Интегрированный урок самопознание и русская литература Человек созидающий. Человек — творец прекрасного. Сейдахметова Г Е., Жуковская Л.А. Кислер Н.В.


Самопознание, русская литература (интегрированный урок)
Класс:7 «А»,7 «Б»
Число:25.02.2017
Тема: Человек созидающий. Человек – творец прекрасного!
Цель: Углубить представления учащихся об общечеловеческой ценности
«творчество».
Задачи:
1) Содействие осознанию значимости созидательной деятельности человека;
2)Развитие мировоззренческих установок на ценностное отношение к человеку и значимость его деятельности
3) Воспитание стремления к активной созидательной деятельности.
Ресурсы: Презентация к уроку ,музыка.
Ожидаемый результат: Развитие мыслительной деятельности, произвольного внимания. Коррекция эмоционально-волевой и мотивационной сферы. Формирование культурно-эстетических ценностей.
Организационный момент.
Музыка 1
1 слайд
Какие люди живут в этом городе(сценка по средневековой персидской притче)
Старик РамильПервый Путник БайболВторой Путник СашаМальчик БауыржанРассказчик Наташа
На первом плане справа пальма, слева скала. На втором плане в отдалении виден восточный город. Под пальмой сидят нищие – Старик и Мальчик. Мальчик играет на дудочке.
Рассказчик
Смотрящих много, видящих немного.Вот как-то раз, пережидая зной,Под пальмою сидели у дорогиДва нищих – мальчик и старик седой.А мимо шел прохожий-чужестранец.
Из-за скалы выходит Первый Путник.
Первый Путник Красивый край
Старик         Красивый, спору нет.
Первый Путник
Скажи-ка мне, достопочтенный старец,Каков народ, живущий в сей стране?
Старик
Тебе свое о нем скажу я мненье,Но прежде ты ответь на мой вопрос,А что за люди были в том селеньи,Где жить тебе до странствий довелось?
Первый Путник
Такие, что про них и вспомнить тошно!Себялюбивы, жадны, подлы, злы!
СтарикНеужто все?
Первый Путник
 Все, как один, ничтожны,Порочны и упрямы, как ослы!И я безмерно рад, что их покинул.
СтарикУвы, и здесь народ точь-в-точь такой.
Первый Путник (со вздохом)Пойду-ка дальше!
Старик Путь твой будет длинным,Идти тебе придется далеко.
Первый Путник уходит.
Рассказчик
Ушел, а старец с мальчиком остались.И вскоре к ним с вопросом подошелЕще один прохожий-чужестранец.
Из-за скалы выходит Второй Путник и подходит к Мальчику и Старику.
Второй Путник (Старику)
Я в этот край издалека пришел.Ни нравов, ни обычаев не знаю.А ты из местных?
Старик      Я родился тут.
Второй Путник
Похож сей город на ворота рая,Но что, скажи, за люди в нем живут?
Старик
Тебе свое о них скажу я мненье,Но прежде ты ответь на мой вопрос,А что за люди были в том селеньи,Где жить тебе до странствий довелось?
Второй Путник
Им всем Наидостойнейшие имя!Они благочестивы и добры!Я опечален, что расстался с ними,Но таково веление судьбы.
Старик
Тогда возрадуй сердце доброй вестью:Щедр и прекрасен сей земли народ.Ты, путник, будешь счастлив в этом местеИ не узнаешь горя и забот.
Второй Путник уходит. Мальчик перестает играть на дудочке.
Мальчик
Всего одна есть истина на свете,И только ложь двоит свой длинный хвост!Зачем ты им по-разному ответил,Ведь задали они один вопрос?
Старик (с усмешкой)
Ты не учел отличий в их природе,Всяк видит мир через свое стекло –Что ищем мы, то в людях и находим,А в каждом сердце есть добро и зло.
Рассказчик
Благословен добра от мира ждущий!В сто крат счастливей он, чем человек,Зло ищущий и от него бегущий!Мир добр к тому, кто зрит добро во всех. Конец.
Музыка2
Слайд 2
Выходят чтецы
Осень на опушке краски разводила, Саша
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осинки, только дуб зелёный.
Утешает осень: «Не жалейте лета!
Посмотрите – роща - золотом одета».
Зима---Байбол
В ледяной карете мчится зимушка-зима
Ветер крыльями стучится в сонные дома
Расцветают скверы, парки снежной белизной
И мороз возводит арки над тропой лесной.
Весна---Андрей Явдоченко
Лучи весенние всю землю отогрели,
Повсюду буйствует зеленая трава,
И разливаются над нами птичьи трели,
И светит солнце, и кружится голова!
Лето---Рамиль
Всё вокруг зазеленело, заалело, засинело!
Вот и лето! Вот и лето!
С морем тёплым, с ярким светом!
ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДАС. Токомбаева
Дарует вдохновенье нам природа,(Дайана)
Переплетая быль и миражи,
Оно само - как будто время года –
Приходит и уходит из души,
3 слайд
Г.Е.Как настоящий художник, в образе девушки , с кисточкой в руках она творит красоту. Мир вокруг нас покрывается красками, запахами, звуками. И эту красоту дарит нам самый великий творец – природа! Самый же главный дар, которым природа наградила нас - это способность видеть эту красоту и радоваться ей. А ещё человек способен сам творить красоту. Поэт - в своих стихах, фотограф – в своих снимках, композитор - в мелодии.
4 слайд (тема урока)
Г.Е. Тема нашегоурока «Человек –созидающий!Человек - творец прекрасного!», (на слайде – «Человек созидающий»)
Музыку 2 выключить
5 слайд (глаголы)
Г.Е.1.Как вы понимаете смысл слова «созидать»?)
Дети отвечают
Г.Е... Каждый ли человек способен к созиданию? Как это проявляется?
Дети отвечают.
Г.Е. Какими качествами должен обладать человек?
6 слайд Глоссарий
Н.В. СОЗИДАНИЕ - это деятельность, создание, строительство чего-либо. это обычно улучшение мира и его гармонизация: рождение детей, разведение садов, строительство жилья, создание произведений искусства и т.д.
7 слайд
К чему ведет твое призвание, то и созидай. (Абай)
Л.А. : «А что вы хотели бы сделать в вашей жизни?»
8 – 14 слайды ( Моцарт, Айвазовский и т.д.)
Слайд 16 птичка
Музыка.3
Милена:Я очень счастливый человек. Я верю в чудо и волшебные сказки, добро и любовь. Когда я вырасту, то сохраню эту веру в себе. Я люблю этот мир и хочу, чтобы он мне ответил взаимностью.
Мальчик размечтался перед сном.
«Вот скоро стану взрослым, и что я сделаю для людей? – подумал он. – Давай подарю всем жителям Земли что-то самое прекрасное, чего никогда не было и не будет».
И начал он перебирать, какую такую Красоту подарить людям.«Построю великолепный Храм».Но сразу передумал: храмов прекрасных очень много.
Подумал еще: «Сочиню необыкновенную Песню!»Но опять замешкался: песен тоже много.«Лучше изваяю нерукотворную Скульптуру!»
И снова отбросил мысль: скульптур нерукотворных много.И он загрустил.
Так и заснул с этой мыслью.И увидел сон.Пришел к нему Мудрец.
«Ты хочешь подарить людям нечто самое прекрасное?» – спросил он.
«Да, очень хочу!» – с жаром ответил мальчик.«Так подари, чего медлишь?»
«Но что? Все уже сотворено!»И начал перечислять: «Хотел построить Храм, но все храмы уже построены…»Мудрец прервал его: «Не хватает одного единственного Храма, который можешь построить только ты… »
Л.А. : Вот и мы сегодня, вместе с вами, построим дом, в котором каждый из вас сможет найти заботу и тепло, дом нашей мечты! (под музыку «Под крышей дома..»)
человек должен стараться развивать в полную силу свои способности и творческие наклонности. Начнём с фундамента, который закладывает
17 слайд
Притча о таланте, призвании и карандаше.
Г.Е.Давайте рассмотрим шесть способов развития творческих наклонностей.
ВероникаПервый из них - научитесь быть исследователем. Для этого нужно научиться искать неординарные идеи. Исследователь постоянно пробует новые, неизведанные пути решения обычных, казалось бы, задач. Исследователь избегает исхоженных тропинок. Самые значительные успехи в искусстве, бизнесе, образовании и науке пришли из неисследованных областей. Такие творческие личности понимают, что успех и счастье кроются не в подражании другим, а в создании своего собственного пути.
БайболВторой - научитесь задавать вопросы. Спрашивайте обо всем. Жить творческой жизнью — значит быть в непрерывном поиске. Поиск ответов на вопросы, стремление к познанию — обязательные составляющие развития человека. "Будьте наивными, задавайте вопросы", — сказал известный инженер Бакминстер Фуллер. Не бывает глупых вопросов. Глуп тот вопрос, который не был задан.
ВероникаТретий - научитесь мыслить. "Лучший способ родить хорошую мысль — это родить множество мыслей", — сказал Лайнус Паулинг, лауреат Нобелевской премии по химии. Если у вас только одна мысль, только одно решение проблемы, то у вас только одно направление действий. Тренируйте свой ум и ищите несколько решений.
МаксимЧетвертый - научитесь отказываться от своих привычек. Творческий подход часто подразумевает ломку старых стереотипов и создание новых. Нет особого достоинства в том, что все вещи делаются так, как это заведено. Иногда ломка правил, низвержение наскучивших привычек и шаблонов, делающих нас такими инертными,
— самый разумный путь к самосовершенствованию.
ИраПятый - научитесь фантазировать. Наше воображение не вписывается в рамки реального мира. Оно безгранично. Что бы вы ни задумали, вы можете этого достигнуть. Наше творческое воображение поможет изучить разные варианты и многочисленные сценарии. Используя этот дар, мы можем изменить и исправить жизнь.
