Урок обучения грамоте для 1 класса по теме «Согласный звук [щ], буквы Щ, щ»

Урок обучения грамоте «Согласный звук [щґ], буквы Щ, щ.»

Цель: 1. Познакомить детей с глухим мягким согласным звуком [щґ]
Буквами Щ, щ.
2. Учить сравнивать звуки, различать буквы.
3. Закреплять умение делить слова на слоги, определять ударный
слог.
4. Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и
знания.
5. Способствовать продуктивному формированию навыка чтения.

Оборудование:
Буквы Щ, щ, ща-щу.
Предметные картинки с изображением: клещи, щётка, ящик, ящерица, щука.
Схемы классные и индивидуальные



туча, дождинки – слоги.
Слоговые карточки с буквой щ.

Ход урока.

I. Оргмомент. Проверка домашнего задания.
1) Что общего у слов?
эхо Элла это экран
2) Чтение рассказа «Поиграем в эхо»
(2 часть инсценируется) (стр. 183)
3) Конкурс чтецов. Стихотворения про эхо. (стр. 183)

II. Повторение изученного.
- На какие группы можно разделить буквы? (гласные и согласные)
я ч е б и г ю ё д
- Назовите гласные. Какая буква лишняя?
я е и ю ё (Лишняя буква и, она обозначает один звук)
- Что можете сказать об остальных буквах?
(В начале слова и после гласных они обозначают 2 звука)
- Назовите согласные. Какая буква лишняя? Почему?
ч б г д
(Лишняя буква ч, потому что она обозначает [чґ], который всегда мягкий).

III. Физминутка:
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

IV. Работа по новой теме.
- Сегодня мы познакомимся еще с одним звуком и буквой. А с каким звуком познакомимся, вы скажите сами, если будете внимательными.
(На доске - предметные картинки с изображением: клещи, щётка, ящик, ящерица,щука)
1) Игра «Найди одинаковый звук в словах».
- Какой это звук? [щґ].
- Дайте ему характеристику (согласный, мягкий, глухой).
- Почему он согласный? Докажи. (выдыхаемый воздух встречает препятствие на пути и т.д.)
- Почему он глухой? Давайте послушаем его в наушниках. (Дети ладонями закрывают уши и произносят его)
- Мы слышим только шум, а голоса нет, значит [щґ] – глухой звук.

2) Игра, разучивающая логическое мышление, - «Найди лишнее».
На доске напечатаны слова:
ЛИСА ЗАЯЦ ОКУНЬ МЕДВЕДЬ
- Какое слово лишнее, почему? (выслушивая все ответы детей, учитель подводит к тому, что лишним словом является ОКУНЬ, потому что это рыба, а остальные слова – названия животных).
- Еще с одной рыбой мы познакомимся на странице 187.
- Как называется эта рыба? (лещ)
- Произнесите несколько раз это слово. Какой звук слышится на конце? [щґ]. Дайте характеристику этому звуку.
(Он согласный, при произнесении образуется преграда. Глухой: участвует только шум. Мягкий всегда).

3) «Услышь звук». Если в слове встречается [щґ], дети хлопают в ладоши.
шёлк щекотать
щипать шапка
шептать честный
щипцы щепка

4) Посчитайте, сколько в стихотворении слов, в названии которых есть звук [щґ].
Щуку тощую с реки
Притащили рыбаки.
Щука хищная страшней,
Чем страшилище Кощей.
Мы ей дали овощей
И погуще жирных щей. (10 слов)

5) Задание с «ловушкой».
- Возьмите зеленый квадратик и синий. Учитель называет слова, а дети сигнализируют.
клещи
щётка
ящик
лещ
- Почему показывали только зеленый квадратик? (Звук [щґ] всегда мягкий).

V. Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

VI
·. Знакомство с новыми буквами Щ, щ.
1) – А теперь посмотрим, какой же буквой обозначается [щґ].
(Для обозначения [щґ] используют букву щ. Учитель показывает карточку с буквой щ).
- Где мы «поселим» эту букву в «ленте»?
(С согласными в нижнем ряду, потому что эта буква обозначает глухой звук [щґ]).
- Эта буква называется «ща». Произнесите хором. Посмотрите, как выглядят печатные и письменные буквы.
(Учитель прикрепляет на магнитной доске карточку с печатными и письменными буквами).
- Для чего используют большую букву?
(С большой буквы начинается предложение. С большой буквы пишутся имена людей, клички животных, названия городов).
- На что похожа буква щ? Что она вам напоминает?
На расческу
Щ похожа.
Три зубца всего?
Ну что же!

2) А теперь будем учиться читать
а) слоги-слияния с буквой щ. (на слоговых карточках)
- Что заметили?
(Используются не все гласные буквы)
Учитель читает сказку «Приключения шипящих букв». Обращается внимание на написание ща, щу.
б) Прочитайте еще раз слоги и придумайте с ними слова.
ща (щавель)
ще (щегол, щенок)
щу (щука)
щи (щи, щипать)
в) Игра «Дождик».
Соберите дождинки-слоги и получите слова.






щу нок

ще ро ка ща

(щука, щенок, роща)

- Какое слово лишнее, почему?
(Лишнее слово роща, т.к. это неживой предмет)

- На какой вопрос отвечают слова, обозначающие неодушевленный предмет?
(они отвечают на вопрос что?)

- Какой вопрос можно задать к другим словам? (Вопрос кто?)

- Подберите слово к схеме.

(Щука)


- А Незнайка подобрал слово роща. Вы с ним согласны? Почему?

VII. Работа с «Азбукой».
Чтение слов с. 187 с пометами, объясняют смысл помет. Объяснение значения каждого слова в форме беседы.
Чтение стихотворения о лещах с. 187. Работа над выразительностью.
Чтение скороговорок, сначала медленно, потом быстрее.

VIII. Подведение итогов.
- Каким получился урок?
- Чему учились на уроке?
- Какое задание было интересным?

Учитель словесно оценивает работу каждого ученика на уроке.









































Средняя школа №22

Печатная работа для городского
методического сборника




Конспект урока

обучения грамоте по теме:

«Согласный звук [щґ], буквы Щ, щ».










город Тамбов








15