Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе- залог успешной воспитательной работы учащихся.


Использование инновационных технологий
в учебно-воспитательном процессе-
залог успешной воспитательной работы учащихся.
(слайд 1,)В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные педагогические технологии».
Прежде чем рассмотреть сущностные признаки инновационных педагогических технологий, уточним ключевые понятия «инновация» и «педагогическая технология».
(слайд 2) Слово инновация имеет латинское происхождение и в переводе означает обновление, изменение, введения нового. В педагогической интерпретации инновация означает нововведение, которое улучшает ход и результаты учебно-воспитательного процесса.
Целью инновационных технологий есть формирование активной, творческой личности , способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Современный процесс разработки и освоения инноваций предусматривает поэтапную деятельность педагогов.
Использование инновационных технологий позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов воспитательно-образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.
Классному руководителю XXI века нельзя оставаться в стороне от модернизации образовательного процесса.
Становление доброжелательных межличностных отношений происходит в результате совместной деятельности учащихся класса. К такой деятельности относятся классные часы, ведение классного фотоальбома, подготовка и проведение общешкольных мероприятий. Классные часы и утренники целесообразно сопровождать компьютерными презентациями, составленными либо учителем, либо учащимися. Поиск информации стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели.
(слайд 3) Краткая характеристика 3 Бкласса.
Количество учащихся в 3 Б классе – 16 человек: 11 мальчиков и 5 девочек.В основном класс благополучный. Социальное положение класса: в классе - 4 неполные семьи, 1-семья многодетная,.. Родители являются активными участниками и помощниками всех классных дел. В течение года велась работа с родителями, цель которой – дать психолого-педагогические знания через родительские собрания, консультации по социальным вопросам, вопросам педагогической коррекции складывающихся отношений между детьми и взрослыми в отдельных семьях, индивидуальные беседы об особенностях обучения, особенностях возраста и методах подхода в воспитании ребёнка, сохранению и укреплению здоровья. Каждую четверть проводится родительское собрание.
В коллективе существует организующее ядро класса – это группа активистов, т.е. ребята, которые наиболее хорошо проявляют свои знания, умения и навыки. Это Олжабаева Дильназ, Казиева Мадина,Биркель Алина ,Утешева Карина,Казтаев Руслан,Нургалиев Айдар. Эти ученики самостоятельны и настойчивы, требовательны к себе и другим, имеют авторитет внутри коллектива, т.к. выражают организаторские способности и проявляют заботу об отдельных товарищах.
Среди многообразия современных инновационных технологий я выделила для себя те, которые на мой взгляд можно использовать в работе с учащимися начального звена. Например : информационно-коммуникативные технологии, технологии проблемного обучения , развивающего обучения, игрового обучения , проектно-исследовательские технологии, технологии личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие технологии.
(слайд 4 )С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитательной работы я начала вводить информационно-коммуникативные технологии.
Если ранее при подготовке классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий я в основном использовала различные печатные издания и средства ТСО, то сегодня я имею возможность использовать электронные энциклопедии, Internet-ресурсы, могу заглянуть на форумы и посмотреть, чем занимаются коллеги, над чем они работают . Сегодня мы можем свободно, использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности.. Любой классный руководитель может найти полезную видеоинформацию для классных часов и родительских собраний.
Перед вами диаграмма , которая показывает наличие компьютеров в классе. В классе – 16 учеников. Количество компьютеров – 15. Доступ к Интернету имеют 14 человек. Таким образом почти весь класс подключен к сети Интернета.
Все мероприятия проводим с использованием ИКТ. При проведении родительских собраний использую презентации, где показываю все мероприятия , в которых дети участвуют, работы детей: сочинения, поделки, аппликации, грамоты. Родителям интересно узнать о жизни класса. Они сравнивают работы своих детей с другими работами, учатся правильно и красочно оформлять работы.
