Авторское пособие «Учимся слушать звуки вместе с мамой»



Авторское пособие « Учимся слушать звуки вместе с мамой»


(Для детей, у которых нарушен речевой слух и для родителей, которые хотят помочь своим детям самостоятельно).
Доступное пособие по логопедии, с помощью которого родители смогут самостоятельно обучать своих детей звуковой культуре речи. Это пособие поможет взрослым понять, а потом и научить своих детей правильно слышать звуки речи.
Пособие состоит из карточек, которые я нарисовала 20 лет назад и пользуюсь ими до сих пор, практически не меняя. Это 9 карточек, на которых нарисованы все группы звуков, которые чаще всего нарушают и путают дети.






Первая группа – свистящие звуки. Они раньше других звуков появляются в речи детей. На карточках изображены– ВОДА, КОМАРИК,СИНИЧКА. Соответственно написана буква у водички – С, у комарика – З, у синички – Ц.


На всех картинках есть схематичные изображения: губы – УЛЫБКА, зубы – ЗАБОРЧИК, язык – ВНИЗ, воздушная струя, холодая – СНЕЖИНКА, если звуки глухие (С, Ц) – колокольчик перечеркнут, если звуки звонкие – колокольчик не перечеркнут.
Схема очень простая. Если ребенок маленький, ему достаточно просто показывать карточки и произносить звуки: Водичка – ССССССССС, послушай и повтори. Комарик звенит – ЗЗЗЗЗЗ. Синичка поет песенку – ЦЦЦЦЦЦ. Повтори или спой со мной. Делать это нужно по возможности часто. И когда малыш запомнит звуки и будет узнавать картинки, можно спросить, как поет водичка, комарик, синичка? Или по другому: я тебе спою, а ты отгадай, кто тебя позвал и покажи картинку.
Если дети постарше, с 5 лет можно обращать внимание на губы – УЛЫБКА, на зубы – ЗАБОРЧИК, на язык – ВВЕРХ. При этом очень хорошо будет, если мама заранее потренируется перед зеркалом сама, а потом попробует вместе с малышом. Звуки желательно произносить четко и ясно, без дополнительных гласных. Ни СЭ, ни ЭС, а ССССССС! ЗЗЗЗЗЗ! Ц Ц Ц Ц Ц !
Обязательно красиво держим губы, зубы и язык! Можно подуть на ладошку и ощутить холодную струю воздуха.
На эти занятия уходит достаточно много времени. Конечно, все зависит от степени сформированности звуков у ребенка. Если постоянно проводить эту игру, у ребенка звуки встанут по подражанию. Если же есть дефекты в строении речевого аппарата и более серьезные неврологические нарушения, упражнения можно и нужно выполнять. Для этого просто необходимо больше времени и консультация специалиста.
Группа свистящих звуков встает, как правило, у детей с 2 до 5 лет.

Следующая группа звуков - шипящие звуки. Эти звуки встают позже свистящих. И часто дети путают свистящие-шипящие. С – Ш, З - Ж.



Карточки со звуками Ш, Ж так же показываем детям и предлагаем послушать, как шипит гусь, когда сердится. Он вытягивает шею, делает сердитый клюв и даже поднимает во рту язычок. ШШШШШШ.
А жук жужжит ЖЖЖЖЖЖЖ. Если ребенок маленький 3-4 года и речевой аппарат еще не готов удерживать губы, зубы и язык в нужной позиции, достаточно, что бы ребенок смотрел, слушал, запоминал, а потом начал узнавать эти звуки в речи окружающих и у себя. Мы не занимаемся постановкой звуков у ребенка, мы формируем ему речевой слух. Даем правильный образец каждого звука и как бы «привязываем звуки к отдельным предметам», даем ребенку опору. Ему так легче запомнить.
Если ребенку уже 5-6 лет, активно предлагаем ему обратить внимание на схему. Губы – СЕРДИТЫЕ, КВАДРАТИКОМ, зубы – ЗАБОРЧИК, язык – НАВЕРХ, за верхние зубы, воздушная струя – ТЕПЛАЯ, СОЛНЫШКО. Можно даже подуть ребенку на ладошку – теплый воздух.
Неплохо будет маме заранее потренироваться перед зеркалом, а потом повторить все вместе с сыном или дочкой. Не ждите быстрых результатов. Помните, мы не занимаемся постановкой звуков, а воспитываем правильный речевой слух! Нарушение фонематического слуха лежит в основе всех звукопроизношений!

Следующая группа звуков, тоже относится к шипящим. Но у них другое положение и сочетание губ и языка.



