Статья на тему: Современный урок английского языка в свете требований ФГОС


Современный урок английского языка в свете требований ФГОС
Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей основного общего образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка также претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности.Урок английского языка в современных условиях становится гибким и разнообразным по методам преподавания и насыщенным по использованию новых технических средств. Главноетребование к его организации заключается в том, чтобы научить воспитанников общаться на иностранном языке, применять полученные знания в жизни. Иностранный язык перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития.
«Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимальные знания, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному их поиску, научить добывать знания и пользоваться ими» - эти слова знаменитого историка-обществоведа Константина Кушнера наилучшим образом демонстрируют цель современного урока, урока интересного и обучающимся и педагогу.
Какие навыки и умения необходимо сформировать у современного обучающегося? На этот вопрос стандарт дает нам четкий ответ - развивать личность, формировать УУД и предметные знания. Эти требования являются для нас основным ориентиром при разработке плана урока.
Урок должен проходить в комфортной психологической атмосфере.Достичь этого нам помогают такие приемы как создание ситуации успеха для каждого суворовца, путем применения разноуровневых заданий, дифференцированного подхода к обучению, учета индивидуальных особенностей воспитанников.
В соответствии с собственными наблюдениями и благодаря консультациям с психологами составляются индивидуальные портреты суворовцев, что помогает наладить личный контакт, добиться взаимопонимания и расположения со стороны обучающихся. Ведь если педагог не слышит суворовца, не видит его проблем, не предлагает способы и пути их решения, работает с классом фронтально, а не индивидуально организовать урок по новому невозможно.
Урок должен быть деятельностным. Для этогоиспользуются приемы активизирующие деятельность суворовцев: это пантомима, соревновательные моменты, работа в группах и парах, проектная деятельность на уроках. Все это позволяет обучающимсяпроявить свою индивидуальность, вызывает положительные эмоции, повышает интерес к изучению языка.
При разработке технологической карты урока продумывается организацияучебных ситуаций, направленных на формирование необходимых образовательных результатов – УУД:личностных, регулятивных, коммуникативных.
Совершенно очевидно, что при совместном целеполагании и определении темы урока, происходит формирование регулятивных УУД у суворовцев.Они учатся планировать собственную деятельность на уроке, направленную на достижение поставленных целей.
Групповые и парные виды работ, обсуждения и диалоги позволяют формировать коммуникативные качества суворовцев.
Организуя самостоятельную работу с учебником, применяя приемы взаимообъяснения, используя задания, развивающие логическое мышление суворовцев, самостоятельный поиск информации, формируются познавательные УУД.
Безусловно, занятие должно быть логически продумано и выстроено. Добиться успешного осознания и осмысления языкового материала на уроке,помогает использование рефлексии. Проведение этого этапа помогает суворовцам осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью урока, определять своё знание или незнание. Суворовцы подводят итоги не только в конце занятия, но и по завершению каждого этапа урока, используя такие фразы, как: сегодня я узнал…, мне было интересно…, я затруднялся…, я выполнял задания…, я понял, что теперь я могу…, я научился…, у меня получилось…, я смог… . Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как должна проводиться не только самооценка, но и взаимооценка суворовцев. Для чего это нужно? Во-первых, для того чтобы понимать, как происходит оценивание, знать его критерии и активно использовать в своей деятельности. Во-вторых, для формирования адекватной самооценки. Рефлексия помогает формировать понимание: «У меня есть право на ошибку, ведь я учусь», делает процесс познания более осмысленным, вызывает желание работать над собой.
Нельзя не отметить важность рефлексии собственной педагогической деятельности. Ведь если педагог не обладает качеством анализа собственных действий, вряд ли он научит этому своих воспитанников. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность обучающихся и педагога, позволяющая совершенствовать учебный процесс, более эффективно осваивать учебный материал и формировать способы действий.
Несомненно, нельзя забывать о том, что мы живем в веке научно-технического прогресса, что дети, которых мы обучаем, это дети 21 века, самые образованные в сфере технологий. Они не представляют себе жизнь без компьютеров.Поэтому неотъемлемой частью занятий является применение технических средств обучения.
