интегрированный урок по русскому языку, курсу Человек и мир и трудовому обучению


Лабусова Любовь Владимировна – учитель
начальных классов
государственного учреждения образования
«Крапивенская ясли-сад-средняя школа
Оршанского района»
Витебской области, учитель первой категории
Педагогическое кредо:
«Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому и верить в тех, кого учишь».
Принципы работы:
творчество, компетентность, учение с увлечением.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
И поэтому в нашей школе большое внимание уделяется экологическому воспитанию.
Данный конспект урока содержит интеграцию – русский язык + человек и мир + трудовое обучение , что помогает закреплять знания детей прививая любовь к природе и бережному отношению к ней, учит беречь природу, способствует экологическому воспитанию.
Игровая форма урока привлекает внимание детей и способствует развитию их любознательности, расширению кругозора. Использование мультимедийных технологий и пояснений учителя, а также игровые задания помогают лучше усвоить изучаемый материал, работает и зрительная, и слуховая память ребенка. Деятельность учащихся – групповая, в парах, индивидуальная . Данная работа будет использоваться на уроке при закреплении материала.
Государственное учреждение образования
«Крапивенская ясли-сад-средняя школа Оршанского района»
Интегрированный урок
русского языка, курса «Человек и мир», трудового обучения
«Части речи»
3 класс

Урок разработан
учителем начальных классов
Лабусовой Любовью Владимировной
Тема урока:
1.Обобщение и закрепление знаний по теме «Части речи».
2. Природа родного края.
3.Работа с бумагой и картоном
Цель:
Обобщение и закрепление знаний об имени существительном, имени прилагательном, глаголе; природе родного края.
Задачи:
-повторить и обобщить знания учеников об имени существительном, имени прилагательном, глаголе;
-отрабатывать навыки определения частей речи;
- расширять знания о природе родного края, весенних изменениях в природе;
-формировать навыки работы с бумагой и картоном;
-развивать устную речь, расширять словарный запас;
-формировать умения работать в парах и группах;
-воспитывать у школьников любовь к природе и бережное отношение к ней;
Оборудование:
мультимедийная презентация, живые цветы, картинки с их изображением, запись пения птиц, музыка природы, бумага , клей , картон, ножницы, модели светофоров, рюкзак , карточки с индивидуальными заданиями.


ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
На части не делиться солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
Улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение
2 Вступительное слово учителя:
( под музыку, слайды природы2-4)
Многие русские слова излучают поэзию, большинство поэтических слов связано с нашей природой. Певец природы, писатель К. Пришвин, не устал говорить, что природа это одно целое. Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить природу и ценить. И жизнь станет богаче, интереснее. Кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.
Не то, что мните вы, природа.
Не слепок, не бездушный лик ,-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

3.Сообщение темы и целей урока
Сегодня урок будет несколько необычный. Вместе с обобщением и повторением знание по теме «Части речи», мы повторим знания из курса «Человек и свет» о природе родного края. Мы отправимся в необычное путешествие — путешествие в мир природы.. Слайд 5-6
4. Проверка домашнего задания, повторение по теме.
Наше путешествие начинается с покупки билетов.. Цена билета - это ваши знания о частях речи. (дети отвечают на вопросы и получают зеленые листочки-билеты).
Слайд 7

МОЛОДЦЫ! Билеты куплены и мы отправляемся.
5.Закрепление изученного материала.
Итак, первая остановка.
«ВЕСНА – КРАСНА»
Слайд 8- 12
Название первой остановки отгадайте сами.
Загадка:
Я раскрываю почки, в зеленые листочки
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня …(Весна)
Назовите признаки природы? (Светит весеннее солнце, растаял снег, распускаются зеленые листочки, лопаются почки)
Задания по группам:
1 ряд. Выписать имена существительные
2. ряд. Выписать имена прилагательные.
3.ряд. Выписать глаголы.
ПРОВЕРКА.
1 ряд. Найти и назвать слово, которое отвечает на вопрос кто? (птицы).
2 ряд. Найти и назвать слово, которое обозначает цвет предмета? (зеленые)
3. ряд. Найти и назвать глаголы настоящего времени? ( светит, распускаются, лопаются)
Вторая остановка «БЕЛАЯ БЕРЕЗА»
Путешествие наше продолжается. Название отгадайте.
Стоит красавица на поляне:
В белом сарафане,
В зеленом полушалке …. (Береза)

