Методическая разработка Серьезное образование для маленьких детей — играючи! ИКТ в индивидуальной работе учителя — логопеда с детьми с ОВЗ


Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 32 «АБВГДейка»
Серьёзное образование для маленьких детей - играючи!
Информационно - коммуникационные технологии
в индивидуальной работе учителя – логопеда с детьми с ОВЗ
Меркулова Татьяна Михайловна - учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Арсеньевский городской округ
2015 год
Аннотация
Данная методическая разработка является опытом работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ 4-7 лет в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения.
Описаны этапы работы с детьми, начиная с артикуляционной гимнастики, программное обеспечение, результативность. Приложение содержит описание некоторых игр, конспекты индивидуальной деятельности с детьми, фотоиллюстрации.
Методическая разработка адресована учителям-логопедам.
Содержание:
1. Введение.
2. ИКТ в индивидуальной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.
2.1. Цели и задачи использования ИКТ.
2.2. Взаимосвязь участников программы.
2.3. Программное обеспечение.
2.4. Результативность использования ИКТ в работе учителя-логопеда.
3. Выводы.
4. Приложение.
1) Примерный план использования компьютерных игр в коррекционной работе
с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
2) Картотека авторских компьютерных игр для индивидуальной работы (фрагмент).
3) Описание некоторых компьютерных игр и упражнений.
4) Примерные конспекты занятий.
5) Варианты зрительной гимнастики.
6) Отзывы родителей.
7) Фотоиллюстрации.
8) Копии дипломов и сертификатов (выборочно).
9) Список использованной литературы и Интернет-ресурсы.
Введение
Свою работу   по использования ИКТ  я начала несколько лет назад. Мне нравится осваивать новейшие достижения педагогической науки и практики, познавать и открывать для себя что-то новое, поэтому я активно использую разработки в этой области в различных видах деятельности (с большими и малыми подгруппами, на занятиях по развитию речи, звукопроизношению, обучению грамоте).
Применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, повышает эффективность коррекционного обучения, ускоряет процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупреждает появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снижает риск социальной дезадаптации младших школьников.
Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между коррекционно-воспитательной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет:
Повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях.
Закрепить пройденный и изучаемый учебный материал.
Сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.
Снять негативизм от многократных повторений заданий, особенно речевых.
Индивидуализировать процесс коррекционного обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп).
Освоить приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
Развивать зрительно-двигательную координацию.
Активизировать мыслительную деятельность детей.
Способствовать положительной динамике развития.
В свете ФГОС использование современных технологий приобретает новое звучание. Задачи ФГОС ДО, такие как:
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
- обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования и другие, решаю с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Опыт работы по использованию современных технологий в коррекционно-образовательном процессе представлен программой "ИКТ в работе учителя-логопеда", которая удостоена диплома лауреата конкурсной программы "От знаний к действию, от действия к мысли" (Владивосток, 2011) , диплома Всероссийского фестиваля "Открытый урок" (Москва, 2012), диплома призера II степени Всероссийского конкурса педагогического мастерства "Профи" (Санкт-Петербург,2015).
Непрерывно повышаю свою компетентность в области применения информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с ОВЗ. Являюсь активным участником вебинаров и мастер-классов с участием ведущих специалистов логопедии, проводимых порталом Мерсибо, проекта "Инфоурок", знакомлюсь с опытом коллег других регионов России и зарубежья, изучаю соответствующую литературу. Мои воспитанники принимают участие в олимпиадах проекта "Инфоурок".
ИКТ в индивидуальной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
С учетом увеличения количества детей со сложными речевыми диагнозами возникла необходимость использования ИКТ в индивидуальной работе с детьми.
Использовать ИКТ в индивидуальной работе начала с детьми группы "М" (18 детей) 2015 года выпуска со старшей группы.
В настоящем учебном году работаю с вновь набранной группой старшего дошкольного возраста. Первичная диагностика уровня развития речи и знаний в начале учебного 2015-2016 года, которая проводилась методами опроса, наблюдения, беседы с детьми и родителями группы «Т» (19 человек) показала следующие результаты:

Речевой диагноз Количество детей Процентное соотношение
Алалия моторная
Алалия сенсо-моторная
ОНР I уровня с дизартрическим компонентом
ОНР II уровня
ОНР II уровня с дизартрическим компонентом
ОНР III уровня
ФФН 2
1
3
3
1
6
3 10,52%
5,27%
15,78%
15,78%
5,27%
31,58%
15,78%
Уровень знаний (согласно речевым картам)


