Урок Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №87»
Сопроводительная информация:
Фамилия, имя, отчество учителя Варвус Наталья Евгеньевна
Дополнительное образование, объединение «Шахматы школе»
Класс 4 класс
Форма проведения: кружковое занятие
Тема занятия Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля.
Конспект занятия
Цель занятия:
Изучить технический приём в эндшпиле мат ферзём и королём одинокого короля
Систематизация и закрепление знаний учащихся о технике матования одинокого короля. Ферзь и король против короля.
Задачи:
Личностные: Прививать интерес и любовь к шахматной игре.
Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.
развивать аналитико-синтетическую деятельность
учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.
Познавательные:
повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фигур,
пополнить знания детей о чемпионах мира по шахматам
научить учащихся способам матования одинокого короля с помощью таких фигур как ферзь и король;
развивать умение ставить мат в несколько ходов с помощью ферзя и короля,
Регулятивные: Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.
Коммуникативные: Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности.
Оборудование:
Проекционная система (проектор, экран), компьютер, флип чат урока.
Аннотация к занятию: Рассмотрение типичных матовых позиций при матовании ферзём и королём. При матовании ферзём и королём одинокого неприятельского короля оптимальная
стратегия - постепенное его оттеснение на одну из крайних линий. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика
Ход занятия.
Этап урока Содержание занятия
1.Мотивация к учебной деятельности 1.Организационный момент
- Добрый день. Сегодня у нас с вами необычное занятие. К нам пришли гости. Поприветствуйте. Хорошо! Давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям, пожелаем хорошего настроения и удачной игры.
-В королевство шахмат прогулку совершим, о жителях , что помним, сегодня повторим.
2. Погружение в тему занятия. Задания на развитие логического мышления. - Итак, мы уже познакомились с основными правилами шахматной игры, и пришло время попрактиковаться.
Эпиграфом занятия послужит изречение третьего чемпиона мира по шахматам
ХосЕ КапаблАнки:
«Научиться играть в шахматы легко, но трудно научиться играть хорошо»

- А знаете ли вы, что в настоящее время проходит чемпионат мира по шахматам. За звание чемпионов идёт борьба между Сергеем Карякиным и Магнусом Карлсеном- А каких чемпионов мира по шахматам знаете вы?
Игра «Разминка»
Чемпионат мира по шахматам. Ребус

- Молодцы!
Формулирование темы урока и постановка целей
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8 Блиц - опрос
1. Что такое мат? (когда королю некуда ходить)
2. Что такое шах? (угроза королю - ему следует уйти или закрыться)
3. Что такое пат? (ничья)
4. Какая фигура бесценна на шахматном поле? (король)
5. Сколько полей в горизонтали? (8)
6. Кая фигура самая сильная, почему? (ферзь, т.к. имеет множество ходов)
7. Продолжи правило: Ферзь любит…………….. (свой цвет)
8. Какой цвет фигур ходит всегда первыми? (белый)
9. Согласен ли ты, что для постановки мата ферзь и король: стараются загнать неприятельского короля в центр? (нет)
- Как вы поняли из блиц-опроса , о каких шахматных фигурах пойдёт речь на занятии? (ферзь и король)
Ферзь с королём – самые главные в войске своём. Чтобы не путать, какие поля тут для ферзя и для короля, Нужно запомнить одну из примет:
ФЕРЗЬ ВЫБИРАЕТ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ЦВЕТ – Белый на белом квадрате стоит, Чёрному чёрный удачу сулит. Есть свой квадрат у любого ферзя, Путать ферзей с королями нельзя!
- Но иногда ферзя называют…….
Видео
- А что мы знаем о короле? (бесценная фигура, короткий шаг, два короля на одном поле не встречаются)
- Как ходят эти фигуры?
Активизация знаний
- Как понять выражение «Одинокий король»?
– Где у него больше возможности для хода? (в центре)
- Получается, что в центре поля у короля большая подвижность.
– А на каком поле у него мало шансов уйти от шаха? ( В углу шахматного поля у короля малая подвижность).
- Сделаем вывод, чтобы поставить мат королю, мы должны………. (ОГРАНИЧИТЬ ЕГО ПОДВИЖНОСТЬ).
– Сегодня мы будем учиться ставить мат с помощью ферзя и короля
Решение шахматной задачи
Слайд 9 - Рассмотрим типичные матовые положения
Решение шахматных задач

« Шах или мат»


« На крайнюю линию»

«В угол»


«Ограниченный король»

Закрепление материала
Решение дидактических задач.
- Сейчас я предлагаю вам решить задачи:
Белые начинают и объявляют мат в один ход. Покажи верный ход стрелкой.

Найди такой ход за белых, чтобы после ответного хода чёрных можно было поставить мат. Покажи стрелкой и запиши.

«Мат в два хода». Ход чёрных. Подсказка: вначале сделай хитрый ход ферзём. Решение покажи стрелками и запиши.

« Мат в три хода». Ход белых. Не попадись в патовую ловушку. Один из вариантов запиши.

Играем в шахматы Практическая работа
Двусторонняя игра. Закрепление метода. С переменой цвета игроками и подсчетом количества ходов.

Играем в шахматы друг с другом
А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и разыграйте данную позицию со своим соседом, записывая ходы.
Прежде чем перейти к практике ещё раз повторим шахматную нотацию, поскольку мы теперь будем её постоянно использовать. Существует полная нотация, которая указывает, с какого на какое поле пошла фигура. В краткой нотации указывается только конечное поле, на которое встала фигура. Если в данной позиции две одинаковые фигуры могут пойти на одно и то же поле, то в нотации указывается вертикаль, на которой находилась именно та фигура, которая сделала ход. В случае, если эти две одинаковые фигуры находятся на одной вертикали, то в нотации указывается горизонталь, на которой находилась именно та фигура, которая сделала ход. Помимо обычных ходов фигур, существует ещё ряд обозначений в шахматах, с которыми мы тоже познакомились.
7. Рефлексия - Получилось ли у вас поставить мат с помощью ферзя и короля?
- Сегодня мы говорили о технике матования одинокого короля. Ферзь и король против короля.- Что это такое? При матовании ферзём и королём одинокого неприятельского владыки оптимальная стратегия – постепенное его оттеснение на одну из крайних линий. Ферзь и один в состоянии загнать вражеского короля на крайнюю линию, а затем можно подвести поближе и объявить мат, но быстрее выигрыш достигается совместными действиями ферзя и короля.
- На следующем занятии мы продолжим практику в данной технике.Спасибо всем. Молодцы!