Слайд 13- 15
- С кем сравнивают березу в загадке?( с красавицей в белом полушалке)
- О каких признаках березы говорится? ( белая кора, лиственное дерево)
- Почему кора белая? ( в коре находится красящее вещество, которое называется бетулин)
- Как называют кору березы? ( берестой)
РАБОТА В ПАРАХ
1.К слову береза подберите слова, которые называют признаки предмета.
( высокая, стройная, тонкая, красивая, ветвистая)
2.Подберите слова, названия действия предмета ( растет, стоит, склонилась, плачет)
3.Придумать предложение со словом береза, подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Слайд 16
Скажите, как вы понимаете пословицу:
«И у березки слезки текут, когда с нее кору дерут.»( выделяется сок из поврежденной коры, дерево плачет)
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА .
«Как вести себя в природе?».

Ребята, послушайте стихотворения. Что вы представили, когда слушали это произведение?
Учащиеся читают стихотворения.
Слайд 17-18
БЕЛАЯ ЧЕРЕМУХА
Расцвела черемуха около ручья,
На апрельском солнышке ветками шепча.
Легкая, как облачко, чистая, как снег.
Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки посидеть под ней.
И могла цвести она много-много дней.
- Это чья черемуха? - Да она ничья,
Белая снегурочка около ручья...
Мимо бабка ехала, оглядясь вокруг,
Сразу от черемухи отломила сук. ,Городские школьники шли в далекий путь,
Увидав черемуху, стали ветки гнуть.
Прибежали девочки, а снегурки нет.
Лишь в пыли валяется вянущий букет.
А была черемуха чистая, как снег.
Радовался деревцу каждый человек.
З. Александрова
О каких экологических правилах рассказывает стихотворение? (нельзя ломать ветки, деревья, вредить кору)
РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Слайд 19
4 человека работают по индивидуальных карточках ( тест)
- остальные выполняют упр.242
Найти орфограммы, списать 2 предложение и определить части речи
(Налетел теплый майский вечерок)
6.Физкультминутка для глаз «Поймай цветок»
Слайд 20 -24

Но какая, же весна без цветов. Давайте поймаем глазками цветок.
РАБОТА В ПАРАХ
Слайд 25
Найти части пословиц, прочесть и объяснит значение.
Жизнь дана …..( на добрые дела_
Одно дерево погубил - … (посади сорок)
Растение - …(земли украшение)
Сломать дерево - ….(недолго, вырастит – года)
Не нужна соловью ….(золотая клетка, а нужна ему зеленая ветка)
Роща да леса - …( родного края краса)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА с взаимопроверкой.
Слайд 26
Найти и зачеркнуть лишние слова
Солнце яркое светит
Светит красивые расцвели Цветы красавица весна
Береза тонконогая стоит
Листочки весна цветы
Зеленые зеленые распустились
Весна прекрасная пришла
Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.
Слайд 27
Остановка «Вестники весны»
Слайд 28

Как вы думаете о ком пойдет речь?
Как только появляются первые цветущие растения, над ними начинают кружить насекомые, а это пища для … (птиц).
Какие же птицы возвращаются весной в родные края?
ЗАГАДКИ
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица … (грач)
В синем небе голосок
Будто крохотный звонок.
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения! (жаворонок)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (скворец)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (соловей)
Слайд
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
Спереди - шильце,
Сзади - вильце,
Сверху – черное суконце,
Снизу - белое полотенце. (Ласточка.)
.

Весной у птиц важная пора - строительство гнезд.
Беседа о бережном отношении к птицам.
Давайте отдохнем и послушаем пение птиц.
Вот и следующая остановка. «Глаза весны»
Слайд 29

Да с каким поэтичным, очаровательным названием — "Глаза весны".
Как вы думаете о чем пойдет речь?
Тайну этого названия узнаем, разгадав загадку:
Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький. ( подснежник)
Да, это подснежник, голубые глаза весны.
Звучит музыка П. Чайковского "Подснежник".
2. Выразительное чтение стихотворения Е. Серовой (записано на доске):
Выглянул подснежник
В полутьме лесной —
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Как вы думаете, почему автор назвал этот цветок разведчиком, посланным весной?
Предложите свои варианты образных синонимов к слову подснежник (первенец весны, вестник весны).
Беседа о бережном отношении к первоцветам.
Порадуемся, дети, тому, что мы живем на этой прекрасной земле, и низко поклонимся подснежнику, который каждую весну украшает землю и дарит людям радость
7. Игра «Экологический светофор».
Слайд 30

