Программа по Эстрадному вокалу

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЫКОВСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА






Образовательная программа
кружка эстрадного вокала
«Вокализ»



Автор-составитель:
Шумская Екатерина Юрьевна
педагог дополнительного образования
Возраст учащихся 6-18 лет
Срок реализации программы 2 года
Уровень базовый


г. Москва


Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа по вокальному творчеству реализуется в художественно-эстетической направленности.
Программа базируется на лучших образцах народной, классической и современной профессиональной музыки. Ребенок находит в великих композиторах прошлого и современности своих друзей, поскольку их замыслы становятся его замыслами, они духовно пересекаются в моменты исполнительского творчества.
Для приобщения к музыкальной культуре в процессе различных видов музыкальной деятельности: слушания музыки, исполнительства, творчества. Музыка помогает полнее раскрыть творческий потенциал ребенка и развить особенно важные с точки зрения музыкального воспитания качества- слух и чувство ритма.
Пение как вид музыкальной деятельности имеет ряд особенностей, которые позволяют привлечь большое количество детей. Во-первых, для пения необходим единственный инструмент- голос, который всегда при ребенке. Во- вторых, пение – это исключительно коллективный вид искусства.
В процессе обучения нению решаются не только обучающие, развивающие, воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка, его эстетического и музыкального вкуса, но и воспитывает истинный интерес к творческому наследию своего народа, любовь к родной культуре.
Основные принципы обучения и воспитания певцов - это единство художественного и вокально-технического развития; индивидуальный подход к ученику, принцип постепенности и последовательности в воспитании певца и его голоса.
Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. Разнообразие направлений, жанров, стилей говорит о её огромном влиянии на человека и о том, что каждый человек способен найти «свою» музыку. В настоящее время многие дети и подростки с большим интересом следят за различными музыкальными проектами, программами. Наблюдая за деятельностью того или иного молодого исполнителя, они, сами того не замечая, становятся пассивными участниками этого процесса. А у некоторых из них появляется активное желание попробовать свои силы.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время, несмотря на большое количество появившихся хоровых школ, вокальных студий, эстрадных коллективов, уровень певческого развития детей неуклонно снижается. Опасная тенденция увлечения молодых педагогов «сенсационными» и мало проверенными методиками обучения детей пению может нанести непоправимый вред развивающемуся детскому голосу.
Певческий голос ребенка обладает неповторимым тембром и красотой звучания. Владение им как уникальным природным живым музыкальным инструментом требует длительного изучения под руководством опытного педагога. Дети учатся, петь обязательным условием, остается следующее: каждый участник – солист, но одновременно хорошо умеет петь в дуэте, трио, в хоре.
Обучение детей сольному пению с возможностью получения ими дополнительных знаний в области сценического движения и актёрского мастерства, элементарной теории музыки (сольфеджио), является отличительной особенностью настоящей комплексной программы.
Участник должен не только обладать вокальными данными, но и уметь красиво двигаться, свободно держаться на сцене. Раскрепощению ребёнка способствуют занятия сценическим движением. Полноценное обучение немыслимо также без знаний в области элементарной теории музыки и сольфеджио.
Занятия органично сочетают в себе учебный процесс с конкретной деятельностью коллектива, где каждый участник на всех этапах обучения будет иметь исполнительскую практику, то есть возможность выступить перед зрительской аудиторией.
С каждым выходом на сцену учащийся получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретает необходимый для певца опыт исполнительского искусства. Воспитанники выступают на различных площадках Могилевской области. Репертуар разнообразен: от классики и эстрады до народных песен различных стран мира.
В основу комплексной образовательной программы студии положен метод щадящего обучения учащихся пению. В программе учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности голоса ребёнка, его возрастные и индивидуальные характеристики. Особое внимание уделяется развитию специфических качеств детского голоса: мягкости, полётности звучания, серебристости окраски звука.
Цель программы – создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения.
За годы обучения дети знакомятся с лучшими образцами народного музыкального творчества, а также учатся понимать и исполнять произведения современной эстрады. Это помогает адаптироваться в современном обществе, опираясь на высокие нравственные ценности.
