Человек и мир. Значение леса (интегрированный урок с уроком изоискусства или внеклассного чтения)


Тема урока: Значение леса (интегрированный урок с уроком изоискусства или внеклассного чтения)
Цели урока:
— обобщить, систематизировать и углубить знания младших школьников о значении леса для человека и в природе;
— воспитывать восхищение красотой леса, стремление выполнять правила природоохранного поведения, оказывать посильную помощь лесным обитателям;
— создать условия для развития творческих способностей учащихся, познавательного интереса к своей познавательной деятельности.
Оборудование: картины с изображением леса, аудиозаписи с голосами птиц, шумом леса, листы бумаги для записей, листы для рисования, цветные карандаши или фломастеры и иллюстрации для коллажа, клей. Плакат с правилами поведения в лесу, карточки с необходимыми текстами.
Ход урока
1. Организационный момент
Урок по данной теме лучше провести по технологии «Педагогические мастерские» и интегрированный с уроком рисования или русского языка. На доске записаны пословицы, поговорки о значении леса:
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Из леса всегда что-нибудь принесешь – даже если ни к чему не прикасался. Лес всегда тебя одарит. (Н. Сладков)
Бесценна нашего леса краса,
Зеленое золото – наши леса.
Может звучать также тихо мелодия, звукозапись голосов птиц, шума леса. На доске — картины с изображением леса.
Слово учителя:
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
2. Вводная беседа:
Формулируется проблема, которая будет решаться на уроке.
— Ребята, все мы когда-то побывали в лесу. Представьте себе уголок леса, в котором вы бывали.
— Кто что представил?
3. Работа по теме урока
Работа в микрогруппах— Мы все любим лес. За что же мы так любим и ценим лес? Давайте запишем в колонку на наших листах бумаги слова, в которых заключено значение леса.
Каждый ученик представляет свой список слов микрогруппе и пополняет словами других членов.
— А теперь выберите для себя самое главное слово в своем списке.
Представление результата работы
Представитель каждой группы представляет результаты работы в группе.
— Все ли согласны с мнением группы?
Если кто-то не согласен с группой в выборе главного слова, ему представляется слово.
Учитель обобщает ответы детей, фиксируя только то, что говорили дети.
— Но все ли мы перечислили, что дает нам лес, за что мы его любим?
Учитель раздает карточки учащимся.
(Учитель отбирает тот материал, который наиболее ему подходит, может сочетать стихи и прозу, а может использовать и иллюстрации, с отражением значения леса для человека, в природе).
Ен настоены на травах,На брусніцах і грыбах,Ен чаборам кучарывымІ суніцамі прапах.
(З верша “Лес” М. Алтухоў) Калі кепска чалавеку,Я параю ад душы:Не спяшайся ў аптэку,А ў лясы ты паспяшы.
(З верша “Лес” М. Алтухоў)
А будет жажда мучить,То мне лесовичокСредь зарослей колючихПокажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна. Солнце прячется в тумане,Лес дремучий, до свиданья!Защитил ты нас от зноя,Напоил живой водою,
Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
(С. Погореловский)
Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,Где чистым воздухом так сладостно дышать,Есть в травах и цветах целительная силаДля всех умеющих их тайну разгадать. Ты полон свежести, и все в тебе живое,И сколько у тебя загадок и чудес!Ты испокон веков сдружился с человеком,Берет он для себя от «щедрости» твоей
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жилье, и мачты кораблей.
1. Всё, что окружает тебя, – всё из леса. Стул, стол, кровать. Шкаф, этажерка, тумбочка. Книжная полка и книжки на ней. Пол, потолок, стены. Крыльцо, забор, навес. Весло, лодка, удочки. Пенал, карандаш, тетради. Балалайка, гитара, скрипка. (Н. Сладков «Дары леса»)
2. А радостное возбуждение, которое охватывает тебя, стоит только в лес войти! А лесные секреты и тайны, что на каждом шагу! А тысячи птичьих песен, наполняющих уши! А запахи тысяч цветов, от которых в носу свербит! А радости каждый день года! (Н. Сладков «Дары леса»)
3. Там где лес, всегда чистый воздух. Ох, какой чудесный в лесу воздух – целительный настой! Ведь деревья выделяют особые летучие вещества, которые убивают вредные бактерии. Смолистые запахи сосны и ели, аромат березы, дуба, лиственницы очень полезны для человека. Лес – это природная фабрика кислорода на планете, естественный фильтр для очистки воздуха.
4. Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Лес дарит нам волшебную красоту, дает тень и прохладу в жаркий день, целительную тишину.
5. А еще лес является защитником почвы, лесных рек и ручейков.
6. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары животным: орехи, ягоды, грибы. (После этой карточки, можно уточнить, для каких животных лес является домом.)
— Зачитайте содержание карточек.
— О чем идет речь в этой карточке, о каком значении леса говорится?
По ходу работы ученики пополняют свой перечень слов. После прочтения карточек, учитель просит:
— Выберите теперь главное слово в своем списке.
— Кто поменял свой выбор. Почему?
