Статьи: Применение современных инновационных компьютерных технологий при обучении детей младшего школьного возраста


СтатьяПрименение современных инновационных компьютерных технологий при обучении детей младшего школьного возраста
Шестовец Мария Ивановна
В нашу жизнь всё плотнее входят современные инновационные технологии. Образовательные учреждения тоже не могут оставаться в стороне. И это относится не только к обучению детей в старших классах, но и учащихся классов начальной школы. Дети с младших классов особенно нуждаются во внедрении инновационных компьютерных технологий в обучающий процесс. При использовании ИКТ на уроках повышается уровень коррекции познавательной сферы и речи; уровень общего развития; происходит восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; идет подготовка к восприятию трудных тем учебной программы. Подбор педагогом учебного материала с помощью ИКТ открывает новые возможности в образовательном процессе детей. Для них важно все увидеть, понять что? откуда? и зачем?. А педагог, в свою очередь, для того чтобы донести всё это детям использует ИКТ в подборе иллюстративного материала к уроку; для оформления стендов, класса (сканирование, Интернет; принтер, презентация); подборе дополнительного познавательного материала к уроку окружающего мира, знакомство со сценариями праздников и внеклассных мероприятий; обмена опытом, знакомства с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья. Уроки с использованием инновационных компьютерных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста в частности, длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим, но и повышают мотивацию обучения. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает «оживить» урок, захватить внимание и экономить время, что помогает создавать динамические уроки.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
усилить образовательные эффекты;
повысить качество усвоения материала;
построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации; усиливает воздействие выступления. Использовать презентации можно на всех этапах урока. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях.
Презентации позволяют
наглядно представлять материал
интенсифицировать процесс объяснения нового материала
регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации
Преимущества работы с интерактивными досками
Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории
Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений
Позволяет регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации
Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске
Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их
Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост
Преимущества для учащихся
Делает занятия интересными и развивает мотивацию
Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков
Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала
Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям
Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе
Использование ресурсов Интернет
Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета)
Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией
Дает возможности для профессионального роста
Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала
Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся
Использование различных обучающих программ
Уроки практически не содержат текста — весь материал представлен видеоизображениями и анимированными интерактивными тренажерами, что наиболее подходит для детского восприятия
Мультимедийные уроки способствуют формированию у младших школьников логического мышления, развивают внимание и расширяют кругозор.
В своей работе использую готовые электронные учебники, составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, разрабатываю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, презентаций. Это позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач - наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности использую предметные коллекции, портреты, фотографии, иллюстрации объектов.
ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
Повышает качество знаний
Продвигает ребёнка в общем развитии
Помогает преодолеть трудности
Вносит радость в жизнь ребёнка
Позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
Создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе
Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников - необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство. Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для развития индивидуальных качеств.