Основные задачи:
Обучающие:
сформировать навыки певческой установки обучающихся;
научить использовать при пении мягкую атаку;
сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
сформировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 и 3 голоса, петь в ансамбле слитно, согласованно;
обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.
Развивающие:
развить гармонический и мелодический слух;
совершенствовать речевой аппарат;
развить вокальный слух;
развить певческое дыхание;
развить преодоление мышечных зажимов;
развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
развить гибкость и подвижность мягкого нёба;
расширить диапазон голоса;
развить умение держаться на сцене.
Воспитательные:
воспитать эстетический вкус учащихся;
воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
воспитать чувство коллективизма;
способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;
воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.
воспитать у детей эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру, умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат.
Для наиболее глубокого раскрытия возможностей детского голоса и максимального развития творческого потенциала ребёнка в данной комплексной программе предусмотрено изучение образовательных предметов, формирующих у детей основы музыкальных знаний и навыков: пение (сольное и хоровое), сольфеджио. Все программы этих предметов составлены во взаимосвязи с основным образовательным предметом – пением.
Программа рассчитана на обучение детей в течение 2 лет. В кружок принимаются дети в возрасте от 6 до 18 лет, прошедшие отбор в форме прослушивания и собеседования.
При реализации программы используются следующие основные формы занятий с учащимися:
индивидуальные занятия (пение, и хореография);
групповые занятия (пение в вокальном ансамбле).
Ожидаемые результаты и их проверка
Основным образовательным результатом осуществления комплексной программы является сформированная способность детей к сценическому выступлению на концертах, проводимых при участии детей. На этих концертах проверяются как знания, умения и навыки, полученные учащимися по предметным программам, так и воспитательные результаты: уровень творческой индивидуальной и коллективной деятельности, трудолюбие, достигнутая в процессе прохождения комплексной программы социальная адаптация учащихся, приятие идей патриотизма и гуманистических ценностей, декларируемых пафосом репертуара программы.
В настоящее время в культурной жизни стремительно развивается такое направление как эстрадное пение. Проведение музыкальных фестивалей и конкурсов исполнительского мастерства, а также телевизионных проектов «Песня года России», «Серебряный граммофон», «Евровидение» и многие другие вызывают необычайный интерес среди детей и молодежи к искусству эстрадного пения.
Основные принципы обучения
Для успешной реализации цели и задач программы дополнительного образования очень важным является создание доброжелательной, теплой атмосферы на занятиях, поддержание постоянного интереса учащихся к вокальным занятиям.
Программа предоставляет возможность детям исполнять произведения различных стилей, эпох, жанров и направлений. Она отвечает важной социальной задаче воспитания учащихся на основе приобщения к высоким духовным ценностям на разных этапах эстетического развития. В образовательной программе разработан подробный репертуарный план по годам обучения.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является ее направленность на развитие потребности ученика в активном творческом общении с музыкой. При этом педагог выступает не только как вдохновитель, организатор, но и как участник совместного творческого процесса. Педагог и ученик предстают как равноправные партнеры творческого музыцирования.
Неразрывна связь учебной работы с творческой, которая происходит непосредственно на занятиях через творческое соучастие детей в работе над произведениями. Это и создание разнообразны иллюстраций, поделок к разучиваемым произведениям, использование элементов театрализации.
Данная программа составлена на основе кружков (объединений) II Республиканского конкурса образовательных программ музыкально-хоровых объединений учреждений внешкольного воспитания и обучения.
Программа разработана на основе собственного педагогического опыта, музыкальных школ и адаптирована к условиям учебно-воспитательного процесса во внешкольном учреждении.
Организационные условия реализации программы
Исходя из возрастных особенностей учащихся в эстрадном коллективе «Вокализ» организованы следующие группы:
- младшая (дети от 6 до 9 лет);
- средняя (дети от 10 до 14 лет);
Из младшей группы ребята переходят в среднюю. Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся с младшей группой один раз в неделю индивидуальная работа (сольное пение), второй раз в неделю ансамблевая работа (1 Час), старшие дети ходят 2 раза на сольное пение и один раз на ансамбль (2часа).