Высокий уровень знаний у 21 % детей;
средний – у 42,% детей;
низкий – у 36,9 % детей.
Дети группы характеризуются отклонениями от психофизиологических возрастных особенностей, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.
Сережа Б. , 02.12.2010 года рождения. От первой беременности (токсикоз в первой половине, хламидиоз во второй половине беременности). Роды без схваток. Химическая стимуляция. Смещение шейных позвонков, сплюснутая голова. Раннее психомоторное развитие приближено к норме (головку стал держать в три месяца). До года перенес операцию по пробиванию слезных каналов. Частые простудные заболевания с лечением антибиотиками. Речевое развитие прервалось в 1.5 года на фоне испуга.
В 2014-2015 учебном году занимался с логопедом. Результат занятий: знание основных цветов, понимание, но не использование, формы множественного числа существительных, родовых понятий существительных, понимание обращенной речи (простых инструкций), появление элементарной фразовой речи на бытовом уровне.
В настоящее время плохо ориентируется в пространстве, недостаточно развита артикуляторная, общая и мелкая моторика. Плохо понимает обращенную речь. выполняет только хорошо знакомые инструкции. Активный и пассивный словарь на низком уровне. Грубо нарушен грамматический строй речи. Связная речь отсутствует.
Семен О. 18.10.2010 года рождения. Мальчик от первой беременности. На пятом месяце мама заболела ветряной оспой. Несколько раз лежала на сохранении. Внутриутробное кислородное голодание. Кесарево сечение. В течение первого года жизни получил черепно-мозговую травму (упал со стола), трижды лежал в больнице с кишечной инфекцией и простудой. После года несколько раз попадал в стрессовые ситуации (закрыл самостоятельно дверь, оставив родителей без ключей, более часа находился один дома, пока спасатели не открыли балконную дверь; папа резко включил перфоратор, чем напугал ребенка; застряли в лифте). Как следствие, боязнь темноты, одиночества.
С рождения находится на учете у невропатолога.
Впервые с проблемами речи обратились к специалистам в два года. Занимались с дефектологом, логопедом. Результат: хорошо развита мелкая и артикуляторная моторика.
В настоящий момент: грубые нарушение звукопроизношения, общается на уровне зачатков слов, звукокомплексов, но старается соблюдать слоговую структуру двусложных слов. Пассивный словарь развит достаточно. Не знает основные цвета, недостаточно развита пространственная ориентация. Понимание речи сохранно, инструкции выполняет правильно, логическое мышление развито соответственно возрасту.
Артем П. 11.07.2010 года рождения. От первой беременности. со слов мамы беременность и роды протекали без патологии. Обезвоженный период 15 часов. Раннее психомоторное и речевое развитие в норме. Но первые фразы появились к трем годам.
На данном этапе нарушено звукопроизношение (дефект смягчения, отсутствие сонорных звуков, шипящий парасигматизм), активный и пассивный словарь соответствуют возрасту, нарушен грамматический строй речи, связная речь на бытовом уровне. Наблюдается низкая речевая активность, недоразвитие психических процессов (внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, переключаемость с одного вида деятельности на другой), легко отвлекается, быстро утомляется.
Результаты диагностик, приведенные примеры подтверждают необходимость и целесообразность активного использования современных технологий в индивидуальной работе.
Использование компьютера для обучения и развития дошкольников можно условно разделить на непосредственное и опосредованное.
1. Опосредованное обучение и развитие.
а) Использование глобальной сети Интернет.
Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета.  Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. В Интернете я нахожу информацию по проблемам раннего обучения и развития, о новаторских детских садах, зарубежных институтах раннего развития, о передовом опыте коллег - логопедов, принимаю активное участие в онлайн-вебинарах с участием ведущих специалистов в области логопедии.
Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов используется мной во время подготовки к занятиям, при подборе наглядных пособий к занятию.
б) Использование компьютера для ведения документации.
Компьютер оказывает неоценимую услугу по составлению всевозможных планов, конспектов, позволяет вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка, что позволяет экономить время.
Немаловажный аспект использования компьютера - это ведение базы данных по методическому и речевому материалу, компьютерным играм и презентациям и т.д.
2. Непосредственное обучение.
Возможности компьютера позволяют создавать мультимедийные презентации, игры, которые необходимы мне для использования в работе с конкретным ребенком, на конкретном этапе автоматизации или дифференциация звуков, формирования грамматического строя или связной речи. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение, повышается учебная мотивация.
Можно выделить ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
исследовательский характер,
легкость для самостоятельных занятий ребенка,
развитие широкого спектра навыков и представлений,
высокий технический уровень,
возрастное соответствие,
занимательность.
Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно. И, что наиболее важно для меня, быстрее воспитывается самоконтроль за поставленными звуками.
Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Но авторские презентации и игры рассчитаны на проведение незначительного времени за монитором компьютера или ноутбука (от 3 до 7 минут). При необходимости ( в зависимости от особенностей ребенка) провожу зрительную гимнастику, динамическую паузу.
 
