «как тебя зовут?», «музыкальный разговор», игра во фразы – догадки», в «мелодические прятки», ритмические вариации), сочинение подголосков к теме и др. Даются также импровизации на короткие стихотворные тексты. Дети обучаются различным видам импровизаций.
5. Слушание музыки: Расширение кругозора учащихся, формирование слушательской культуры. Знакомство с творчеством русских, советских, зарубежных, современных композиторов. Музыка России XX века. Использование иллюстраций.
6. Музыкальная грамота: Расширение слухового опыта одновременно в разных тональностях с учетом абсолютной высоты звуков, но без названия конкретных знаков, дающих представление о тональности. Ознакомление учащихся с основными средствами музыкальной выразительности (мелодией, ладом, гармонией, темпом, метром, ритмом, динамикой, регистрами, тембром; с музыкальными инструментами и типами певческого голоса; с формами музыкального произведения (одночастной, куплетной, вариациями), с размерами 2/4, 3/4, 4/4, 6/8, с простейшими жанрами: песней, танцем и маршем. Овладение учащимися означенным выше материалом в теоретическом и практическом плане. Пение на основе приобретенных знаний и умений.
II год обучения
1. Вводное занятие. Беседы о новинках в мире музыки и вокального искусства. Знакомство с задачами в текущем году. Режим занятий и правила. Санитарно-гигиенические требования. Урок – игра «Угадай мелодию». Повторение песенного материала, пройденного в предыдущий год обучения.
2. Вокальная работа: современная песня - индивидуальные занятия.
3. Пение учебно-тренировочного материала: Продолжить формирование чувства ритма и музыкального слуха посредством упражнений, распеваний и работы над вокальными произведениями. Формирование певческого дыхания, дикции и артикуляции. Певческий голос. Постановка корпуса. Певческая установка стоя и сидя. Ритмические упражнения с пением. Упражнения для расширения диапазона.
4. Пение импровизаций:
Образное раскрытие сущности каждой импровизации, например: игра в вопросы и ответы (Как тебя зовут? Что ты любишь читать? Какие песни ты любишь? Что мы видим за окном?); сюжетные импровизации: «Прогулка в лес», «Любимая сказка»; импровизации на короткое стихотворение. (Материалом для такого вида импровизаций могут служить детские стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова) В качестве подготовительных упражнений к выполнению импровизации на короткое стихотворение можно использовать:
- пение песенки на одной ноте с четким соблюдением ритма стихотворения.
- пение на двух нотах.
- пение в поступенном движении вниз.
- пение в поступенном движении вверх.
- пение с мелодическим движением по желанию.
Развитие ассоциативного мышления. Импровизация в заданной тональности.
3. Слушание музыки: Развивать умение анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни. Использование иллюстраций. Выразительные средства музыки. Понимание настроения и характера произведений. 5. Музыкальная грамота: Ознакомление учащихся с основными музыкально – выразительными средствами: мелодией, гармонией, ладом, темпом, ритмом, размером, динамикой. Связь музыкальной грамоты с пением учебно – тренировочного материала (попевок и упражнений) во всех тональностях с названием звуков, но без указания знаков тональности. Ознакомление с тремя видами минора и мажора. Постепенное формирование слуховых представлений, связанных с ощущением лада, устойчивых ступеней, гармонических функций. Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр, ритмического лото.
Универсальный план работы с вокалистами
1. Ознакомление с песней, работа над дыханием:
- знакомство с мелодией и словами песни;
- переписывание текста;
- ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни;
- регулирование вдоха и выдоха.
2. Работа над образованием звука:
- проверка усвоения текста песни;
- работа по закреплению мелодической основы песни;
- постановка корпуса, головы;
- рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);
- атака звука;
- закрепление материала в изучаемой песне.
3. Работа над чистотой интонирования:
- проверка усвоения песни и мелодии в целом;
- слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам;
- исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.
4. Работа над дикцией:
- музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре;
- выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков;
5. Работа с фонограммой:
- повторение ранее усвоенного материала;
- определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;
- определение темпа, динамических и агогических оттенков;
- исполнение песни с учетом усвоенного материала.
6. Работа над музыкальной памятью:
- музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;
- запоминание ритмической основы аккомпанемента;
- запоминание динамических и агогических оттенков мелодии;
- запоминание тембров аккомпанемента.
7. Работа над сценическим имиджем:
- закрепление ранее усвоенного материала;
- воссоздание сценического образа исполнителя песни;
- практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.
8. Умение работать с микрофоном:
- технические параметры;
- восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование;
- сценический мониторинг;
- малые технические навыки звуковой обработки;
- взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем.
Список литературы для учителя:
1. Клип О. Я. Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических вузов:. М., 2003. 120 с2.В. В. Фадин “Музыкальное сопровождение и оформление школьных праздников”./[Текст] Изд. “Учитель”. Волгограг.2000
3.В. А. Борзова, А. А. Борзов “Развитие творческих способностей у детей”. /[Текст] Самара.1994
4.Л. С. Выготский “Воображение и творчество в детском возрасте”. /[Текст] Союз. С - П. 1997
5.Г.В.Бурменский “Одарённые дети”. / [Текст] М. “Прогресс”.1991
6.И. Красильников “Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании” // библиотечка журнала “Искусство в школе”/[Текст]-2002.-вып 8
7.И. Способин “Элементарная теория музыки”./[Текст]- М., 1996
8.Т. А. Копцева, Н.В. Гросул “Программы дополнительного образования детей” 3-е изд./ [Текст] М. “Просвещение” 2007
9. Н. В. Гросул, Е. И. Коротеева “Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время”. /[Текст]М. “Просвещение” 2008
10. С. Г. Алтарева М. А. Храмова “Календарные, тематические, фольклорные праздники 1-4 класс”./[Текст]- М.: ВАКО, 2006.
11.Мир вокального искусства.1-4 классы: программа, разработки занятий, методические рекомендации/ авт. сост.Г.А.Суязова/ [Текст].- Волгоград,2009
Список литературы для обучающихся:
1. 9. Риггс С. Как стать звездой / Сет Риггс; [сост. Guntar College]. - М.: Guntar College, 2GGG. - iG4 с.: ил.
2. В. А. Борзова, А. А. Борзов “Развитие творческих способностей у детей”. /[Текст] Самара.1994
3. С. Г. Алтарева М. А. Храмова “Календарные, тематические, фольклорные праздники 1-4 класс”./[Текст]- М.: ВАКО, 2006.
4. 2.В. В. Фадин “Музыкальное сопровождение и оформление школьных праздников”./[Текст] Изд. “Учитель”. Волгоград.2000