Младшая группа
Задачи:
- формировать устойчивые вокально-певческие навыки (певческая установка, певческое дыхание, чистое интонирование, певческая дикция и артикуляция);
- развивать артистические качества;
- развивать эстетический вкус;
- развивать координацию движений;
- познакомить с элементами музыкальными понятиями и терминами;
- обучать музыкальной грамоте;
- познакомить с жизнью и творчеством композиторов разных эпох.

Учебно - тематический план 1-го года обучения


Содержание и виды работы
Кол-во часов



Общее
теория
практика


Вводные занятие
1
1
-

I.
Вокальная ансамблевая работа(Постановка голосового аппарата)





1.Пениие произведений





- народная песня
8
1
7


- белорусские композит.
10
2
8


- современ.эстр. песни
15
1
14


2.Пение учебно-тренировачного мат.
10
1
9


3.Творческие задания
4
1
3


4. Сольное пение
110
10
100

II.
Муз.ритмич.движение
20
4
16

III.
Музыкальная грамота
10
1
9


Музыкальные игры
10
1
9

IV.
Слушанье музыки
7
1
8



Мероприятия воспитатель-познавательногохаракт.
10
1
9


Итоговое занятие
1
-
1


Итого:
216



Содержание программы 1-го года обучения

Вводные занятие
Знакомство с учебным предметом, классом, педагогом, друг с другом.
Проведение инструктажа по ТБ. Правила поведения в Центре.
Охрана детского голоса.
Выступление детей из средних и старших групп.
I. Раздел: Вокально-ансаблевая работа
Правильная певческая установка.
Основные правила охраны детского голоса.
Понятие вокально – хоровые навыки: дыхание, дикция, артикуляция, звукообразование и звуковедение, ансамбль, строй.
Организация певческого дыхания, обучение спокойному вдоху, экономному выдоху. Сохранение устойчивого положении гортани. Работа над дикцией и чистой интонации: обучение правильному звукообразованию, правильному формированию гласных, четкому и короткому произношению согласных. Развитие певческого диапазона, выработка чистого унисона.
1.Пение произведений
Понятия: «песня», «композитор», «автор слов», «динамика», «темп».
Народная песня. Несложные народные песни, пословицы, поговорки, потешки. Разучивание песен. Совершенствование пения и исполнения.
Белорусские композиторы. Творческий портрет композитора. Автор текста. Особенности произношения текста на белорусском языке. Разбор содержания. Разучивание и исполнение «Рисование песен».
Современные эстрадные песни. Композитор, автор слов. Содержание музыки и текста, замысел песни. Разучивание мелодической линии и ритмического рисунка. Выдерживание дикционных правил. Разбор динамических и темповых нюансов.
2.Пение учебно-тренировочного материала
Основы распевания, его важность и задачи. Основы дыхательной гимнастики.
Разучивание материала и впевание.
Артикуляция. Пение упражнений для развития активности артикуляционного аппарата (пение народных прибауток, скороговорок)
Пение упражнений на кантилену. Упражнения на выравнивание, округление звучания гласных.
Работа над ансамблем: темповым, ритмическим, динамическим и тембровым ансамблем.
Строй-чистота интонирования каждого поющего. Развитие внутреннего слуха. Работа над строем: исполнение песни без сопровождения.
3.Творческие задания
Понятие творческого задания.
Музыкальные импровизации на заданный текст.
Инструментальные импровизации.
Ритмические импровизации.
Пластические импровизации.
4.Сольное пение
Отличительные черты сольного и ансамблевого пения.
Певческое дыхание. Звукообразование. Дикция. Кантилена. Работа с микрофоном.
Показ правильное выполнение упражнение педагогом.
II. Раздел: Музыкально-ритмические движения
Игровые упражнения с предметом. Расширение и сужение круга хоровода. Формирование навыков движения в соответствии с изменение характера музыки.
Движение рук. Хлопки в ладоши (тихо или громко).
Исходное положение и его значение.
III. Раздел: Музыкальная грамота
Знакомство с длительностями, скрипичным ключом, расположение нот на нотном стане. Использование ручных знаков при пении вокальных упражнений. Понятие о высоких и низких звуках.
Мелодия, направление мелодии.
IV. Раздел: Слушание музыки
Понятия: «звук», «музыка», «мелодия», «сопровождение», «инструменты», «оркестр». Прослушивание музыки. Выделение мелодии. Сведения о композиторах, инструментах.
Мероприятия воспитательно-познавательного характера
Направлены на:
- воспитания чувства патриотизма.
- расширение музыкального кругозора.
- формирование самостоятельности творческой активности.
Мероприятия, проводимые в кружке:
- бесед (о композиторах, о жанрах).
- праздники
- конкурсы (на лучшее исполнение)
- викторины («Музыка и я», «Любимые мелодии»).
Мероприятия, проводимые вне Центра:
- посещение выставок, музеев;
- встречи с интересными людьми;
- посещения театров;
- просмотры музыкальных конкурсов.
Итоговое занятие
Отчетный концерт для родителей и администрации.

Прогноз результативности 1-го года обучения
К концу учебного года учащиеся должны:
Знать:
- иметь представления о средствах музыкальной выразительности;
Уметь:
- овладеть навыками ансамблевого исполнения;
- овладеть вокально-хоровыми навыками;
- рассуждать о музыке;
- выдерживать темп;
- выдерживать динамику;
-петь на одном дыхании довольно продолжительно.