Цель работы:
Активизация компенсаторных механизмов и достижение оптимальной коррекции нарушенных функций у детей дошкольного возраста с ОВЗ путем использования ИКТ (информационно – коммуникативных технологий).
Задачи:
Внедрить компьютерные технологии в индивидуальный коррекционно – развивающий процесс с детьми, имеющими различные речевые нарушения.
Развивать базовые психические функции, необходимые для полноценного формирования всех видов речи.
Создать атмосферу психологического комфорта, что способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.
Максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников с особыми познавательными потребностями.
Ожидаемый результат:
Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников – важного условия успешности в школе.
Развитие индивидуальных психофизических способностей детей.
Качественная индивидуализация обучения детей.
Эффективная коррекция речевых нарушений и подготовка детей к успешному обучению в школе.
Высокий самоконтроль за речью.
Взаимосвязь участников коррекционно - образовательного процесса
Создание комфортных условий для вхождения детей в компьютерно – информационное пространство.
Постепенное приобщение детей к новому виду деятельности.
Подбор и создание развивающих игр, упражнений по формированию и совершенствованию всех видов речи.
Разработка индивидуальной деятельности с использованием ИКТ.


Знакомство родителей с индивидуальной деятельностью детей с использованием компьютерных игр, заданий и упражнений (проведение родительских собраний, открытых просмотров занятий с детьми, консультаций, бесед). Привлечение родителей к пополнению игротеки, созданию компьютерных упражнений и заданий.
Овладение элементарными навыками пользования ПК, новыми видами деятельности.
Развитие базовых психических функций.
Формирование чистой бездефектной речи.
Воспитание самоконтроля за речью.
Установление содержательных связей в воспитательно – коррекционно - образовательной работе с детьми. Индивидуализация коррекционно-образовательного процесса.
Учитель - логопед
Воспитанники группы
«Т»
Воспитатели групп
Родители

Программное обеспечение
Учителю - логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения:
сформировать у детей умения пользоваться компьютером;
применять компьютерные технологии для развития детей и коррекции речевых и психофизиологических нарушений.
В моем арсенале:
компьютер;
ноутбук;
видеопроектор (экран, колонки, микрофон);
интерактивная доска.
Коррекционно-образовательная работа с детьми с ОВЗ предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (диагностических, обучающих и развивающих).
В настоящее время существует достаточно большое количество общеразвивающих детских компьютерных игр и программ. Но они не в полной мере соответствуют целям и задачам коррекционной работы с детьми с нарушениями речи. Поэтому многие программы, игры из ресурсов Интернета адаптирую в соответствии с решаемыми задачами, уровнем знаний детей и сложностью речевого дефекта, создаю собственные (авторские) презентации и игры.
Условно все программное обеспечение разделила на группы:
I. Компьютерные игры (на дисках):
493585581280«Учимся говорить правильно» (ООО «Новый Диск»,
программа для ЭВМ, 2008).
«Баба-Яга учится читать» (Компания «МедиаХауз», 2003).
«По воде, земле и воздуху» («Руссобит – М», 2004).
«Подготовка к школе. Лучшие обучающие игры для дошкольников»
(ООО «ИгроМаркет», 2010).
«Букварь. Электронное пособие для предшкольной подготовки и начальной
школы» (ЗАО «1С», 2005).
«Незнайкина грамота. Сборник образовательных игр для малышей»
(«БУКА Интертейнмент», 1998).
Развивающие игры «Весёлые моторы» (Фирма «1С», 2006)
«Азбука – малышка» (ТО «Маски», 2008)
«Маша и Медведь» (подготовка дошкольников к школе).
Диски портала Мерсибо (2014-2015): "Логопедическая экспресс-диагностика", "Начинаю говорить", "Звуковой калейдоскоп", "Ума палата", "Работа над ошибками", "Начинаю читать", "Конструктор картинок" и другие.
II. Авторские компьютерные игры и презентации:
1) Для обследования уровня развития речи и знаний детей (8 презентаций).
2553335242570 2) Для развития органов артикуляции (артикуляционная гимнастика):
"Сказка о веселых язычках".
" У бабушки и дедушки".
"Утро с котом Музиком".
"Денискины забавы" и другие.
3) Игры и игровые упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков:
"В гостях у Жужжалочки и Шипелочки" ([Ш-Ж]).
"Один-много" ([З-ЗЬ]).
"Алла и Рома ждут гостей" ([Л-Р]).
"Какого цвета?" ([Р]).
"Помоги мышатам" ([Ш]).
"Сосчитай, не ошибись!" ([Ц]) и другие.
4) По развитию речи:
"Кто и что живет в аквариуме".
"Что лишнее?" ("Фрукты и ягоды").
"Вот оно какое лето!" ("Лето").
"Что еще оранжевое?" ("Осень").
"Лесные ягоды" ("Растительный мир") и другие.
5) По сенсорному воспитанию:
"Цвет и форма".
"Учусь различать цвета".
"Что какого цвета".
3729990238760"Что больше" и т.п.
6) Для развития психических процессов:
"Теремок. Найди 10 отличий".
"Подарки Деда Мороза. Угадай, что звучит".
"Смешарики. Развиваем память" и другие.
"Раздели на группы" и другие.
7) Для детей со сложными речевыми диагнозами (алалия, ОНР I-II уровня):
"Звуки поют песенки".
"Подбери картинку".
"Покажи, где два предмета".
"Цвет и форма" (два варианта игры).
"Учимся различать цвета" и другие.
Цели и задачи использования информационно - коммуникационных технологий
в индивидуальной работе
Вид деятельности Цели и задачи
Индивидуальная работа проводится
три раза в неделю
Развитие артикуляторной, общей и мелкой моторики.
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков во всех видах речи (словах, фразах, потешках, стихах, связном тексте).
Формирование и совершенствование всех компонентов языка (фонематического слуха и восприятия, слоговой структуры слова (при наличии нарушений), словообразования, грамматического строя и связной речи).
Развитие длительности и силы речевого выдоха, интонационной выразительности речи.
Формирование четкости и разборчивости речи.
Закрепление полученных знаний.
Развитие и совершенствование психических процессов.


