Доклад на тему Компитентностный подход в педагогической деятельности учителя образовательной области «Искусство», как способ повышения качества образования в современной школе.

. СКО г.Петропавловск
КГУ СШ №9


Доклад
на тему:

Компитентностный подход в педагогической деятельности
учителя образовательной
области «Искусство», как способ повышения качества образования в современной школе.



Доклад подготовила
учитель музыки: Коваленко О.Ф.











Февраль 2016 г.


«Компетентностный подход в педагогической деятельности учителя образовательной области «Искусство», как способ повышения качества образования в современной школе».



Современные теория и практика преподавания в области «Искусство» характеризуется созданием единого художественно -эстетического пространства, обновлением содержания образования предметов образовательной области «Искусство» и совершенствованием системы повышения квалификации учителей.
В условиях современной модернизации образования актуальны

развитие общей профессиональной культуры учителя;
повышение методологической культуры;
реализация творческих способностей в рамках образовательных стандартов;
интеграция предметной деятельности «Искусство», свободное вхождение в социум культурологического пространства.

Деятельность учителя должна быть ориентирована на:

знание и владение содержанием нормативных документов и современных образовательных программ;
понимание новых тенденций в области знаний и методики, владение учителем современной методологии предметов художественно -эстетического цикла и новейшими педагогическими технологиями, использование ИкТ;
умение организовать мероприятие (конкурс, выставку, концерт и др.), установление связи школьных занятий с культурной жизнью социума
повышение квалификации в сфере музыкально -эстетического образования и воспитания и самообразование;
инновационную и исследовательскую деятельность учителя;
рефлексию собственного опыта, создание новых программ, дидактических и методических разработок;
преемственность между четвертями и годами обучения, тематическое построение программ;
Уважаемые коллеги, если вы ждёте, что сейчас будет описание того какие программы плохие, а какие хорошие, то должна Вас разочаровать. Такой информации не будет. Каждая программа хороша и плоха в зависимости от Ваших целей.
Что же приоритетней для современного образования? Изменения, в общественной, экономической и других сферах жизни, постоянно приводят к смене приоритетов в области образования. В современном обществе наиболее востребованы и успешны люди с активной жизненной позицией, мыслящие, анализирующие, способные самосовершенствоваться, осваивать новые технологии и самоопределятся в меняющемся обществе. Поэтому [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] должны не только осуществлять задачу передачи традиций, культуры и накопленного опыта, знаний, умений и навыков, но и ставить перед собой цели развития мыслящей, рефлексирующей личности. Сравним тенденции традиционного образования и требования современного образования. Данная схема поможет Вам проанализировать действующие программы и концепции, соотнести их с современным содержанием образования.

Единица содержания образования
Тенденции традиционного образования
Требования современного образования

Цель образования
Усвоение ЗУНов (знаний, умений и навыков)
 
Обеспечение условий для самоопределения и самоорганизации человека. Приобщение к культуре через культурные дискурсы

Ведущий способ обучения
Репродуктивный, объяснительный, догмативный,
Проблемно-задачный, коммуникативно- деятельностный

Позиция педагога
Авторитарный транслятор, лектор
 
Тьютор - организатор события, диалога. Инициатор образовательного пространства

Позиция ученика
Ученик - обучаемый субъект
Ученик - субъект познавательной деятельности

Новообразования у ученика
В большей степени активизируется память 
Активизируется мышление, понимание, сознание

Схема составлена по материалам доклада “Философия образования” к.п.н. С.П.Лавлинского

Государственная политика в подготовке системных изменений в школьном образовании находит отражение также в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Переход казахстанской школы на модель 12-летнего образования видится в необходимости дальнейшего развития школы с целью расширения образовательных возможностей юных граждан республики, перспективы интеграции отечественного образования в международную систему.
Речь идет о новом методологическим подходе, который называется «ориентация на результат».
Актуальным также видится обсуждение образовательных технологий и методов, рекомендуемые для реализации идей метапредметности в художественном образовании, к примеру таких как:
1. Технология проблемного обучения (такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей);
2. Технология индивидуализации обучения (организация занятий, при которой происходит как взаимодействие учителя с каждым обучающимся, так и взаимодействие каждого учащегося с мультимедиа средствами, и другими источниками информации);
3. Технология поэтапного формирования умственных действий (такая организация занятий, при которой познание нового происходит за несколько этапов);
4. Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов (такая организация занятий, при которой происходит обучение каждого обучающегося на уровне его возможностей и способностей);
5. Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (организация занятий, при которой каждая личность воспринимается потенциальным гением);
6. Технология саморазвивающего обучения (такая организация занятий, при которой акценты целей расставляются на формирование человека самосовершенствующегося, формирование самоуправляющих механизмов личности, на воспитание доминанты саморазвития личности).
7. Метод моделирования художественно-творческого процесса (организация занятий, направленная на повышение активного, деятельностного освоения произведения искусства).
8. Метод художественно-педагогической драматургии (предполагает разработанную на основе проблемного обучения и законов театральной драматургии систему целенаправленных действий учителя, организующих на уроке общение учащихся с произведением искусства и обеспечивающих целостное восприятие произведения, использование силы его эмоционального воздействия для развития духовного мира школьника, а также получения знаний, необходимых для восприятия различных видов искусства) и т.д..

На современном этапе развития актуальным являются проблемы формирования разносторонне развитой личности. Ведь согласно концепции развития образования Республики Казахстан «Основная задача школы – обеспечить первоначальное становление личности ребенка, выявить и развить его способности».
Министерством образования РК утверждены следующие программы по музыке для общеобразовательной школы.
1.Учебная программа «Музыка» для 1-4 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2010 г.
Авторы программы: Кулманова Ш.Б., Оразалиева М.А.
Цель обучения учебному предмету – формирование основ музыкальной культуры обучающихся, воспитание средствами музыки духовно-нравственной творческой личности, умеющей применять полученные знания и умения в процессе музыкальной деятельности и в жизни.
2.Учебная программа «Музыка» для 5-6 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2010
Авторы программы: Енсепов Ж., Искаков Б.

Цель учебного предмета «Музыка» – формирование музыкальной культуры обучающегося, развитие творческой личности, умеющей использовать музыкальные навыки в своей жизни, воспитание нравственности, любви к своей Родине – Республике Казахстан

Так же учителю необходимо владеть информацией об учебниках, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.







Заголовок 315