Конспект занятия кружка Мир театра. Тема. Учимся общаться друг с другом. Понятие « Общение», говорить и слушать.


Кружок «Мир театра» 3 класс. Учитель Трофимова Наталья Павловна.
Занятие 2.Тема. Учимся общаться друг с другом. Понятие « Общение», говорить и слушать.
Цель: Развивать умение слушать собеседника и умение договариваться друг с другом; работать над навыками бесконфликтного общения. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
Оборудование: сюжетные картинки.
Вступительное слово учителя. Примите информацию.
- Вспомните, что мы называем речью? (речь – это общение на каком-либо языке)
- В каких случаях общаться легче, а в каких труднее?
Среди видов устной речи самая простая – диалог. Диалог прост тем, что, если собеседнику что-то не совсем понятно, он может переспросить, уточнить, да и не всегда требуются развернутые фразы. Бывает, что все понятно с полуслова. Сложнее в монологе. Здесь ситуация общения такова, что слушатели если и могут что-то переспросить, то лишь после того, как все сказано. Да и говорящий должен гораздо больше заботиться о том, чтобы его речь была понятна от начала до конца.
В обоих случаях сложно то, что приходится говорить сразу и нет возможности подолгу выбирать слова или проговаривать одну и ту же фразу, совершенствуя ее. Если ты научишься находить сразу нужные слова, быстро и точно выражать свои мысли, то собеседник легко поймет тебя.
Твоя речь станет еще более ясной и понятной собеседнику, если твой взгляд будет направлен на него, жесты будут выразительны и точны, а произношение – четкое.
Очень важно, особенно в монологе, чувствовать себя уверенным. Знаешь, почему иногда хочется прочитать самому себе вслух стихотворение, которое ты уже выучил и которое надо будет завтра рассказать на уроке? Да потому, что это придает тебе уверенность.
В то же время и в устной речи необходимо ставить себя на место того, к кому обращаешься. Гораздо лучше, если ты будешь задумываться над тем, понятны ли твои слова собеседнику, какие чувства он испытывает, слушая тебя. Тогда и тебе понять его станет гораздо проще. Это важнейший навык общения с другими людьми. Поэтому можно сказать, что хорошо владеет речью тот, у кого развиты навыки общения.
Итак, в ходе общения каждому человеку приходится не только говорить (делиться знаниями, новостями, своим настроением, чувствами, интересами и др.), но и слушать своего собеседника.
Хороший слушатель обладает следующими качествами: смотрит в глаза, не перебивает, сочувствует, подбадривает, поддерживает, не шумит, выглядит заинтересованным, проявляет терпение, умеет держать паузу, ставит себя на место другого, проявляет неравнодушие, кивает, жестикулирует, улыбается, не возражает, не пытается постоянно высказывать свое мнение. Упражнение «Хорошее и плохое общение».
Всем детям предлагается выполнить в парах следующие упражнения.
1. Оба ученика говорят одновременно по минуте.
(Темы: «Любимая телевизионная передача», «А знаешь ли ты, что...» и др.) Учитель с классом обсуждает:
— Что вы чувствовали?
— Не казалось ли вам, что больше нечего сказать?
2. Пары разделяются на участника А и Б. Пока А высказывается в течение минуты, Б полностью его (ее) игнорирует. Затем они меняются ролями.
Задается вопрос:
— Как вы себя чувствовали, когда вас игнорировали?
3. А говорит минуту, Б внимательно слушает. Затем они меняются ролями.
Обсуждаются вопросы:
— В чем состояла разница между упражнениями?
— Как вы определили, что сейчас вас слушают?
Для достижения договоренности в ходе любых переговоров важно видеть глаза и лицо своего собеседника.
Упражнение «Что нужно для взаимопонимания».
Два ученика по желанию выходят к доске и садятся спиной друг к другу. Их задача – договориться о чем-нибудь (например, о совместной подготовке занимательной информации к уроку, о правилах какой-либо игры и др.).
Двум следующим ученикам предлагается вести разговор друг с другом в условиях, когда один из них сидит на стуле, а другой стоит. Через некоторое время дети меняются местами. Остальные одноклассники наблюдают за жестами, телодвижениями, мимикой собеседников.
Делается вывод о значении невербальных средств общения.
- Что значит «смотреть на мир глазами другого»?
4. Разыгрывание сцен. «Как поступить?»
Педагог раскладывает на своем столе сюжетные картинки конфликтного содержания.
Например, следующие:
1. Все сажают овощи, цветы, деревья, а один ребенок сидит без дела.
2. Двое детей едят что-то вкусное, а третий нет.
3. Дети играют, а у одного ребенка нет игрушек.
4. Два незнакомых ребенка встречаются у качели, оба хотят покачаться.
Ученики по очереди подходят к столу учителя, берут картинку, рассматривают и предлагают свой выход из ситуации. Придуманные ими ситуации и выходы из них разыгрываются. Учитель поощряет предложения детей, в которых конфликт разрешается мирно.
Подведение итогов занятия.
- Что интересного узнали на занятии?
- Что главное в общении?