План проведения родительского собрания в 5 классе Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка

Родительское собрание в 5 классе
Тема собрания: «Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка»
Цель собрания: способствовать пополнению арсенала знаний родителей о психологических особенностях подростков и способах организации их учебной деятельности.
Этапы собрания:
1. Организационный момент
Здравствуйте уважаемые родители.       Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье. Сегодня мы пришли не только обсудить повседневные дела, но и наметить основной путь нашей совместной работы по созданию психологически безопасной среды для развития и образования ребенка.
2. Постановка темы.
Адаптация – это
3. Игра – упражнение «Энциклопедия»
Родителям предлагаются малознакомые слова, они стараются предлагать варианты определений этих слов. Называемые термины становятся труднее, и участникам становится сложнее озвучивать свои ответы. В итоге делается сравнение данного положения с положением ребенка в период адаптации: трудности в обучении, незнакомая обстановка, малознакомый учитель и другое.
4. Почему подростковый возраст считается «трудным»?
Подростков 11-14 лет часто называют трудными, и вообще этот период считается возрастом 2-го кризиса. Основная причина – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы. Ребятам свойственны:
тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;
частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы;
повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;
стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки;
отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной;
падение авторитета взрослых, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.

5. В чем проблемы и трудности?
В большинстве случаев пятиклассники указывают на то, что в школе стало сложнее, потому что:
очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
непривычное расписание уроков (новый режим);
много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
нередко появляются новые дети в классе;
новый классный руководитель;
имеют место проблемы со старшеклассниками (например, в столовой, на перемене).
На самом деле психологи находят следующие трудности:
А) Сложности в формировании самооценки. Из случайно оброненных взрослыми фраз, действий по отношению к ребенку, одобрительных или осуждающих взглядов, мелких ситуаций или значительных событий у нас складывается мнение о себе. Ребенок очень чувствителен к оценке, он воспринимает мнение взрослого, как единственно верное, и делает его своим. Специалисты на очень раннее формирование самооценки – до 6-8 лет. Далее самооценка изменяется каждый раз во время кризисных периодов развития – в том числе в подростковом возрасте.
Б) Включение в социум
Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.
В) Отношения в семье
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я».
Основными «стратегиями» любви взрослых к своему ребенку являются:
Любовь умиления, это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она приводит?
Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления его личностью, не знает понятий «нельзя», «надо».
Ребенок не знает своего долга перед родителями, не умеет трудиться.
Он не видит других людей с их желаниями и потребностями.
У таких детей твердо складывается убеждение, что он приносит счастье, радость родителям и людям уже тем, что он просто живет на свете
Деспотическая любовь
У ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность.
В атмосфере мелких придирок, постоянных упреков ребенок ожесточается.
Это происходит из-за неумения родителями пользоваться своей властью
Уважайте мнение ребенка, его детские желания.
Помните он такой же человек как и вы.
Его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола
Любовь откупа
Родители видят свой долг только в обеспечении всех материальных потребностей ребенка
В семье царит атмосфера духовной пустоты, убожества
Чем больше дефицит ребенка в родительской любви, тем больше его стремление получать её материальные заменители
Ребенку будут совершенно не знакомы сострадание, милосердие.
Став взрослыми и строя свои взаимоотношения с другими людьми, дети будут выбирать ложные ценности (деньги, материальные блага)
Безусловная любовь не зависит:
ни от внешности ребенка
ни от его достоинств и недостатков
ни от способностей
ни от сегодняшнего поведения
Г) Трудности в усвоении учебного материала
Смена деятельности, развитие общения перестраивают и познавательную, интеллектуальную сферу подростка. В первую очередь исследователи отмечают уменьшение поглощенности учением, свойственное младшему школьнику. К моменту перехода в среднюю школу дети заметно различаются по многим параметрам, в частности:
1) по отношению к учению от ответственного до равнодушного, безразличного;
2) по общему развитию от высокого уровня до весьма ограниченного кругозора и плохого развития речи;
3) по объему и прочности знаний (хотя бы в пределах школьной программы);
4) по способам усвоения материала от умения самостоятельно работать, добывать знание до полного их отсутствия и заучивания материала дословно на память;
5) по умению преодолевать трудности в учебной работе от упорства до иждивенчества в форме хронического списывания;
6) по широте и глубине познавательных интересов,
6. Как следует общаться с подростком?
помните, что подросток по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;
выделяйте деньги на карманные расходы;
в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;
объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;
учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;
будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.
Никогда:
не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;
не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей;
не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки;
не подкупайте подростка и не выдавливайте силой обещание не делать того, что вам не нравится;
не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях;
не ревнуйте сына или дочь к друзьям, привечайте их в своем доме и старайтесь познакомиться поближе;
не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор пришелся Вам не по душе.
7. Упражнение «Ошибки в воспитании».
Родителям предлагается подумать и написать на бумаге свойственные их семье ошибки в общении и воспитании детей. Участники делятся на группы по 3 – 4 человека и выбирают из всех своих ответов самую распространенную и серьезную ошибку в воспитании подростка. От каждой группы предлагается по одному ответу и записывается на доске. Обсуждение. При недостаточно конкретных ответах предлагается готовый список:
Пять ошибок в воспитании:
1.Обещание больше не любить
Это одно из сильнейших средств в воспитании
Но эта угроза родителями как правило не осуществляется
А дети прекрасно чувствуют фальш
Единожды обманув, вы надолго потеряете доверие ребенка
2.Безразличие
Не показывайте ребенку, что вам все равно, чем он занимается.
«Кроха», немедленно начнет проверять, настоящее ли ваше безразличие, изначально совершая плохие поступки
Ребенок ждет, последует ли критика
Поэтому с ним нужно наладить дружеские отношения, даже если его поведение вас не устраивает
3.Навязанная роль
Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям
Они готовы погрузиться в мир сложных взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками
При этом их собственные проблемы остаются нерешенными
4.Нет времени
Если есть ребенок, надо и время для него найти
Иначе он будет искать среди чужих людей родственную душу
5. Слишком мало ласки
Дети любого возраста стремятся к ласке
Она помогает ощущать себя нужными и придает уверенность в своих силах
Желание приласкать в большинстве случаев должно исходить от самого ребенка
Но не навязывайте активно свою любовь – это может оттолкнуть
8. Правовая минутка. Родителям предлагается обсудить правовые моменты воспитания в семье и уровни ответственности законных представителей.
9. Завершающее упражнение «Мое солнышко».
На листе бумаги родители рисуют солнце с небольшим количеством лучей. В середине пишут свое имя. На каждом из лучиков требуется написать ответы на вопрос «Чем я согреваю своего ребенка?» (вниманием, объятиями и др.) Предлагается взять эти листочки с собой как напоминание о безусловной любви к своему ребенку.
15