Результативность использования ИКТ в работе учителя-логопеда
Выпуск 2015 года (18 воспитанников):
У 18 детей (100%) повышена мотивация к логопедическим занятиям.
У 16 детей (88,33%) сформирована активная позиция субъекта обучения.
Все дети (100%) обучились элементарным действиям с компьютером.
У 16 детей (88,33%) повысился самоконтроль за поставленными звуками.
У всех детей (100%) повысилась речевая активность.
Успешность усвоения программы(образовательные области "Речевое развитие" и "Познавательное развитие")
4172074951
Условные обозначения:
- низкий уровень усвоения программы

- средний уровень
- высокий уровень
2015 - 2016 учебный год
В старшей группе "Т" (набор 2015 года) уже сейчас могу сказать, что из 19 воспитанников:
У 11 детей (57,89%) повышена мотивация к деятельности с учителем-логопедом.
У 9 детей (47,36%) сформирована активная позиция субъекта обучения.
Уровень мотивации

Уровень активности субъекта обучения

Выводы
Использование ИКТ в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ помогает детям:
- овладеть элементарными навыками работы на компьютере;
 - ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
 - овладеть практическими способами работы с информацией.
 Применение ИКТ:
 - повышает положительную мотивацию обучения;
- активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
 - Принцип равенства позиций.
 - Принцип доверительности.
 - Принцип обратной связи.
 - Принцип занятия исследовательской позиции.
 Использование ИКТ позволяет:
  - организовать деятельность с детьми на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка обеспечивает наглядность);
 - привлекать большое количество дидактического материала;
 - повышать объём выполняемой работы в 1,5 – 2 раза;
 - обеспечивать высокую степень дифференциации обучения.
Применение ИКТ:
 - расширяет возможность самостоятельной деятельности;
 -формирует навык исследовательской деятельности и в общем, способствует повышению качества образования.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
повышает качество знаний;
продвигает ребенка в общем развитии;
помогает преодолеть трудности;
вносит радость в жизнь ребенка;
позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и ребенка и их сотрудничества в учебном процессе.
П р и л о ж е н и е
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
использования компьютерных игр в коррекционной работе
с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Название игры
(условно) Примерная инструкция Что отрабатывается
Диск "Учимся говорить правильно":
А) Неречевые звуки:
"Музыканты"
(7 уровней сложности)
"Транспорт"
(7 уровней сложности)
"Наш дом"
"Лес"
"Колокольчики"
(7 уровней сложности)
"Дождик"
Б) Звукоподражание:
"Кто живёт рядом с нами"
(7 уровней сложности)
"Скотный двор"
(7 уровней сложности)
"Птичий двор"
(7 уровней сложности)
"Голоса"
В) Речевые звуки:
"Голосистые" звуки" (гласные, [З], [ЗЬ], [Л], [ЛЬ], [Р], [РЬ], [Ж])
"Безголосые" звуки" ([С], [СЬ], [Ш], [Ч], [Ц], [Щ])
Г) Развитие связной речи:
"Слово – действие"
"Подбери действия"
"Слово – признак"
"Подбери признаки"
"Составляем описание"
"Послушай рассказ"
- "Летом"
- "Ёжики"
- "На реке"
- "Гроза"
Диск "Звуковой калейдоскоп"
(Мерсибо)
1. "Бедный дракончик".
2. " Волк и овцы".
3. "Две принцессы".
Послушай и запомни, как инструменты звучали. Потом выдели инструменты в последовательности, в которой они звучали.
Повтори последовательность, выбирая мышью нужное транспортное средство.
Послушай внимательно звуки, определи, в каких комнатах они звучат.
Послушай внимательно звуки, определи, к какому времени года они относятся.
Прослушай, потом повтори, выделяя мышью услышанные колокольчики.
Прослушай звуки капель, выдели рисунок, который отражает услышанный ритм.
Послушай звуки, запомни их последовательность. Повтори её, выбирая мышью тех, кого слышал.
Запомни последовательность, выбирая мышью животных.
Прослушай внимательно, какие птицы пропели. Выдели их мышью в такой же последовательности.
Послушай внимательно, кто говорит. Выбери мышью этот персонаж.
- Услышь звуки;
- распредели картинки по корзинкам;
- определи место звука в слове, распредели по домикам;
- посчитай слоги, помести слова в домики;
- помести картинки в ящики.
Оживи картинки, подбери слово-действие, составь предложение из двух слов.
Прочитай слова, подбери к действиям предметы. Составь предложение из двух – трёх слов.
Подбери к предмету признак. Составь предложение из двух слов.
Прочитай слова. Подбери к признакам предмет. Составь предложение из двух – трёх слов.
По схеме составь рассказ-описание предмета.
Рассмотри картинки. Нажми клавишу и послушай рассказ. Расставь картинки в последовательности рассказа. Перескажи рассказ по картинкам.
