Использование инновационных продуктивных технологий в работе с детьми ОВЗ


Использование инновационных продуктивных технологий в работе с детьми ОВЗ.
Учитель начальных классов МАОУ «Средняя школа №1» г. Ялуторовска Коптяева Светлана Александровна
Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас - педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество (слайд).
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.
Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых можно применять при работе с детьми ОВЗ (слайд)
Технология разноуровневого обучения
Игровые технологии
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Технология разноуровневого обучения.
Относительно новая технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.
А в настоящее время технология разноуровневого обучения является одним из ключевых направлений школы. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития.
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Считаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы провожу на контроль - обобщающих уроках. Определяю целью то, что ученик должен усвоить в конце раздела и составляю задания (разноуровневые).
Можно также применять и при изучении новой темы. Объясняю материал от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.
Анализируя знания учащихся с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:
Это обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Повышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.
Повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.
Игровые технологии
В своей работе я использую игровые технологии в следующих случаях:
В качестве части урока (при работе с терминами).
Словарная разминка, (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).
Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой - значения. Соединить стрелками слова и значение. Какая команда сделает быстрее?
Словарный аукцион. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним. У меня нарезаны квадраты разных цветов, которые я вручаю за ответы на уроке.
Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие.
Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.
Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка.
При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка.
Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка.
При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним словом, проводя уроки с использованием данной технологии, я пользуюсь принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с ОВЗ
Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.
На уроках использую заочные путешествия и экскурсии.
В современной практике постоянно растёт роль тестирования как одного из методов педагогических измерений. Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода электронные тесты. Контроль и самопроверку знаний позволяют осуществить электронные кроссворды. Большой интерес вызывают интерактивные кроссворды, позволяющие проверить правильность ответов.
На своих уроках использую элементы здоровьесберегающих технологии, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки.
В заключении хочется отметить, что образовательные технологии позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.