Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРОЕКТА «НАША НОВАЯ ШКОЛА»


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРОЕКТА «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
Муразян О.В.
учитель начальных классов
МОБУ СОШ №24 г. Таганрога
e-mail: salvi-rose@yandex.ru С введением нового федерального государственного образовательного стандарта вся образовательная среда школы направлена на новый образовательный результат: формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД [4]. Необходимость формирования информационной компетентности младших школьников связана с освоением ими метапредметных универсальных учебных умений. Применение различных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе начальной школы, позволяет разнообразить формы и средства обучения, повышает творческую активность учащихся. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и  новых технологий, но и формирование творческих компетентностей у детей.
Для поддержания творческого потенциала ребенка, развития его познавательной активности, креативности мышления, нужно увлекать ребенка процессом учения, предлагать ему добывать знания самостоятельно. Поэтому использование в работе Интернет – технологий, дистанционных технологий обучения, направленных на каждого ученика, можно рассматривать как одну из возможных форм работы с детьми младшего школьного возраста.
Помощь в овладении учащимися информационной грамотностью оказывает мобильный класс, полученный в рамках реализации проекта «Наша новая школа». Цель проекта: проведение опытно - экспериментальной работы по использованию мобильного компьютерного класса (МКК) для внедрения современных информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы. Модель мобильного обучения «1 ученик – 1 компьютер» - это образовательная ситуация, в которой основным инструментом обучения школьника является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов [1]. Эта модель ориентирована на принцип "учиться всегда и везде».
Стремительно обновляющийся поток информации, новые технологии приводят к быстрому устареванию знаний и делают процесс обучения постоянным и непрерывным, «образованием длительностью в жизнь». В этом контексте проблема формирования высокой информационной культуры личности и освоения Интернет - технологий приобретает особое значение, а поиск способов ее формирования становятся приоритетным направлением модернизации сферы образования. Дистанционные образовательные технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Использование элементов дистанционных технологий в учебном процессе позволяет на практике реализовывать принцип современного образования «Ни один ребенок не оставлен».
Как показывает анализ научных публикаций и ресурсов сети Интернет, в работе с детьми информационные технологии используются по следующим направлениям. Во-первых, это использование сети Интернет для выхода на различные целевые группы, создания сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся проблемой развития творческого потенциала учащихся. Во-вторых, это поиск и выявление способных и одаренных детей (диагностика в режиме онлайн и офлайн). В-третьих, это психологическая и методическая консультационная помощь семьям учащихся. В-четвертых, это проведение медиа - уроков, в том числе с использованием электронных образовательных ресурсов для углубленного изучения какой-то одной темы или раздела предмета, повышения познавательной и учебной мотивации.
Существуют образовательные Интернет - ресурсы, с помощью которых дети могут удовлетворить свои образовательные потребности, посвящая себя целенаправленному и глубокому освоению предметов школьного и внешкольного цикла. Введение ИТ может быть реализовано, например, в использовании электронных образовательных ресурсов (ЭОР), объединяющих электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. К ним относятся:
видеоматериалы изучаемой темы, интерактивные задания;
тренажеры;
обучающие тесты для самоконтроля с целью лучшей усвояемости учебного материала.
На уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков применяем программы с тестовыми системами. Для создания  тестов используем генератор тестов. А также пользуемся электронными тестами, которые размещены на авторском образовательном сайте «Детский мир». Авторы разработали электронные тесты с нестандартными заданиями по русскому языку. Тесты содержат задания закрытого типа, содержащие вопрос и варианты ответов, направлены на углубление знаний по предмету, эрудированность, развивают языковое чутье, способность к нестандартному мышлению. Очень удобна интерактивная программа – тренажер «Проверка техники чтения» у младших школьников. Данный тренажер помогает систематически проводить мониторинг техники чтения, который отражает динамику развития и успешности. Работа с интерактивными тренажерами способствует формированию различных видов одаренности, позволяет повышать эффективность образовательного процесса в начальной школе, делает его непрерывным.
Активно используем Интернет - технологии во внеурочной деятельности, где происходит взаимодействие ученика и учителя в учебно – воспитательном процессе. Использование ИКТ во внеурочной деятельности возможно в нескольких направлениях: кружковая работа, исследовательская и проектная деятельность, творческие задания.
На внеурочных занятиях «Волшебный мир информатики» и «Я – исследователь» продолжается активная работа по использованию ИКТ. Клавиатурная программа «Фантазия», которую мы используем на занятиях для обучения, содержит много различных логических, познавательных заданий, различные лабиринты. Она даёт неоценимую помощь в развитии учащихся.
     В рамках  внеурочной  деятельности  учащиеся активно, с большим интересом работают в кружке «Мои первые проекты». Если раньше  ученики писали на бумаге, рисовали, клеили, то сейчас эту работу выполняем  на компьютерах.  Работаем группами, парами. Одни ищут информацию и печатают на компьютере,  другие подбирают картинки в Интернете. Каждый делает понемногу, затем соединяем в одно целое  и получается проект. Здесь используем программу Мicrosoft Power Point  и Мicrosoft Word. Такая форма работы позволяет увидеть и использовать индивидуальные способности каждого школьника, а главное, используя новые современные информационные технологии, привить детям вкус к творчеству и исследовательской деятельности. Самостоятельная практическая работа совершенствует навыки владения мультимедийной техникой. При создании проектов учащиеся учатся отражать личные цели, а также учитывать потребности коллектива. Особенно нравятся ребятам информационные и исследовательские проекты, которые направлены на сбор информации о каком - либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет).
Дети младшего школьного возраста активно принимают участие в сетевых проектах. Участвуя в сетевых проектах, самооценку ребенка повышает не только то, что он глубже изучил данную тему, но и то, что результаты его труда стали доступны всем, а в этом нам помогает именное пространство на сайтах. В процессе участия в сетевых проектах учащиеся получают возможность общаться и взаимодействовать со сверстниками из других регионов и стран, работать в команде, а также овладевать навыками безопасной работы в Интернете.
Возможности для общения в сети Интернет разнообразны: электронная почта, форумы, социальные сети и так далее. Анализ практического опыта работы с детьми показывает, что они используют ресурсы сети Интернет для:
удовлетворения базовой потребности в общении и самопрезентации;
решения задач обучения (например, оперативной и систематической связи с преподавателями). Если говорить об обучении, включение в образовательный процесс различных форм коммуникации с его участниками является одним основных элементов обучения и развития значимых социальных компетентностей;
ознакомления заинтересованных людей со своими интересами и идеями, или поиска единомышленников, установления контакта со специалистами и обмена мнениями по интересующему его вопросу;
общения в процессе работы над учебным заданием или внешкольным проектом в сотрудничестве с другими участниками.
Использование информационных и дистанционных технологий в работе с детьми позволяет решить задачу максимальной индивидуализации учебного процесса, что, как известно, является необходимым условием полноценной реализации творческих компетентностей у детей. Системным результатом работы является обработка модели внедрения и использования передвижного мобильного класса в учебно-воспитательном процессе школы. Появление мобильного класса расширяет возможности применения информационных технологий во всех сферах жизни школы.

Литература
Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2000 г
Кураева Н.М. Развитие творческих способностей учащихся особенности творческой одаренности // Электронный ресурс. Режим доступа: [http://shelgimn.ucoz.ru/publ/6-1-0-19]
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли: пособие для учителя.– 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с., С. 83.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009 г. №373.