Психолого-педагогические особенности использования современных ИКТ в начальной школе

Психолого-педагогические особенности использования современных ИКТ в начальной школе
В настоящее время мы переживаем бурный рост информационных компьютерных технологий.[5] Они внедряются во все сферы человеческой жизни, как то религия, культура, образование, наука, предпринимательство, ведение домашнего хозяйства, и многое другое. Требованием времени является необходимость освоения современных информационных компьютерных технологий уже в школьном возрасте. Это ставит задачу перед педагогами разработать программу, позволяющую детям школьного возраста, наряду с другими необходимыми знаниями, умениями, навыками, осваивать использование современных информационных компьютерных технологий. Но не стоит забывать о том, что дети младшешкольного возраста находятся в постоянном развитии, как психическом так и физическом, поэтому необходимо разработать такой подход к обучению начальных классов с использованием ИКТ, который не нарушит развитие ребенка и не нанесет ему какой-либо вред.
"Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Учение для него - значимая деятельность. " - пишет психолог Н. Ю. Кулагина[8].
Д. В. Савицкая в своей статье пишет: "К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства "Я должен" над мотивом "Я хочу". К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе"[9].
К. Мишкинис отмечает[6]: "В данном возрасте (6 - 8 лет и далее) основательно меняются все органы и ткани организма. . . Меняется и поведение. У ребенка развивается воля, деятельность обретает направленность и смысл, появляется привычка придерживаться правил и норм поведения. Развиваются чувства, эстетические переживания, интересы".
Далее данную мысль развивает профессор В. Чернюс: "Ребенок 7-ми лет больше направлен в себя", "как бы отвернувшись" от окружающего мира. В каком то смысле он спокойнее, замкнут, любит одиночество. Он хочет иметь свою комнату, свой "угол" в который может удалиться или складывать свои игрушки. Дети в данном возрасте становятся постоянными зрителями какой-либо передачи. Они как бы творят себя наблюдая, думая, передумывая. Но их руки постоянно заняты, они все хотят попробовать, потрогать.
Дети рисуют. Любят не только сам процесс, но и результат работы. Начинают играть в игры по правилам.
Много требуют от себя, поэтому им надо помочь остановиться. Иногда, что-либо начав, могут пожертвовать этому делу много времени и энергии и вдруг устав, остановиться. Для них бывают хорошие и плохие дни.
Дети 8 - ми лет "встречают мир". Им все легко. Их надо охранять от попыток сделать слишком много и от высокой самокритики. Они стремятся к общению, им не только интересно, что люди делают, но и что они думают. В общении с матерью они требуют, чтобы отношения были глубокими, основаны на взаимопонимании. У восьмилеток изменчивое настроение: то очень хорошее, то очень плохое".
Рассмотрев различные психологические теории литовский психолог Рита Жукаускене утверждает[7]: "7 - 8 -ми-летние дети мыслят используя логические операции конкретного операционного мышления. Лучше понимают связь между временем, пространством и расстоянием. Уменьшается эгоцентричность ребенка, он начинает все лучше понимать точку зрения других людей. У ребенка появляется чувство юмора (по теории Пиаже). После 1 - 2 лет обучения в школе, у ребенка улучшается память, речь, логика - все это результат обучения (по биохевиористической теории)".
Таким образом, учащийся начальной школы представлянт собой личность в самом начале своего развития. Он начинает познавать мир, себя и окружающие явления.
Развивается психически, интеллектуально и физически.
Развитие ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для восприятия является учебный материал.
Поэтому на современном этапе организации образовательного процесса педагог не может обойтись на уроке без ИКТ. Психологами доказано, что при проведении занятий с использованием новых информационных технологий активизируется правое полушарие мозга, отвечающее за ассоциативное мышление, рождение новых идей, интуицию, улучшается психоэмоциональное состояние обучаемого, активизируются его положительные эмоции. Эффективность обучения повышается и за счет активизации самостоятельной работы учащихся, развития их познавательных и творческих способностей, образного изложения материала.[10]
Современные ИКТ предоставляют широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью: визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы. У младших школьников хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание, ускоряет запоминание содержания.