Нажать на облачко; услышав звук, "положить" облачко в сундук с соответствующей буквой.
Ребёнок должен назвать картинки на шкурах овечек, определить, в названии какой картинки нет заданного звука, и щёлкнуть по ней мышкой.
Прослушав инструкцию, ребёнок должен назвать буквы на платьях у принцесс, и перетаскивать бусинки, согласно гласному звуку, который прозвучит в слоге или слове. Слуховое восприятие, внимание и слуховая память.
Зрительное внимание, пространственная ориентация.
Слуховое внимание, сообразительность, обобщающее понятие «Квартира».
Слуховое внимание, логическое мышление, обобщающее понятие «Времена года», лексика по теме. Фразовая речь.
Слуховое внимание и восприятие.
Слуховое восприятие,
внимание и память.
Слуховое восприятие, память, лексика по теме «Дом. Домашние животные». Фразовая речь.
Зрительное и слуховое внимание, грамматический строй речи, лексика по теме «Домашние животные и их детёныши».
Слуховое восприятие и память, лексика по теме «Домашние птицы», грамматический строй, фразовая речь.
Слуховое восприятие, логическое мышление, интонационная выразительность речи, лексика по теме «Семья». Фразовая и связная речь.
Артикуляция звуков,
звукопроизношение, фонематический слух,
анализ и синтез,
фразовая и связная речь,
навыки слогового чтения,
внимание слуховое и зрительное, память, логическое мышление.
Сенсорика,
лексика,
обобщающие понятия,
словосочетания,
фразовая и связная речь,
звукопроизношение,
чтение,
самоконтроль за речью,
внимание и память,
воображение,
логическое мышление.
Слуховое и зрительное внимание и память,
фразовая и связная речь,
звукопроизношение,
самоконтроль за речью.
Развитие слухового восприятия, дифференциация гласных звуков, соотнесение звука и буквы.
Формирование фонематического слуха, слоговой структуры слова, закрепление букв.
Формирование фонематического слуха, зрительного внимания, умения различать звуки на слух, закрепление знаний гласных букв.
Картотека авторских компьютерных игр
для индивидуальной работы (фрагмент)
Название игры Цель
"Кто (что) спрятался? Кто (что) лишний?"
"Назови ласково"
"Найди такую же картинку"
"Подарок ко дню рождения"
"В гости к звуку [З]"
"Один - много"
"Доскажи словечко" Дифференциация звуков [Г]-[ГЬ] в словах и предложениях.
Совершенствование фонематического слуха и восприятия.
Активизация и обогащение словаря.
Закрепление умения:
- образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
- согласовывать прилагательные с существительными;
- отвечать на вопросы полным предложением.
Закрепление обобщающих понятий ("Ягоды", "Птицы", "Обувь" и др.).
Развитие логического мышления.
Дифференциация звуков [Г]-[ГЬ] в словах и предложениях.
Цели те же, что и в предыдущей игре.
Дифференциация звуков [Г]-[ГЬ] в словах и словосочетаниях.
Закрепление умения согласовывать числительные "два", "две" с существительными.
Развитие зрительного внимания, сообразительности.
Дифференциация звуков [К]-[Г], [КЬ]-[ГЬ] в словах, словосочетаниях и предложениях.
Совершенствование фонематического слуха.
Активизация и обогащение словаря (качественного и предметного).
Закрепление умения:
- согласовывать прилагательные с существительными;
- составлять предложения разных моделей.
Развитие зрительного внимания, логического мышления.
Автоматизация звука [З] в словах, словосочетаниях и фразовой речи.
Дифференциация звука [З] - [ЗЬ], [З]- [С].
Совершенствование фонематического слуха.
Формирование умения четко грамотно высказывать и доказывать свое мнение.
Воспитание чувства прекрасного.
Автоматизация и дифференциация звуков [З] - [ЗЬ] в словах, словосочетаниях, фразовой речи.
Обогащение и активизация словаря (предметного, качественного, глагольного).
Закрепление умения:
- использовать прилагательные и существительные в единственном и во множественном числе;
- согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;
- использовать в речи предложные конструкции.
Автоматизация звука [З] в стихотворном тексте.
Воспитание самоконтроля за оставленными звуками.
Развитие чувства ритма, рифмы.
Формирование фонематического слуха.
Описание некоторых компьютерных игр и упражнений
1. Игровое упражнение «Змея» используется для автоматизации звука [Ш] в начале слова.
Упражнение разработано в программе Microsoft office Power Point c использованием анимации.
Ребёнок, щёлкая мышью, должен провести змею по тропинке, останавливаясь возле картинок на звук [Ш], чётко и правильно произнося их. По мере продвижения змеи картинки исчезают.
Кроме автоматизации звука, данное упражнение используется для:
- развития психических процессов (внимания, памяти);
