Пояснение к презентации-семинару по ИКТ


1.
«Внедрение ИКТ как средство повышения мотивации к познавательной деятельности» (пояснение к презентации)
2.
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне.
3.
Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ.
Педагоги высказывают мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач:
-развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);
-обогащение кругозора;
-помощь в освоении социальной роли;
-формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);
-формирование общих интеллектуальных умений (сериация, классификация);
-организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.
4.
В связи с введением в ФГОС, к «условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», предъявляются определенные требования к кадровому обеспечению. Одним из основных требований является – владение педагогом информационно
коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно-образовательном процессе.
5.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
6.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Основной задачей является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
7.
С внедрением ИКТ возникает целый ряд новых детских деятельностей тесно связанных с компьютером (компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игра-воображение и т.д.), в них во всей полноте проявляются такие познавательные процессы, как произвольное внимание, запоминание ,мышление, представление, память, восприятие.
Перед педагогами ДОУ стоят задачи:
1)Стать для ребенка наставником в выборе компьютерных игр:
-повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет (использование компьютерных игр для подготовки и проведения непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками на качественно новом уровне )Это различные компьютерные игры – «игрушки»: развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие.
1.Игры на развитие математических представлений( «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»;
- игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»;
-игры для музыкального развития ( «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского».
2. игры, направленные на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель». 3.Игры, созданные с целью художественно-творческое развитие детей: «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения».
В качестве обучающих игр можно привести пример игр «Форма. Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики».
Основные фирмы производители развивающих и обучающих компьютерных игр – компания «Новый диск», «Медиа Хауз», а также «Alisa Studio» и фирма «1С».
2) ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний (создание педагогами игр, которые соответствуют программным требованиям и предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа Power Point( ПАУЭР ПОЙНТ!)
3) Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома ( тематические рекомендации, консультации ,родительские собрания на тему: «Ребенок в мире информационных технологий»)Создание презентаций « Моя семья» и дальнейший показ на родительских собраниях помогут ближе познакомиться с семьями воспитанников, узнать их интересы, увлечения, воспитывают гордость за сою семью.
8.
ИКТ подразумевается использование: информации в электронном формате; информационных носителей; мультимедиа; аудиовизуального оборудования.
9.
Информации в электронном формате: текст, видео, аудио, анимация, изображение. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Например, можно наглядно представить процессы в неживой природе, такие, как смена времен года, круговорот воды в природе, свойства веществ, наблюдение за движением планет и др.
10.
Информационных носителей: DVD, CD, флэш-памяти
11.
Мультимедиа: игровые компьютерные программы (при знакомстве детей подготовительной группы с планетами и звездами Солнечной Системы кроме просмотра книг и энциклопедий применить просмотр мультимедийных презентаций по теме «Космос» с включением звуковых эффектов, так как использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу по любой теме.- презентации и др. ( Серии презентаций по таким тематическим блокам, как: Дорожная безопасность», «Транспорт», «Животные средней полосы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года», «Народные промыслы», «Родной край», «Космос», «Овощи и фрукты», «Одежда, обувь и головные уборы» и т.д. В своих презентациях широко используйте загадки, красочные иллюстрации, познавательный материал, взятый из энциклопедий для детей и Интернета (сайт «Википедия»).
12.
Аудиовизуального оборудования: компьютера, ноутбука, ЖК-телевизора, проектора, интерактивной доски.
13.
Достоинства применение ИКТ:
❖ возможность демонстрации различных объектов в многократно увеличенном виде;
❖ объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
❖ возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
❖ стимулирует познавательную активность детей
❖ позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни
14.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
- компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
- постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
- компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности
каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
- компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха»
15.
Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем:
· При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, возникновение ранней компьютерной зависимости
· При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств
· Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.
Познавательная деятельность является важнейшей составляющей всех видов человеческой деятельности. Ребёнок в любом образовательном процессе приобретает систему знаний, развивается и формируется.
Внедрение ИКТ в педагогический процесс расширит возможности творчества воспитателя и его участия в процессе обновления образования , что позволит активизировать познавательную деятельность, способность развитию психических процессов у детей.