Применение ИКТ в работе воспитателей с родителями воспитанников ранних и младших групп


Использование информационно-коммуникационных технологий при взаимодействии с родителями воспитанников.
(выступление на методическом объединении для воспитателей ранних и младших групп)
«Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад»
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений и постепенно становятся мощным техническим средством обучения и коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов и родителей воспитанников.
Предлагаю коротко остановиться на самом понятии «информационно-коммуникационные технологии»
Информационные – это технологии, которые обрабатывают, хранят, передают информацию (серверы, флешь-карты памяти, компакт диски)
Коммуникационные – это технологии, с помощью которых человек может взаимодействовать с носителем информации и работать с самой информацией (читать, исправлять, смотреть). Это компьютерная мышь, клавиатура, пульт управления ИД, от телевизора, телефон)
Мультимедийные средства – включают в себя и хранение информации и средства коммуникации (современные телевизоры, ИД, планшеты, смартфоны, компьютеры)
Какие средства ИКТ мы можем использовать в работе с родителями?
Компьютеры, принтеры, сканеры, ксероксы, видеомагнитофоны, телевизоры, музыкальные центры, фотоаппараты, видеокамеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Так же в работе можно использовать программное обеспечение (ПО) вашего компьютера.
Стандартные программы — это программы, входящие в состав операционной системы компьютера и предназначенные для практической работы пользователя, то есть для подготовки, просмотра, обработки документов и выполнения других операций. - продукты Microsoft типа Word и Excel, PowerPoint, PhotoShop, Paint, SMART Notebook, Программа для записи звука, Киностудия. ПО для Организация on-line взаимодействия с родителями: голосовые и видеозвонки Skype. Создание сайта детского сада, группы, педагога.
Перечень знания компьютерных программ напрямую должен быть связан с теми формами взаимодействия воспитателя с родителями, которые возможно воплотить в вашем дошкольном учреждении.
Сегодня мы с вами поговорим, как можно использовать ИКТ для оптимизации взаимодействия педагога с семьей и для создания единого образовательно-воспитательного пространства.
Современные родители - грамотные, информированные, но вместе с тем очень занятые люди, поэтому у них часто ограничено время для получения информации о развитии и воспитании своего ребенка. Занятость родителей часто является одной из причин, затрудняющей установление доверительного взаимодействия детского сада с семьей.
Средства информационно-коммуникационных технологий могут помочь педагогу активизировать и повысить качество взаимодействия с родителями воспитанников, разнообразить формы включения родителей в образовательно-воспитательный процесс, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом. Преимущества использования ИКТ воспитателем заключаются в следующем:
оперативное получение информации родителями, минимизация времени доступа родителей к требуемой ими информации посредством бесед по сотовой связи, бесед on-line по Skype;
ознакомление родителей с нормативно-правовыми документами дошкольного образования, размещенными на сайте детского сада, группы; с содержанием основной образовательной программы дошкольного образования и соответствующим ей учебно-методическим комплексом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
демонстрация фото и видеоматериалов из жизни группы;
обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников; оптимальное сочетание форм индивидуального и группового взаимодействия педагога с родителями;
рост доступного для родителей большего объема самой разнообразной информации;
создание поля для активного диалога воспитателя и родителей группы через on-line общение, высказывания и отзывы родителей на сайте детского сада или группы;
Использование презентаций, составленных в программе PowerPoint, на родительских собраниях позволит воспитателю:
представить родителям на доступном для их понимания уровне содержание нормативно-правовых документов федерального, регионального уровней, локальных актов дошкольного образовательного учреждения; нормативно-правовых документов, регламентирующих введение и реализацию ФГОС дошкольного образования;
донести основные теоретические сведения об особенностях развития ребенка в занимательной форме;
представить аналитический материал по результатам педагогических наблюдений, наглядно в виде графиков, диаграмм и т.д.;
продемонстрировать слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и детском саду.
Современные возможности использования программы PowerPoint позволяют включить определенные кадры из фильмов, которые несли бы для родителей (с их письменного согласия) дополнительную информацию, касающуюся развития и воспитания ребенка. Информация, полученная таким образом, родителями будет доступнее и интереснее.
Появление мобильных информационных систем (интернет, сотовая связь, Skype), к числу которых следует отнести мобильные телефоны и карманные компьютеры, оснащенные доступом к всемирной компьютерной сети и сотовой связи, предоставляют родителям и педагогам дополнительные средства для оперативного обмена информацией, касающейся здоровья ребенка.
Создание воспитателем цикла интерактивных игр, интерактивных тренажеров, интерактивных пособий для закрепления пройдённого материала, видео мастер-классов (видео уроки) по развитию и воспитанию ребенка помогут родителям эффективно организовать развивающие игры и занятия в домашних условиях.
Сенсорная интерактивная доска Smart Board и базовое программное средство Smart Notebook – это оборудование, которое становится все более популярным в настоящее время и активно используется педагогами в дошкольных учреждениях. Современная интерактивная доска становится незаменимым развивающим средством для дошкольников, обеспечивающим качественную, яркую визуальную информацию. Современные интерактивные игры обогатят предметную среду на тематических игротеках с родителями.
Примеры игр из интерактивного тренажера с использованием сенсорной доски Smart Board.
«Построй башенки» (используются три цвета) - на экране 3 башенки: красная, синяя, желтая. Взрослый с ребенком называют цвета башенок, а затем кубики разбрасывают (9 кубиков: 3 - красных, 3 желтых, 3 синих), после ребенок складывает башенки по цвету.
«Сказочные домики» (используются четыре цвета) - на экране один синий домик, состоящий из квадрата и треугольника, детали остальных домиков расположены хаотично. Ребенка просят собрать остальные домики, подбирая детали домика по цвету).
Значительно расширяют возможности организации эффективного общения с родителями Интернет-ресурсы, например, создание сайта группы.
На сайте группы любой родитель получит возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в группе, быть в курсе всего происходящего в жизни детского сада.
На сайте группы могут размещаться не только текстовые материалы, но и фото, видео подборки по итогам проведения мероприятий (праздников, парных гимнастик, прогулок и др.).
Видео-визитка группы познакомит родителей с обстановкой и предметно-развивающим пространством группы. Перед посещением садика родители могут заранее показать малышу группу, шкафчик, кроватку, игрушки и рассказать ему о том, с каким нетерпением все в садике ждут его в гости. А видеофайл «Мамочкино приветствие» (Мама ребенка заранее записывает на видео своё обращение к малышу со словами одобрения успокоения и радости от скорой встречи) поможет облегчить и сократить период адаптации ребенка в группе.
В заключение, хочется отметить, что использование воспитателями ИКТ в своей работе поможет открыть очень много нового и интересного, предстать перед продвинутыми в информационных технологиях родителями современными, креативными, владеющими инновационными системами педагогами, и, таким образом, повысить свой профессионализм.
Сегодня я вам предлагаю посмотреть видео- визитку младшей группы «Петушок».
Упражнение на рефлексию «Солнышко»
Мне бы хотелось узнать ваше мнение по поводу проведённой совместной работы
Я предлагаю вам выразить своё мнение, продолжив фразы, написанные в центре солнышка, на его лучах. Педагогам раздаются солнышки с лучиками. В центре солнышка написана фраза:
-Увиденный опыт работы мне….
-Совместную работу с педагогом я оцениваю….
-Данная работа натолкнула меня на мысль….
-Больше всего на меня произвело впечатление…
-Я пожелала бы ….
Выступающий благодарит педагогов за активное участие в работе методобъединения.