Возвращаясь к теме исследования нельзя не выделить необходимые факты санитарно-гигиенических норм для работы детей младшешкольного возраста за компьютерами [18]:
Работать надо на расстоянии 60-70 см, допустимо не менее 50 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь; учащимся, имеющим очки для постоянного ношения - в очках.
Разрешаемое время непрерывной работы учащихся за ВДТ зависит от их возраста, но не должно превышать:
для учащихся I кл. (6 лет) - 10 мин;
для учащихся II - V кл. - 15 мин;
После установленной выше длительности работы на ВДТ и ПЭВМ должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления.
Для организации здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве используется технология профессора В.Ф.Базарного, в основе которой лежит обучение в режиме моторной свободы. Дети меняют позы «стояние-сидение» через 15-20 минут. Режим динамических поз активизирует межсистемную координацию и мыслительную деятельность, способствует повышению эффективности произвольно-моторной деятельности детей, способствует снижению напряжённости, нервно-психической утомляемости учащихся.
С целью «смягчения» неблагоприятных последствий воздействия на организм комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств применяется методика активизации гармонических колебаний в сенсо-моторной сфере с помощью идеальной схемы универсальных символов. Такие схемы-тренажёры размещены на стенах кабинетов. Упражнения выполняются 2-3 раза в день и способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии, улучшают общее чувство гармонии и ритма. Они вносят сенсорное разнообразие в традиционную учебно-познавательную среду, воздействуя на важные эмоционально-мотивационные факторы. Для профилактики и коррекции речевых и личностных нарушений в коррекционную работу включают образовательную кинесиологию («гимнастику мозга» по методике Пауля Дениссона). Гимнастика для мозга представляет собой серию быстрых, приятных, наполненных энергией действий, стимулирующих интеллектуальное развитие и моторику ребёнка, межполушарное взаимодействие. Занятия гармонизируют работу головного мозга.
Для развития мелкой моторики используются пружинные и шариковые массажёры. Стимуляция массажёрами точек эффективно лечит многие заболевания, стимулирует работу всех внутренних органов. Массаж кистей, стоп (на специальных дорожках) и пальцев рук заменяет общий массаж тела, способствует повышению тонуса, работоспособности, оказывает общее профилактическое действие.
Для развитие основных свойств внимания и их произвольности используем тренировочные упражнения с таблицами Коноваленко С.В. - это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на объект. Успешность познавательной деятельности в значительной степени зависит от сформированности произвольного внимания, требующего применения волевых усилий, с одной стороны. С другой стороны, произвольное внимание развивается в процессе обучения и специальных тренировок. Для развития произвольной стороны внимания, увеличения его объема, устойчивости, умения распределять и произвольно переключать его используются различные виды групповых и индивидуальных тренингов. Эти упражнения просты и не требует много времени, но при регулярной тренировке они помогут сделать ребенка собраннее, внимательнее, увеличат скорость мыслительных операций, помогут улучшить технику чтения, а также являются своеобразным тренажером для глазных мышц, что немаловажно в условиях высокой нагрузки на зрение.
Исходя из всего вышеизложеноого, можно утверждать, что современные ИКТ положительно влияют на успеваемость и восприятие учеников начальной школы, но только при условии соблюдения санитарно-гигиенических норм и современных здоровьесберегающих технологий.
Список используемой литературы.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М. Просвещение, 1985.
Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников.- Ростов-на-Дону, 1970.
Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе.- Казань, 1967.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.:Изд-во МГУ, 1985.
Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1986.
Возрастные особенности психологии детей /под ред. Дубровина – Москва: Просвещение, 1975 . – 182 с.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Просвещение, 1993.
Возрастные особенности психологии детей /под ред. Дубровина – Москва:Просвещение, 1975 . – 182 с.
Божович Л.И. Этапы формирования личности.- М., Воронеж, 1995.- 138с.
Интернет ресурс/http:/kapital-rus.ruarticles/article/175246

Заголовок 115