- формирования фразовой и связной речи;
- закрепления знаний по лексическим темам («Мебель», «Головные уборы», «Одежда», «Зимние забавы», «Инструменты»).
2. Игра "Мы со звуками играем, друг от друга отличаем" (дифференциация звуков [Л]-[ЛЬ] в словах и предложениях).
Игра создана в программе Microsoft office Power Point c использованием триггеров.
Повторяем с ребенком, что звук [Л] обозначаем кружочком синего цвета и символом звука является картинка "самолет" (после щелчка мышки они появляются на слайде), а звук [ЛЬ] - кружочком зеленого цвета и символ - картинка "шлюпка".
Ребенок называет любую картинку (юла, лимон, яблоко, лейка...) на слайде, определяет, какой звук "живет" в названии картинки и куда будем грузить предмет: в самолет или шлюпку. По щелчку мышки картинка движется или к самолету. или к шлюпке, подтверждая правильность выбора.
3. Игра "Какого цвета?" (автоматизация звука [Р] в словах, согласование прилагательных с существительными).
Игра создана в программе Microsoft office Power Point c использованием триггеров.
Ребенку предлагается назвать цвет кружочка, который показывает Буратино, и подобрать предметы (картинки черно-белые), которые могут быть красного (серого, розового, оранжевого, черного) цвета. Если ребенок определил предмет правильно, по щелчку мышки картинка поднимается к кружочку.
После каждой игры ребенка ждет сюрприз: похвала ("Молодец!", "Умница!", "Ты все сделал правильно!") и какой-то сюрприз: анимашка, мультгерои, веселая песен
Конспект индивидуальной НОД с ребенком - алаликом
Тема: Гласные звуки [А], [У], [О].
Цели:
- уточнение артикуляции гласных звуков;
- закрепление правильного произношения звуков на длительном выдохе изолированно, в начале слов;
- обучение соотнесению звука с его схематичным изображением;
- развитие психических процессов (слухового восприятия и слуховой памяти, внимания и мышления);
- развитие общей и мелкой моторики.
Оборудование: мяч, символы-схемы звуков, компьютер, игра-презентация "Звуки поют песенки", зеркала, музыкальные игрушки, плоскостной семафор.
Совместная деятельность:
1. Оргмомент. Развитие слухового восприятия и памяти.
- Семен, что новое ты видишь у меня? Да, это музыкальные игрушки. Они все звучат по-разному. послушай.
Ребенку предлагается послушать звучание игрушек, затем предлагаю закрыть глаза, послушать звучание одной из игрушек и показать, какая игрушка звучала. Затем предлагаю аналогичную "загадку" загадать мне.
2. Игра-презентация "Звуки поют песенки".
- Я предлагаю тебе сегодня научиться тоже петь песенки. Хочешь научиться?
А) Уточнение артикуляции звука [А]. Слайд 2. Открываем ротик, как бегемотик. Повторяем упражнение несколько раз.
- Что делает девочка? Поет кукле песню. Знаешь, какую? А-а-а-а-а-а. Смотри, как широко девочка открыла ротик. Она произносит звук [А]. Какой звук произносит девочка? Найди символ-схему звука.
Б) Изолированное произношение звука. Слайд 3. "Дорожки".
- Давай мы с тобой споем такую же песенку. Делаем носиком вдох и поем: а-а-а. Короткая дорожка. Теперь дорожка будет длиннее. Носиком вдох... (И т.д.)
В) Закрепление правильного произношения звука в начале слов.
- Посмотри на картинки. Знаешь, что это? Давай назовем: аааааарбуз, ааааист. Молодец!
3. Динамическая пауза. Узнавание звука [А] в ряду гласных звуков. На звук [А] Подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши над головой.
4. Игра-презентация "Звуки поют песенки". Звук [У].
А) - Посмотри на картинку (слайд 4). Покажи, что делает мальчик? Правильно, мальчик играет на дудочке. Губки он сложил вот так. Попробуй и ты так сделать. Отлично.
- Найди символ-схему звука. Да, это маленький кружок.
- Кто еще нарисован на слайде? Что делает волк? Воет. Как? У-у-у-у-у. Правильно.
Б) Изолированное произношение звука [У] (слайд 5). "Дорожки". Работа проводится аналогично как со звуком [А]. - Как гудит поезд?
5. Динамическая пауза. Игра "Поезд". На зеленый сигнал семафора "поезд" едет-гудит, на красный- останавливается.
6. Игра-презентация "Звуки поют песенки". Звук [О].
А) - Посмотри на картинку. Что болит у мальчика, покажи. Да, у мальчика болит зуб. Он стонет: о-о-о-о. Губки кругленькие, как бубличек. Покажи бубличек. Молодец!
Дальнейшая работа проводится аналогично предыдущей.
7. Закрепление материала.
А) Игра с мячом: "Мячик ловко ты поймай, что сказать хочу, узнай!". Узнавание звуков по беззвучной артикуляции.
Б) Назвать звук по предлагаемому символу-схеме звука.
8. Итог занятия. - Сеня, понравилось тебе песенки петь? И мне понравилось, как ты пел. Вот на память тебе картинки , чтобы ты вспоминал, какие песенки пели. Будем новые песенки с тобой учить? До встречи!