Примерный репертуарный список
1.Муз.исл.А.Абелян «Хомячок»
2.Муз.исл.Г. Смирнова «Мамин день»
3.Муз.и сл. М. Андреева «Ритмическая игра»
4.Муз.и сл. Юдиной « Осенняя песня»
Современные:
5.Хлопайте в ладоши
6.Земляные яблоки
7.Три желания
8.Щенок
9.Котенок
10.Желтый страусенок
Репертуар может меняться т.к. появляются новые современные песни


Средняя группа
Задачи:
- развить вокально-певческие навыки;
- развить артистические качества;
- развить координацию движения;
- развивать музыкальные способности;
- развивать музыкальный вкус;
- воспитывать коллектив единомышленников.

Учебно-тематический план 2 года обучения

Содержание и виды работы
Кол-во часов



Общее
теория
практика


Вводные занятие
1
1
-

I.
Вокально-ансаблевая раб.





1.Пение произведений





-обраб. Народ.песни
10
2
8


- современ.эстр. песни
60
10
50


2.Пение учебно- тренировочного материала
15
3
12


3.Пение импровизаций
8
2
6


4. Сольное пение
100
10
110

II.
Муз.ритмич.движение
5
1
4

III.
Муз.грамота
8
2
6

IV.
Слушанье музыки
-
-
-



Мероприятия воспитатель-познавательногохаракт.
8
-
8


Итоговое занятие
1
-
1


Итого:
216



Содержание программы 2 года обучения
Вводное занятие
Инструктаж по ТБ. Хоровое пение как один из основных видов музыкального исполнительства. Особенности и суть пения. Тип ансамблевого пения в кружке. Певческий режим, охрана голоса.
I. Раздел: Вокально-хоровая работа
Правильная певческая установка. Дирижерский жест.
Закрепления певческой установки сидя и стоя.
Тренировка вокально-хоровых навыков: дыхания, дикции, артикуляции, звукообразования, ансамбля, строя.
Развитие певческого диапазона. Выработка чистого унисона и строя.
1.Пение произведений
Обработка народных песен. Исполнение-показ в народной манере исполнения. Пение обрядовых песен. Характеристика народных песен. Исполнение Песен Могилевской области. Основные народные движения.
Современные эстрадные песни. Театрализация песен с использованием танцевальных элементов. Раскрытие художественное содержание современных песен.
Сольное пение
Распевание на дикцию («Уж ты Ваня», «33 егорки»)
Распевание на артикуляцию («мамамамамамамама-папапапапапапапаа)
Певческое дыхание (задувание свечи, прыганье и в это время произношение текста и т.д.)
Работа с микрофоном.
Работа над мелодикой.
Упражнение на расширенный диапазон.
2.Пение учебно-тренировочного материала
Распевание. Певческая установка. Певческое дыхание. Цепное дыхание. Упражнения дыхательной гимнастики.
Упражнения на строй и ансамблевое исполнение. Двухголосие.
Разучивание материала и впевание.
3.Пение импровизаций
Средства музыкальной выразительности.
Музыкальные импровизации на заданный текст. Словесные импровизации на заданную музыку. Ритмические импровизации. Музыкальные игры на придумывание мелодии.
4.Сольное пение
Певческое дыхание. Звукообразование. Дикция. Кантилена.
II. Раздел: Музыкально-ритмические движения
Исходное положение и его значение. Движение рук, ног, головы. Использование непринужденное движение рук при исполнении. Развитие навыков двигаться не мешая друг другу. Использование элементов плясок и танцев( притопы, качания, хлопки, щелчки пальцами).
Разработка мимики лица (улыбка, движение головы, выражение лица), работа перед зеркалом.
III. Раздел: Музыкальная грамота
Чтение ритмического рисунка. Доля сильная или слабая. Размер. Динамика f или p. Паузы, основные знаки артеляции. Лад (мажор или минор). Аккомпанемент, его роль и виды. Основные аккорды. Двухголосие, трехголосие, legato, staccatо. Крещендо и диминуэндо. Написание нот. Чтение партитур.
IV. Раздел: Слушание музыки
Сведения о музыке как о виде искусства. Жанры музыкальных произведений. Инструменты симфонического оркестра. Партитура. Опера. Балет. Подготовка к чтению стихотворений, показ иллюстраций, репродукции картин. Прослушивание музыки разного характера. Выполнение самостоятельно рисунков, используя ту цветовую гамму, которая соответствует характеру музыки. Посещение концертов, музыкальных спектаклей, просмотр кинофильмов.
Мероприятия воспитательно-познавательного
характера
Концертные выступления, как и в Центре, так и выездные концерты.
Итоговое занятие
Отчетный концерт для родителей и администрации.