ЩЕТОЧКА чистит одежду, обувь, зубы ЩЩЩЩ. ПАРОВОЗИК едет и поет ЧЧЧЧ Обращаем внимание малыша 3-4 лет на звуки ЧЧЧ, ЩЩЩ. При этом показываем ему на свои губы: они вытянуты вперед и чуть улыбаются. Звуки произносим резко, сильно, напряженно. Покажите разницу между этими звуками, пускай малыш покажет, где паровозик, когда вы поете ЧЧЧ, а где щетка, когда вы говорите ЩЩЩ. Достаточно, что бы ребенок сначала просто слушал, узнавал и различал эти звуки на картинках. А потом можно попробовать узнавать знакомые звуки без опоры на картинку.
Если ребенку 5-6 лет, активно предлагаем посмотреть на схему и попробовать отодвинуть язык назад, вглубь рта, сделать короткий, толстый язык, не поднимать и не опускать его за зубы.
В образовании этих звуков большую роль играют губы и резкий выдох. Часто эти звуки появляются у детей по подражанию раньше, чем Ш и Ж.

Следующая группа звуков, так называемые соноры, звуки Л и Р. Встают у детей самыми последними, в 5-6 лет, а то и позже, так как требуют особой подготовки языка и губ, а так же всех мышц речевого аппарата. Не смотря на это, знакомить со звуками и формировать речевой слух по узнаванию и различению этих звуков можно с трех лет.




САМОЛЕТ гудит, говорим мы малышам 3-4 лет и тянем звук ЛЛЛЛЛЛ, при этом хорошо вытягиваем губы вперед, но не как УТОЧКА УУУУ, а губы в форме квадрата. Можно показать ребенку положение языка. Язык максимально прижат к передним зубам. А иногда можно чуть-чуть прижать кончик языка зубами. Должен хорошо слышаться звук ЛЛЛЛЛ, а не ВВВ и не УУУ, и не ГЫ. Это наиболее частые замены звука Л. Этот звук очень хорошо встает по подражанию в младшем и среднем дошкольном возрасте. А в старшем дошкольном возрасте приходиться тратить массу времени на переучивание детей. В этом звуке активны губы и кончик языка, который напрягается и прижимается либо к зубам, либо в альвеолы. Если в течении длительного времени показывать ребенку картинку и петь эту песенку самолетика правильно, четко, внятно, артикулируя губами, зубами и языком, ребенок постепенно сам начнет подстраивать свой речевой аппарат. А слух
мы ему уже сформируем к этому времени.
Не могу умолчать информацию о мягком ЛЬ, ЛЬ, ЛЬ, Этот звук качественно отличается от ЛЛЛЛ. Язык широко прижат к небу и губы улыбаются ЛЬ, ЛЬ. Так же при частом показе легко закрепляется у детей в младшем возрасте.
Последний звук, о котором чаще всего говорят и беспокоятся родители, это звук РРРР. Самый верхний по положению языка и требующий сильного напряжения языка. Здесь необходимы особые комментарии в работе с этим звуком. Конечно, показываем детям картинку и говорим, что собака рычит: РРРРР. При этом обязательно открываем рот и показываем ребенку язык, поднятый к верху, за зубы. А так же вибрацию кончика языка от того, что мы на него дуем. Это можно показывать детям 4-5 лет, но просить повторить упражнение будет неразумно. Речевой аппарат ребенка надо готовить с помощью упражнений. Использовать эту картинку и давать образец правильного звука необходимо с целью, предупредить формирование горлового звука. Можно сказать ребенку, что звук РРРР живет на кончике языка, а не на горлышке. И подтвердить слова показом. Подуть на язык и вызвать вибрацию. Можно даже высунув язык изо рта. Если ребенок не может дуть на язык, начинайте дуть на губы БРРРР.
Если звук у ребенка в 5-6 лет не встал, необходима консультация логопеда.


Работать с карточками очень удобно. Ребенок быстро запоминает картинки. Начинает узнавать звуки. Малышам достаточно просто часто показывать картинки и петь звуки. А детям постарше обращать внимание на положение губ, зубов, языка, состояние воздушной струи (дуть на руку) и работу голосовых связок (руку на горло), если звук звонкий, горлышко звенит как колокольчик, если глухой - горлышко молчит.
В моей практике были дети, которые не могли долго сидеть и выполнять гимнастику для язычка, повторять звуки. Мы в течение года проводили развивающие занятия, в начале которых 5-7 минут рассматривали эти карточки и пытались правильно произнести каждый звук. Сначала ребенок просто повторял за логопедом, потом пытался отгадать, какой звук его позвал. А потом сам старался назвать правильно. В этой работе было видно, какие звуки даются легко, а с какими придется работать дополнительно.
В результате, к концу занятий был сформирован правильный слух, и звуки стали получаться как бы сами по себе. Можно сказать по подражанию. А ведь именно так и должно происходить в семье, где правильно организована речевая среда: все взрослые говорят, четко и внятно проговаривая все звуки, и тем самым дают детям образец красивой речи.







Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 4Рисунок 6Рисунок 7Рисунок 14Рисунок 17Рисунок 1815