Конспект индивидуальной НОД с ребенком с ФФН.
Тема: Звук [Ш].
Цели:
- уточнение артикуляции звука;
- автоматизация звука изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях;
- совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными и прилагательными);
- развитие фонематического слуха;
- закрепление навыков счета в пределах 10;
- развитие внимания зрительного и слухового, мелкой и общей моторики.
Оборудование: компьютер, игровое компьютерное упражнение "Змейка", компьютерная игра "Сосчитай, не ошибись!", мяч, ступеньчатая пирамидка.
Совместная деятельность
1. Оргмомент. - Машенька, посмотри, в гости к нам снова пришел наш любимый веселый Шар Шарыч! Как ты думаешь, почему? Да, он очень любит песенку, которую ты уже замечательно поешь. Покажем шарику, как у тебя получается?
2. Уточнение артикуляции. - Но сначала давай вспомним, где находится наш язык? В каком положении зубы? Губы? Умница, ты все помнишь.
3. Автоматизация звука изолированно. Компьютерное игровое упражнение "Змейка". На слайде появляется змейка, которая по щелчку мышки ползет по короткой, средней и длинной дорожке. От длины дорожки зависит длина речевого выдоха ребенка, который на выдохе произносит звук [Ш].
4. Автоматизация звука [Ш] в слогах.
А) - Звук [Ш] любит петь вместе с гласными звуками. Поднимись пальчиками по лесенке повторяя слог ША, а спускаясь - слог ШУ (затем ШО - ШИ).
Б) Игра с мячом "Доскажи словечко": ка-... , Ма- ..., но-..., лан-..., ко-..., мы-..., пу-..., поду-..., бабу-..., куку-... .
5. Развитие фонематического слуха. Игра "Слушай внимательно, услышь обязательно!"
- Маша, я буду называть разные слова. Услышав в слове звук [Ш], прикоснись к Шар Шарычу. Шапка, санки, жук, машина, сапог, кушетка, лужа, камыш, песок, лужайка, вешалка, шлюпка.
- Молодец! Ты очень внимательно слушала! Шар Шарыч улыбается тебе!
6. Автоматизация звука в словах и словосочетаниях. Компьютерная игра "Сосчитай, не ошибись!"
Девочка должна сосчитать количество предметов на каждом слайде, правильно проговаривая словосочетания: пять плюшевых мишек, две игрушечные машины, шесть цветных карандашей и т.п., выбрать и нажать на соответствующую цифру щелчком мышки.
По ходу игры ребенку задаю вопросы, типа:
- Где живут лягушки?
- Кто играет машинками: девочки или мальчики?
- Где растут вишни?
- Где можно найти ракушки?
В конце игры девочку ждет сюрприз - виртуальный фокус (из шляпы появляется кролик).
Если ребенок не устал, предлагаю вспомнить, какие картинки он запомнил, что позволяет еще раз закрепить правильно произношение звука [Ш] в словах.
7. Зрительная гимнастика. Игра с Шар Шарычем:
Влево, Маша, посмотри
И рукою помаши.
Вверх ты глазки подними,
Вниз их быстро опусти.
Вправо смотрим и молчим.
Круг рисуем, не один!
Быстро-быстро поморгали,
Чтобы глазки не устали!
8. Итог занятия. - Умница, Машенька! У тебя замечательно получается звук [Ш]. На память тебе портрет от Шар Шарыча. Я передаю тебе его просьбу: всегда произносить звук так же красиво, как ты это делала сегодня!
Зрительная гимнастика
Используя мультимедийные средства в процессе коррекционно – развивающего обучения, следует помнить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок, включенный в этот процесс.
Поэтому для профилактики и коррекции нарушений зрения на индивидуальных занятиях провожу гимнастику для глаз в сочетании с двигательной активностью.
Основными принципами зрительных гимнастик являются:
индивидуальных подход в зависимости от возраста, зрительных нарушений;
состояние здоровья;
регулярность проведения;
постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени;
сочетание зрительных упражнений с двигательной активностью;
развитие интереса ребенка к данному виду упражнений.
Зрительная гимнастика – составляющая часть коррекционно-образовательной работы с использованием компьютерных программ. Она комплексно воздействует на развитие ребёнка и эффективно сочетается с развитием речи (способствует обогащению и активизации словаря, развитию грамматических компонентов языка и связной речи), пространственной ориентировки и физическим совершенствованием детей.
Зрительную гимнастику провожу в середине занятия (после 5 мин. работы для пятилетних и после 7-8 мин для шестилетних детей), но чаще после всего развивающего занятия с использованием ИКТ (после заключительной части).
Зрительная гимнастика «Птичка»
Цель: Развитие глазодвигательных мышц, внимания.
Ход игры: Дети следят глазами за полётом птички на указке.
Воробышек – птащка,
Серая рубашка,
Выше, выше, воробей,
Улетай-ка, не робей!
К указке прикреплён рисунок воробья или бумажная игрушка. Ведущий двигает указкой. Дети следят за движением птички на конце указки.
Зрительная гимнастика "Поиграем с матрешкой"
Упражнения выполняются стоя, у ребенка в руках матрешка.
1. Я: - Посмотри, какая красивая матрешка пришла к тебе в гости, какой красивый у нее платочек» (2-3 сек).
- Посмотри, какая у меня матрешка. (2-3 сек).
- А теперь опять посмотри на свою матрешку (2-3 сек). Повторить 4 раза.
2. Я: - Матрешки у нас веселые, любят бегать, прыгать. Ты за ней внимательно
следи глазами: матрешка подпрыгнула вверх, присела, побежала вправо, влево.
Повторить 4 раза.
3. Я: - Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними. Повторить 4 раза.
4. Я: - Моя матрешка очень любит играть в прятки. Ты сейчас крепко зажмуришь глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее. Повторить 4 раза.
Упражнение со зрительными метками
В кабинете заранее подвешиваю (прикрепляю) на стенах, в углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) подбираю так, чтобы они составляли единый игровой сюжет. И время от времени меняю их. Например, в центре стены помещаю машину (или бабочку). Выше - цветные гаражи (цветы). Ребенку предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Бабочка может перелетать с цветка на цветок.
Отзывы родителей
Когда мой ребенок начал заниматься с логопедом, я, понимая, что это тяжелый и кропотливый труд, ждала результатов не ранее, чем через несколько месяцев. Но... Уже через несколько занятий я заметила более четкое и правильное произношение свистящих звуков. Результат уже был виден! Конечно же! Ведь Татьяна Михайловна использовала в работе новые компьютерные методики. Это позволило не только быстро изучать материал занятий. но и заинтересовать ребенка. С каким же восторгом рассказывала моя дочь об играх на компьютере! Такая заинтересованность, использование современных технологий и позволили в короткое время получить видимый, "слышимый" эффект в автоматизации звуков.