ЖеняШестой - научитесь отдыхать и восстанавливаться. Это означает, что вы должны о себе заботиться, научиться рассчитывать свои силы и сознательно беречь свое здоровье. Человек 21-го века должен уметь более эффективно балансировать работу и отдых.
18 слайд
Н.В.Всякое творчество начинается как стремление человека к самосовершенствованию.И. Бродский
Н.В.Упражнение «Стакан»
Слайд 19
Музыка 4
(Бауыржан поет «Разноцветный мир »
Н.В.
20 слайд (что сделано руками)
СверстникуМагжан Жумабаев
Обманчива жизнь, но она не игра.
Мучительна истина, хоть и стара.
Чтоб жизнь оправдалась, до горького пота
Ты должен трудиться на благо Добра.
Не бойся, плывя через бурю вперед.
Не жди, пока яблоко в рот упадет.
По суше ладья не скользит – лишь в движении
И только в труде все живое живет.
Г.Е. Каждое утро вы приходите в школу учиться – это главный труд, а ваши мамы и папы идут на работу. Они выполняют разные дела и поручения, имеют разные обязанности или как говорят ещё, имеют разные профессии. Есть много разных профессий, а инструментов - ещё больше, вы пока ещё не выбрали себе инструменты и работу, но вскоре это сделаете. Главные же ваши инструменты - ваше сердце, голова и руки. Если сердце будет хотеть, а руки делать, вы справитесь с любой работой.
Л.А.. Игра “ Азбука профессий» (Учитель называет букву и задает вопрос, а учащиеся должны ответить словом, которое начинается с этой буквы)
А. Специалист сельского хозяйства (агроном)
Б. Делец, коммерсант, предприниматель (бизнесмен), бухгалтер
В. Врач
Г. Геолог, грузчик,
К. косметолог, крановщик
М. Человек, окрашивающий пол, стены, потолки (маляр)
Н. Специалист, который даёт различным инструментам голос и делает его красивым, звучным (настройщик)
П. Человек, профессия которого помогает людям иметь красивые причёски (парикмахер) , повар,
Р. Человек, разводящий рыбу в искусственных водоёмах (рыбовод)
С. Строитель
Участники достраивают дом
Н.В.. Задачи на сообразительность.
А) Матросы Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из матросов, если Петя на два года старше Белова. (Петя Чернов, Миша Белов)
Б) (выходят трое желающих )
Перед вами трое специалистов: каменщик, комбайнёр, маляр. Кто из вас догадается, как удалить комбайнёра из середины, не дотрагиваясь до него? Сам он, конечно, не уйдёт с места, зови не зови его. Так как же решить эту задачу. (одного из крайних ребят надо поставить на другой край)
Рамиль: Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неугомонный бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье
Тогда, мой сын, ты будешь Человек. П. Пришвин
Г.Е.:Пускай на всем, что совершаешь ты,
Проступит след душевной чистоты.
Ведь сила не во внешности твоей,
А только в человечности твоей. Халиль Джебран
Слайд 21
СОЗИДАТЕЛЮН.Асеев
ДайанаВзгляни: заря - на небеса,
на крышах - инеем роса,
мир новым светом засиял, -
ты это видел, не проспал!
Ты это видел, не проспал,
как мир иным повсюду стал,
как стали камни розоветь,
как засветились сталь и медь.
Слайд 22Как пробудились сталь и медь,
ты в жизни не забудешь впредь,
как - точно пену с молока –
сдул ветер с неба облака.
Да нет, не пену с молока,
а точно стружки с верстака,
и нет вчерашних туч следа,
и светел небосвод труда.
И ты внезапно ощутил
себя в содружестве светил,
что ты не гаснешь, ты горишь,
живешь, работаешь, творишь! (достраивают дом)
Слайд 23
Н.В.:Вы много знаете о культуре, разбираетесь в искусстве. С каждым днём вы растёте, узнаёте новое, учитесь правильным делам и поступкам.
Пусть о вас говорят как о культурных людях, пусть вас окружает красота, пусть внутри вас будет красота.
Музыка 5
Песня. (поют все)
Ты, да я, да мы с тобой!
Ты, да я, да мы с тобой!
Здорово, когда на свете есть друзья.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, земля.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, земля.
Ты, да я, да мы с тобой!
Ты, да я, да мы с тобой!
Землю обогнём, потом махнём на Марс.
Может, у оранжевой речки
Там уже грустят человечки
От того, что слишком долго нету нас.
Может, у оранжевой речки
Там уже грустят человечки
От того, что слишком долго нету нас.
Ты, да я, да мы с тобой!
Ты, да я, да мы с тобой!
Нас не разлучит ничто и никогда.
Даже если мы расстаёмся,
Дружба всё равно остаётся,
Дружба остаётся с нами навсегда.
Даже если мы расстаёмся,
Дружба всё равно остаётся,
Дружба остаётся с нами навсегда.