В наши дни уже никого не нужно убеждать в том, что обучение иностранному языку невозможно без использования таких современных технологий обучения, как обучение в сотрудничестве, использовании метода проектов и информационных технологий.
Поскольку новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно подростки, то и обучение должно строиться с использованием последних достижений науки и техники. Поэтому ИКТ становится неотъемлемым помощником в повышении интереса суворовцев к изучаемым проблемам и развивает наглядно-образное мышление.
Использование ИКТ позволяет не только в увлекательной творческой форме продуктивно решать многие задачи занятия, но и осуществлять обучающую, коммуникативную, познавательную деятельность.
Совершенно очевидно, что использование презентаций MicrosoftPowerPoint повышает эффективность урока. Так, на уроках английского языка в 5,6 и 8 классах необходимость использования презентации возникает, когда материал урока содержит большое количество иллюстративного материала. Применение компьютерной презентации позволяет существенно повысить эффективность урока, помогает при изучении лексики; обучении диалогической и монологической речи; отработке грамматических явлений.
Использование мультимедийной установки и интерактивной доски значительно облегчает процесс изучения языка через реализацию одного из принципов обучения — наглядности.
Особый интерес у суворовцев вызывает работа с лингафонным оборудованием.Более того, лингафонный кабинет обладает рядом необходимых функций, которые являются неотъемлемой частью учебного процесса. На уроках с использованием лингафонного оборудования, доступны несколько видов работы: парная, групповая, индивидуальная работа. Программа позволяет преподавателю подключаться к любому из обучающихсяв любой момент, контролируя ход занятия.
Особенно это актуально при работе в парах или группах. При обучении устной речи, пара может составлять диалог под контролем преподавателя, в то время как остальные обучающиеся выполняют другие задания. Для проверки задания здесь возможно использовать прием взаимоконтроля.
Лингафонный кабинет – отличный способ обеспечить эффективность восприятия информации. Использование лингафонного кабинета позволяетспланировать занятие таким образом, чтобы каждый суворовец изучал предмет в соответствии со своими индивидуальными особенностями.
Что же является самым главным в современном уроке?
В соответствии с ФГОС упор на занятиях должен делаться на взаимодействие обучающихся и педагога, а также взаимодействие самих воспитанников между собой. Суворовец должен стать живым участником образовательного процесса. И это, конечно, никак не может обойтись без использования современных педагогических технологий. Использование технологий позволяет проводить интересные уроки, проектировать учебную деятельность, которая помогает достичь требуемый результат. Суворовцы при этом учатся высказывать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения, - у них формируются чувства сопереживания, умение жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя, слушать и слышать друг друга.
Приведем пример урока английского языка в 5 классе по теме «Англоговорящие страны», проведенного поУМК «Английский в фокусе» в соответствии с ФГОС.
На данном уроке преследовались следующие цели:
Практические:
1.Совершенствовать фонетические навыки.
2.Продолжить формирование грамматических навыков – речевой конструкцииWhereareyoufrom?; системы личных местоимений; спряжения глагола tobe.
3. Ввести и закрепить новую лексику по теме: "Англоговорящие страны".
4. Отработать навыкичтения.
Развивающие:
1. Развивать познавательные процессы, используя на уроке карту, смарт доску.
2. Развивать речевые способности, память, мышление, воображение.
3.Развивать языковую догадку путем интерференции родного языка с английским языком.
4. Создавать условия для рефлексии собственной деятельности.
Образовательные:
1.Развивать умения, составляющиелингвистическую компетенцию: сопоставление языковых явлений в изучаемом и родном языках.
2. Освоить в связной речи грамматические структуры с глаголом tobe.
Воспитательные:
1. Воспитывать толерантность и уважение к культурным ценностям народов мира.
2. Воспитывать личностьобучающихся на основе общечеловеческих ценностей.
3. Воспитание самостоятельности.