Романова Н.В.
У моего сына очень сложные проблемы с речью и общим уровнем развития. Конечно, я возлагала большие надежды на занятия с учителем-логопедом. Татьяна Михайловна специально для Сережи создавала обучающие компьютерные игры, которые наряду с другими заданиями, путем многократного повторения одного и того же материала, помогли добиться ощутимых результатов в развитии сына. Конечно, не все еще получается, многому нужно учиться, но я верю, что с помощью Татьяны Михайловны и ее творческой работы, мы добьемся успеха.
Буренкова А.А.
4163060-452120 Фотоиллюстрации
1983740139700-31686534925
Артикуляционная гимнастика
3968115107315
Дифференциация звуков [М-МЬ]
-4044951771651354455177800



316865203200
24892082550
3010535-121285
Развиваем фонематическое восприятие

4019555715



Совершенствование психических процессов,
формирование доказательной формы речи.

Дипломы и сертификаты (выборочно)
-220980-615952257425-423545
-31019751019810-8509032385
-280670110490
13398583820
-124460239395
Список использованной литературы и ресурсы Интернета:
Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения: Проект психол.концепции /  В.В.Рубцов и др. // Информатика и образование. – 1989.- N3.- с.3-16.
О.И. Кукушкина, Е.Л.Гончарова. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с нарушениями в развитии/ в сб. научных трудов и проектных материалов ИПН РАО/ М.,1996
Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.- пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.
Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.
Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. 191 с.
Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.
С. В. Гурьев. Информационные компьютерные технологии как эффективное средство в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста. Екатеринбург, 2007.
Н.Ф.Талызина. Компьютеризации обучения – научную основу // Вестник  Московского Университета. Сер.14, Психология. - 1986. - N1. - с.3-9.
Материалы журналов «Логопед», «Логопед в детском саду», «Дошкольное воспитание» за 2012 – 2014 гг.
Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
Ресурсы Интернета:
http://tanja-k.chat.ru; http://www.kindereducation.com;
http://www.intelgame.ru; http://detsad-journal.narod.ru/index.htm http://www.dou.ru; Мерсибо portal@mersibo.ru;
http://900igr.net/ info@infourok.ru и другие.