(слайд 5)Технология проблемного обучения
Цель проблемного обучения– развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся . Технологию проблемного обучения использую на занятиях по выбору. Например, при изучении темы «Путешествие по Франции и Великобритании» ребята самостоятельно находили дополнительную информацию по этой теме. Показали на компьютере в электронном варианте фото городов Парижа и Лондона, достопримечательности Эйфелеву башню и часы Биг-Бен, в бумажном, цветном варианте фото Лувра- одного из крупнейших музеев мира, фото Собора Парижской Богоматери, изображения государственных флагов. Подготовили сообщение о странах. Такая работа развивает познавательную активность, учит самостоятельно искать нужную информацию, воспитывает любознательность, интерес к другим странам.
(слайд 6)Технология развивающего обучения
Цель: развивающего обучения -развитие личности и ее способностей. Для развития способностей я задаю творческие задания. Пишем сочинения о друзьях «Мой лучший друг», в котором ребята рассуждают о настоящей дружбе. О преданности и предательстве. О проведенных интересных каникулах «Как я провел каникулы», о поездках «Мои путешествия», о своих любимых игрушках «Моя любимая игрушка». Ребята выступают с сообщениями на классных часах, прослушав, проводим обсуждения о бережном отношении к друг другу. Решали интеллектуальные задачи на занятиях по выбору. Также ребята участвуют в интеллектуальных конкурсах «Русский медвежонок», «Акбота», «Атамекен».
(слайд 7)Технология игрового обучения
Цель: игрового обучения - обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений. Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, активизируют деятельность, тренируют память, помогают выработать речевые умения, навыки, стимулируют умственную деятельность, развивают внимание и познавательный интерес к предмету. Игровые технологии использую при проведении классных часов «Мой друг- полицейский», «Защитники отечества», «Мой президент», «105 лет-Н.Н.Носову».и при проведении семейных праздников «День семьи», «День матери», «Осенний бал» и праздники к 8 Марта «А ,ну-ка девочки», конкуры поделок «Дары осени»,- «День именинника» , «Новогодние игрушки».
(слайд 8)Проектно-исследовательская технология обучения и воспитания в начальной школе
Эффективность использования технологии проектно-исследовательской деятельности в начальной школе - это не просто один из методов обучения- это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.
Начиная со второго класса мы пробовали проводить исследовательские работы в семье . с помощью родителей . Узнавали историю своих предков. Родители совместно с детьми .готовили презентации, рефераты.
Так ученики Олжабаева Дильназ, Казиева Мадина, Казтаев Руслан, Белоконов Станислав собрали информацию о своих бабушках и дедушках , узнали много нового интересного и поделились этой информацией с одноклассниками. Ребята выступили со своими сообщениями на районном семинаре.
(слайд 9) Сейчас мы работаем над проектом «Моя семья».
Цели проекта:
- Получение знаний о семье;
- Формирование уважительного отношения к своей семье;
- Воспитание чувства гордости за свою семью;
Основополагающие вопросы проекта:
- Что такое семья?
- Что было бы, если бы у человека не было семьи?
- Что объединяет всех членов семьи?
Мы собираем информацию о всех членах семьи: профессии, увлечения, занятия в свободное время. Вопросы для размышления :Как влияет семья на воспитание и развитие ребенка. Такая совместная деятельность сближает родителей и детей. Изучая историю своей семьи ребята узнают о военных, трудовых подвигах бабушек и дедушек. Они с гордостью рассказывают о них одноклассникам. На таких уроках воспитываются патриотизм, гуманизм, уважение к старшему поколению.
(слайд10)Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся.
Цель: Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
Большое внимание в течение учебного года уделялось методам обсуждения, анализу поступков и поведения учащихся. Если сравнивать со 2 классом личностный рост ребят вырос. Ребята стали правильно рассуждать , понимать, ответственно относится к поручениям.
(слайд10) Здоровьесберегающие технологии необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам сохранения его.
Соблюдаются санитарно-гигиенические условия:
Проветривание кабинетов
Температурное соответствие
Чистота
Световое и цветовое оформление.
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников.
(слайд 11) Благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество учебно-воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у учащихся, и у их родителей. Все виды работ способствуют воспитанию любознательности , наблюдательности, ответственности. Всё это способствует всестороннему развитию личности ребенка и его организации содержательного досуга, повышению уровня воспитанности учеников.