Прогноз результативности 2 года обучения
По завершению данной программы учащиеся должны:
Знать:
- иметь достаточно сформированные вокально-хоровые навыки;
- понимать дирижерский жест;
- различать жанровые особенности;
- знать правила охраны голоса;
- иметь представления о композиторах разных эпох;
- понимать выразительные особенности звуковедения;
Уметь:
- слушать себя и соседа;
- ориентироваться в нотах;
- владеть навыками пения двухголосия;
- выдерживать динамическую окраску.



Примерный репертуарный список
Сл. и муз. Н. Четверяковой «Дождик»
Муз. В.Доморацкого «Лунный мальчик»
Муз. Серебрянникова, сл. Старшинова «Давайте сохраним»
Муз. Я.Дубравина, сл. В. Суслова «Песня о земной красоте»и.т д.
«Лето прошло» муз. А. Никульшие, сл. А. Ганин
«Косолапый дождь» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник


Методические условия реализации программы

Обучение участников эстрадного коллектива предполагает наличие умения принимать правильную певческую установку, пения без напряжения, свободно, с правильным дыханием. Огромное значение в обучении эстрадно-народному пению имеет дыхательная, артикуляционная, дикционная гимнастика. От правильности исполнения зависит красота, тембр, выразительность пения.
Пение произведений развивает чувство ритма, слуха, музыкальную память. Ребята так же одновременно с пение учатся двигаться под музыку.
В вокальной обработке используется старинный стиль исполнения, который уходит в далекое прошлое. Стиль народных песен различаются по регионам Беларуси. Современные народные песни позволяют заинтересовать учащихся на занятиях пения.
С большим интересом ребята принимают участие в творческих задания, особенно когда учащиеся сочиняют слова и музыку самостоятельно.
Формы организации обучения:
- массовая (мастер-класс, конкурсы, фольклорные дискотеки);
- групповая (ансамбль, концерты, семинары, экскурсии);
- индивидуальная (индивидуальная работа с учащимся, индивидуальная работа учащегося, домашняя работа).
В организации учебного процесса используются следующие методы обучения: практический, наглядный, слуховой.
Формы работы:
- рассказ;
- беседа, дискуссия;
- лекция;
- работа с книгой, нотным материалом;
- упражнения, игра;
- видеометод;
- аудиометод;
- театрализация, творческие задания.
По своему назначению используются следующие типы занятий:
- комбинированное;
- игра-путешествие;
- занятие-конкурс;
- игровое, творческое занятие;
- занятие-импровизация.
Система контроля освоения программы:
- Два раза в год проводится итоговое занятие. Оно может быть как в форме открытого занятия, так и в форме концерта.
- Результатом каждого уровня обучения является подготовка вокальных и ансамблевых номеров для концертных программ.

Для проведения занятий необходимо:
- просторное, проветриваемое помещение с хорошей аккустикой;
- наличие аудио и видео техники;
- совместная работа с хореографом;
- фортепиано;
- костюмы.

















Литература для педагога:
1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1983. – 96с.
2. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. – 352 с., ил.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.–415с.
4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 240с.
5. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: Г уманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000, - 304 с.: ноты.
6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 180с.
7. Левидов И.И. Детское пение и охрана голоса детей. – Л.: ВДХВД, 1935.–72с.
8. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса/Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. – М.: Просвещение, 1988. – 143с.
9. Фридкин Г.А. Практическое руководство по музыкальной грамоте: Учебное пособие. – М.: Музыка, 1997. – 296с.
10. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб.: Лань,1997. – 192с.

Литература, рекомендованная учащимся:
1. Великие композиторы: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Лом «Литере», 2004. – 96 с.
2. Кончаловская Н. Нотная азбука. Серия «Почемучка». - М.:ООО Издательство АСТ», 2000. – 60с.
3. Клёнов А.С. Там где музыка живёт. – М.: Педагогика, 1985. – 152с.
4. Весёлые уроки в школе и дома. (Учимся играя) /Авт.сост. Бугаёва З.Н. - М.:ООО Издательство АСТ», 2002. – 383с.
5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка. – М.:ООО Издательство АСТ», 2003 – 397с.
6. Великие музыканты XX века / Автор – сост. Д.Е. Сидорович – М.: «Мартин», 2003. – 512с.
7. Музыка. Что о ней должен знать современный человек: Словарь. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 608с.
8. Музыка: Энциклопедия/ Под ред. Г.В. Келдыш. - М.: Большая российская Энциклопедия, 2003 – 672с.
9. Современная энциклопедия. Музыка наших дней. /Под ред. Д.М. Волохин. – М.: Аванта+, 2002. –432с.: ил.





15