— Мы сегодня говорили о том, что лес – это фабрика кислорода, чистого и целебного воздуха, уютный дом для многих животных, это грибы, ягоды, орехи, зеленая аптека, это защитник речек и ручейков, почвы, источник строительного материала, сырья для получения бумаги. Лес – это настоящее украшение природы, чудесный зеленый наряд Земли, удивительная книга со своими загадками и открытиями… Лес человека щедро одаривает. Но чем же человек лесу отвечает, как относится к своему верному и щедрому другу?! Как вы думаете, о чем бы попросил нас лес, если бы мог говорить?
— Что каждый из нас может сделать для леса? Запишите на листочках свои предложения (в течение 2 минут).
— Зачитайте, что вы написали и объясните, что вы считаете самым важным.
Обогащение знаний учащихся о правилах поведения в лесу.
Раздаются карточки.
1. У леса музыка своя…Ее послушайте, друзья!Вот птичьи трели раздались,Вот белка скачет вверх и вниз,А вот кузнечик затрещал,
По ветке дятел застучал…
Как много звуков тут и там!
В лесу не нужен шум и гам:
Нельзя шуметь, бегать и кричать
И громко музыку включать! 2. Вы в поход пришли,  ребята…Отдохнуть, конечно, надо:Поиграть и порезвиться,И наесться, и напиться…
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки…
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберем его с собой!
3. Нельзя стекло в лесу кидать,Нельзя бутылки разбивать;Осколки острые опасны –О них порежешься ужасно!
И обитателям лесным
Стекляшки тоже не нужны… 4. Чтоб лес красив был и здоров,Без личинок вредных и жуков,Муравьи на страже день и ночь:Гонят разных листоедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай!
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны
Для лесов твоей родной страны!
5. Если в травеУвидали яйцоИли услышалиКрики птенцов,
Не приближайтесь,
Не лезьте туда
И не тревожьте
Ни птиц, ни гнезда. 6. Для ежиков и белокЛес – дом родной.Они живут там смелоИ летом, и зимой.
Находят пропитанье,
Своих детей растят
И уходить из леса
Нисколько не хотят…
Поэтому не стоит
Их в город забирать…
Поверь: они в неволе
Не будут есть и спать…
7. Есть цветочки редкие,Белые, цветные, нежные:Вам кивнут приветливоЛандыши, подснежники…
Только рвать не надо их –
С ними лес добрей, светлей.
Ведь теперь цветов таких
Очень мало на земле… 8. В лесу летают мотыльки,Ползут ужи, живут жуки…Природа-мать им жизнь дала.У них у всех свои дела.
И жабу увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без этих животных, друг мой,
Лес одинокий, и пустой…
— Ознакомьтесь со стихотворениями, прочитайте свой стих всему классу.
После прочтения каждого стихотворения (в соответствии с порядковым номером), формулируется правило поведения. Если ученики говорят только о том, чего нельзя делать, учитель спрашивает, а как нужно. К уроку готовится плакат, на котором отражены важнейшие правила поведения в лесу. После формулировки правила школьниками, учитель постепенно открывает его запись на плакате.
Примерная формулировка правил для плаката:
1. Не шумите в лесу. Ходите тихо, осторожно по лесным тропинкам.2. Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу. Мусор обязательно забирайте с собой!3. Не бейте в лесу стекло!4. Не разоряйте муравейники! Не ходите вблизи муравейника! Помогите поставить ограждение возле муравейника.5. Не разоряйте птичьи гнезда, не заглядывайте в него, не трогайте руками птенцов!6. Не забирайте из леса животных домой! Любуйтесь и наблюдайте за ними в лесу.7. Не рвите редкие цветы! Они будут долго радовать нас и лес там, где растут.8. Не обижайте никого в лесу: ни насекомых, ни змей, ни жаб… При встрече с ними проходите осторожно мимо, уступая дорогу.9. Не уничтожайте несъедобные грибы! Оставляйте их диким животным.
— Давайте разделимся на две большие группы. 1 группа сделает из предложенных иллюстраций коллаж о значении леса, а вторая — нарисует плакат «Чем мы можем помочь лесу?»
Афиширование работ. Ученики представляют свои работы, объясняют их содержание.
Если проводится интегрированный урок с чтением, дети под руководством учителя вспоминают рассказы, стихотворения, посвященные лесу; если с уроком изоискусства – ученики знакомятся с произведениями известных художников.
4. Закрепление знаний
Творческая работа
— Пересмотрите свой список слов и напишите минисочинение с использованием этих слов. Темы минисочинений: Значение леса для человека, Зеленое золото наши леса или Значение леса в природе.
По окончании работы – представление сочинений или рассказов.
5. Итог урока
Слово учителя:
Спасибо, лес,
за все твои красоты,
за ягоды-монисты,
за грибы…
Спасибо, лес!
Наверно, не напрасно
меня в свой терем
ежедневно ждешь. (М. Люгарин)
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес,
Могучий лес,
Полный сказок и чудес! (С. Погореловский)
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
— Наша задача предотвратить все это. Больших проблем нам не решить пока, но кое-что мы сможем сделать: посадить деревце, ухаживать за рощей, подкармливать птиц зимой, взять под охрану муравейник, поляну с удивительными цветами.
— Давайте все вместе произнесем клятву (клятва записана на доске)
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птицам и маленьким зверятамХорошо живется с нами рядом.