Проект по логопедии Совместная деятельность учителя-логопеда с педагогами и родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми


Логопедический проект
«Совместная деятельность учителя-логопеда с педагогами и родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми»
«От того, как прошло детство,кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердцеиз окружающего мира — от этогов решающей степени зависит, какимчеловеком станет сегодняшний малыш»В. А. Сухомлинский
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг. Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно-ответственными участниками образовательного процесса.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
В ходе логопедической работы необходимо:
помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:
ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;
необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, музыкальный руководитель, воспитатели.
Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Логопед советует»
выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
Сроки реализации проекта: 2014-2015 годы.
Ожидаемые результаты:
Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях.
Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Логопед советует».
Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Эффективность данных результатов
Для детей Для родителей Для педагогов Для ДОУ
положительная динамика речевого развития;успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;индивидуальный подход к каждому ребенку. положительная оценка деятельности ДОУ;готовность и желание помогать ДОУ;использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время. положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;удовлетворенность собственной деятельностью;качественно организованная система повышения квалификации;учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов благоприятные условия для профессионального роста педагогов;повышенный статус ДОУ
Возможные риски:
трудности взаимодействия с родителями, злоупотребляющими ПАВ.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
Создание рабочих групп по интересам.
Подбор упражнений для развития мелкой моторики.
Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.
Легкие упражнения для языка и губ — выполнение в игре.
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1).
Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. 
2 этап — основной (практический).
Задачи:
разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.
Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.
Средства и методы проекта:
проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой и выразительной речи.
проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
создание информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал);
Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках).
подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.)
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. 3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов района, республики.
Перспективный план реализации проекта
Nп/п Срок Формы иметоды работы Содержание работы Результат Ответственный
1.Подготовительный этап  сентябрь Анкетирование родителей Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развитияПодбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др.Установление единых требований родителей и учителя-логопеда к ребенку, посещающего логопункт. Анкета для родителей Учитель-логопед
2 этап Октябрь Семинар-практикум
«Традицион и нетрадицион упражнения для развития мышц речевого аппарата». Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики Протокол проведения мастер -класса, отзывы родителей. Учитель-логопед
Ноябрь Семинар-практикум«Пальчиками играем - речь развиваем» Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики Протокол проведения семинара-практикума, отзывы родителей Учитель-логопед
Декабрь Консультации
«Речевое дыхание -основа правильной речи» Тематическая консультация с практической частью. Протокол проведения консультации, отзывы родителей. Учитель-логопед
Январь «День открытых дверей» Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются. Протокол проведения мастер - класса, отзывы родителей. Учитель-логопед, воспитатели
Февраль
Март
Апрель Мастер-классИспользование мнемотехники в коррекционной работе

Выпуск журнала «Речевичок»
для заботливых родителей и смышленых детей
выпуск
мини-газеты «Капелька» Обучение составления рассказа по схеме-мнемотаблице, заучивание стихов, потешекПротокол проведения мастер класса, отзывы родителей. Учитель-логопед
Май Праздник красивой и правильной речи «День рождения звуков» Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях Протокол проведения праздника, отзывы родителей Учитель-логопедМуз. рук-л
Ежемесячно «Домашняя игротека» Знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей. Картотека игр и упражнений Учитель-логопед
Еженедельно Индивидуальные консультации Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам Журнал регистрации консультаций для родителей Учитель-логопед
Ежемесячно Оформление информацион-методического стенда «Уголок логопеда» Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей Учитель-логопед
3. Заключительный этап Май Мониторинг(анкетированиеработы логопеда с родителями Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей Анкета для родителей   Май Мониторинг детей Выявление уровня речевого развития детей Логопедическая диагностика  
  Апрель Участие в РМО Презентация проекта    

Список литературы:
Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.
Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.
Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997.
Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.