Учитель. Я попросила мальчика собрать рюкзак для похода в лес, давайте проверим, что он с собой взял и помощником будет экологический светофор. Каждый его сигнал на лесной тропинке означает то же самое, что и на проезжей части дороги:
красный свет зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе; желтый свет зажигается для того, чтобы мы соблюдали определенные правила поведения;
зеленый сеет зажигается тем, кто делает для его обитателей - растений и животных — добрые дела.
В классе мальчик с рюкзаком. (Из кармана торчит рогатка.)
Учитель. Ты куда собрался?
Мальчик. В лес, конечно.
Учитель. Я смотрю, гость ты какой-то странный (вынимает рогатку из кармана мальчика). Покажи, пожалуйста, с чем ты идешь в лес, а дети зажгут сигнал светофора и покажут тебе, с чем можно, а с чем нельзя ходить в лес. Есть такие вещи, которыми можно пользоваться редко, осторожно, соблюдая строгие правила.
Мальчик достает из рюкзака вещи.
• Резиновые сапоги.
Я собрался походить по кромке озера, пособирать ракушки.
Зажигается желтый свет светофора.
• Нож.
Я хотел ножом содрать бepecтy с березы, чтобы разжечь костер.
'Зажигается красный свет светофора.
• Зажигалка.
Я решил, когда устану, посидеть у костра. Зажигается красный свет светофора.
• Магнитофон.
Я собирался послушать новые записи - хиты.
Зажигается красный свет светофора.
• Небольшое пластмассовое ведро.
В прошлый раз я с товарищем посадил по краю оврага кустики ивы. А сегодня хочу их полить. Зажигается зеленый свет светофора.
•Пакет с крошками хлеба, крупой.
Это для уток. Они на озере живут. Я их часто подкармливаю.
Зажигается зеленый свет светофора.

8. Практическая часть.
Остановка . "Мы — волшебники"
Слайд 31
Класс делится на три группы. Каждая получает конверт .На уроке трудового обучения мы начали выполнять аппликацию.
Скажите, какая пора года здесь отображена? ( весна)
Какие признаки можете назвать? ( ответы детей)
Наша задача закончить аппликацию. ( работа в группах)
Этапы работы:
1.Распределитесь, кто из вас будет вырезать солнышко, березу, скворушку
2.Приготовце ножницы, шаблоны, клей.
3.Не забывайте о правилах безопасного обращения с инструментами.
С чего будем начинать? (Обведем шаблоны, наметим место на поляне, приклеим)
Самостоятельная работа.
Проверка.
Выставка работ.
9. Рефлексия. «Букет настроения»
Слайд 32
Перед вами зеленая поляна, в конвертах лежат разноцветные весенние цветы. Положите их на парту.
Ваше настроение во время урока, мы отобразим в цветах и прикрепим на поляну на доске
Красный – восторженный
Оранжевый – радостное, теплое
Желтый – светлое, приятное
Синий – было скучно, грустно
10. Подведение итогов.
Дети берутся за руки. Под музыку учитель читает стихотворение.
РОДНОЕ
Мы любим родную природу
Озера, леса и поля
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней родились мы с тобою,
Живем мы с тобою на ней
Так будем же , люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Давайте каждый из вас скажет, что мы хотим пожелать людям. Дети передают цветок и говорят свои пожелания.
Я хочу пожелать людям …..
Слайд 33
Планета Земля – наш родной дом
И каждый отвечает за порядок в нем.

11 Домашнее задание (индивидуальные карточки с учетом дифференцированного подхода):
У вас на партах лежат карточки с домашними заданиями, прочитайте их и запишите в дневники.
Слайд 34
1 уровень. Выполнить упр. 224
2 уровень. Нарисовать любимый цветок (оформить открытку).
3 уровень. Сочинить стихотворение (сказку, загадку) о любимом цветке.
4 уровень. Написать сочинение- миниатюру «Мой любимый цветок»
Слайд 35