Выступление на педагогическом совете по теме Использование ИКТ на уроках. Из опыта работы

Выступление на педагогическом совете. Тема « Использование ИКТ на уроках».

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Поэтому, как только у меня появилась возможность, т.е. появился персональный компьютер в классе и мультимедийный проектор, я стала создавать мультимедийные презентации сама.  Наиболее доступна и проста для создания таких уроков программа Power Point. Создать простые слайды для урока при наличии практики можно за час. Это очень удобно. И все-таки на это уходило много времени, поэтому я стала находить выложенные в Интернете на образовательных порталах презентации, адаптируя их к особенностям класса и собственным образовательным задачам.
     Теперь в моей копилке есть презентации по математике, русскому языку, труду, литературе, внеклассной работе, а больше всего их по окружающему миру.
     Каким же образом я использую возможности компьютера  на своих уроках?
      Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:
          - как форма проверки домашнего задания;
          - как способ создания проблемной ситуации;
          - как способ объяснения нового материала;
          - как форма закрепления изученного;
          - как форма проверки знаний в процессе урока.
      На уроках окружающего мира можно использовать презентации на любом этапе.
      Это может быть проверка домашнего задания. Например, после изучения темы: «Какие бывают деревья?», на следующем уроке я показываю слайды с изображенными деревьями, кустарниками, плодами и семенами, а дети должны узнать и называть их.
      Главные возможности при использовании презентаций – это,  конечно же, демонстрация при подаче нового материала. Показ слайдов по теме урока комментируется учителем. Используемая наглядность помогает детям легче и быстрее усваивать материал. У них активизируются все мыслительные процессы: мышление, внимание, восприятие, память, воображение.
      Материал презентации ни в коем случае не дублирует текст учебника, а дополняет его более подробным материалом  и иллюстрациями.
      Иногда, это может быть просто подборка иллюстраций, показанных в режиме слайд-шоу, например, когда ученик получает задание с опережением, т.е. он должен сам  найти и подготовить рассказ по фрагменту темы следующего урока. Так во втором классе по теме:  «Дикие и домашние животные»  несколько учеников получают задание: "Найти материал и подготовить рассказ о том или ином звере", а я иллюстрирую выступления детей.
      На математике чаще всего использую презентации в начале урока во время устного счета, т. к. именно на этом этапе вижу их более эффективное применение. Так в первом, во втором классах при решении примеров с окошками, дети показывают карточками с цифрами пропущенное число, а на слайде в окошке оно появляется. Сразу видно, кто ошибся. Это и решение цепочек, это и круговые примеры, это и задачи в стихах и многое другое. В третьем классе стала использовать много тренажеров, найденных  у других педагогов. Эти тренажеры помогают отрабатывать вычислительные навыки. Мы отрабатываем табличные и внетабличные случаи умножения и деления. Тренажер может содержать обучающие слайды, которые помогают ученику найти значение произведения рациональным способом. Если обучающих слайдов нет, то в случае неправильного выбора ответа ученик остается на том же слайде, пока не даст правильный ответ. Так же использую тесты, которые научилась составлять по найденному шаблону. Такие работы на уроке может выполнять самостоятельно только один ученик на моем компьютере, с остальными же учениками в это время устно работаю я. Детям такие виды работ очень нравятся, они с удовольствием остаются после уроков на некоторое время, чтобы потренироваться в устном счете.
        Урок с использованием компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер).
       К большому сожалению, пока не получается использовать компьютерные возможности при решении задач, хотя и материал для показа есть.
        На уроках русского языка в начале урока использую презентации со словами из словаря, в которых пропущены буквы. Дети записывают слова, а  потом на слайде появляются буквы,  и мы проверяем, кто успешно выполнил работу. Иногда  такое задание выполняет один ученик на моем компьютере, выбирая нужную букву из двух, все в тетрадях  выполняем похожее задание.
      Бывают случаи, когда использую интересные презентации с проблемной ситуацией в середине урока для изучения нового материала.
      Как и на уроках математики, часто использую в конце урока тренажеры. Они предназначаются для фронтальной и индивидуальной работы на этапе закрепления и повторения.
     Урок литературы должен быть ярким и образным для развития эмоциональной отзывчивости учащихся. Живопись и музыка делают урок живым, создают доверительную и комфортную атмосферу в классе, позволяют ребятам настроиться на изучение творчества того или иного автора. Рисунки, портреты, фотографии в единстве со словом учителя создают образ писателя, а иллюстрации к произведениям помогают представить персонажей. Все это возможно только с использованием компьютерных технологий.
     На уроках литературного чтения возможно использование компьютера в начале урока для знакомства учащихся с биографией и творчеством изучаемого писателя. А также на обобщающих уроках по некоторым темам, где возможно составление кроссвордов, проведение викторин и других творческих заданий.
       Иногда использую компьютер на уроках труда. Нахожу или создаю сама пошаговый инструктаж для изготовления изделия, который помогает детям легко и быстро справиться с работой.
      Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.
      Применение информационных технологий на разных этапах урока способствует   повышению познавательного интереса и активизации познавательной деятельности учащихся, благодаря этому снижается утомляемость учащихся (хотя, сама деятельность совершается при достаточно высоком интеллектуальном и волевом напряжении).
     Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью информационных технологий, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.
      Очень хотелось бы иметь в классе интерактивную доску, которая открывает большие возможности для творчества учителя. Курсы по интерактивному оборудованию я уже прошла, хотелось бы начать применение полученных знаний на практике".