На этапе целеполагания и мотивации использовался приём "Мозговой штурм".Преподаватель, мотивируя познавательную деятельность обучающихся, поставил вопрос:Подумайте и скажите значение идиомы: "Somanycountries, somanycustoms" (Сколько стран, столько и обычаев).После того, как идиома переведена, преподаватель просит сказать, что данная идиома означает. Создает проблемную ситуацию (просит выдвинуть предположения о теме урока и спланировать деятельность на уроке). Суворовцы успешно справились с этапом целеполагания.
Данный урок содержал коммуникативный компонент. Суворовцы знакомились с разными городами мира. Шло формирование целостного представления о мире. Предусматривалась интеграция урока английского языка и географии. Ставился проблемный вопрос: Где расположен тот или иной город и обучающиеся с опорой на карту, должны были решить эту проблему. Работая над изучением нового материала, суворовцы добывали знания как индивидуально, так и в группах.
На занятии прослеживается работа над всеми видами речевой деятельности. Присутствовал лингвистический аспект. Была продолжена работа по формированию грамматических навыков, речевой конструкции«Whereareyoufrom?», шла работа над употреблением личных местоимений, спряжением глагола tobe.
Фонетическая работа так же присутствовала на уроке. Обучающиеся работали над звуками и своим произношением в лингафонном кабинете, повторяли слова с этими звуками, работали над интонацией, повторяя за диктором.
На уроке присутствовал социокультурный аспект. Суворовцы знакомились с англоговорящими странами и их столицами, связывали, увиденные на слайдах достопримечательности, с той или иной страной.
Атмосфера во время занятия быладоброжелательная. Слабым воспитанникам старались помочь сильные обучающиеся. Такая работа вызывала меньше страха у слабых воспитанников. При работе в группах приходилось отвечать всем, хотя слабым доставался и более лёгкий материал, но они пытались говорить. Работа была построена по нарастанию сложности (сильный формулирует вопрос, средний отвечает, а слабый повторяет). Наибольший интерес вызывала работа с компьютером и со смарт доской. Обучающимся была представлена презентация MicrosoftPowerPointна тему «Англоговорящие страны», из которой они узнали о достопримечательностях и интересных фактах этих стран. Такой вид работы побуждает даже слабых воспитанников к активной деятельности. Вызывает у них огромный интерес.
При изучении нового материаласоздавалась проблемная ситуация. Были использованы такие методы обучения как: показ, объяснение, организация тренировки, практика общения, исправление ошибок, оценка.Во время закрепления нового материала был применен дифференцированный подход. Слабоуспевающим суворовцам было предложено назвать столицу англоговорящей страны, опираясь на иллюстративный материал. В то время, как сильные обучающиеся должны были сформулировать монологическое высказывание об одной из англоговорящей стране.
На уроке был использован метод поощрения. За правильные ответы, обучающиеся получили бонусы, суммакоторых в конце урока составляла их отметку. Зная это, суворовцы старались работать активнее, чтобы как можно больше получить бонусов. На данном этапе занятия применялась такая технология, как АСО (Адаптивная система обучения).
Но всё же трудности на уроке были. Слабые суворовцыбыли малоактивны на некоторых этапах урока. У них были выявлены грамматические ошибки при написании словарного диктанта. С такими суворовцами ведется работа во время индивидуально-групповых занятий.
Мало времени осталось на диалогическую работу, поэтому им было дано задание на самоподготовку: составить диалог по образцу в учебнике и разыграть его в парах. В целом урок достиг своих целей. В конце занятия был подведен его итог. Произошло обсуждение того, что суворовцы узнали нового об англоговорящих странах, а также каждый воспитанник оценил свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность и эффективность работы группы. Во время этапа рефлексии, обучающиеся использовали следующие фразы, высвеченные на экран: сегодня я узнал…, было интересно…., было трудно…, я выполнял задания…, я понял, что…, теперь я могу..., я научился….. Проведение этого этапа помогает суворовцам осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью урока, определять своё знание или незнание.«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором преподаватель, лишь направляет обучающихся и дает им рекомендации в течение урока. Поэтому воспитанники ощущают, что ведут урок сами.