Метод проектов как метод работы с одарёнными детьми. Из опыта работы учителя.


Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я поделюсь с вами своим опытом работы методом проектов.
Все вы, скорее всего, применяете или применяли этот метод, и думаю, нет необходимости рассказывать теорию.
Начну с того, что ключевым словом педагогического процесса, обучения является интеллектуальное развитие учащихся, Проект придаёт процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер.
Обучение на уроке иностранного языка может быть «односторонним». Эта организация учебного процесса, в которой учитель искусственно создает условия и побуждает ученика к деятельности. И «многосторонним», здесь формы работы являются групповыми и коллективные, в которых каждый ученик имеет возможность проявить себя как самостоятельный и полноправный участник определенной деятельности. В ходе выполнения учащийся активен, проявляет творчество. Даже самый слабый ученик в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить свою фантазию, творчество и самостоятельность.
Проект принципиально меняет функциональные обязанности ученика и учителя. Ученик участвует в выборе, организации и подборе содержания своего проекта. Мне же отводится роль консультанта, помощника, участника урока.
Но, этот метод имеет и недостатки. Роль учителя на самом деле сложнее, чем на традиционном уроке. Первая проблема-это организация. Если я решила использовать метод проектов при изучении какого-либо раздела, то следует все тщательно продумать, четко определить учебные задачи, какую помощь могу оказать, при этом, не предлагая готового решения. Желательно спланировать серию уроков, на которых предполагается использовать проект.
Важно так же отслеживать деятельность каждого ученика на всех этапах работы. Характер внешней оценки зависит от типа проекта и его темы.
При подготовке проекта необходимо убедиться, что каждый ученик понимает, какое конкретное задание ему предстоит выполнить. Необходимо подробно объяснить каждому, что и как следует делать. И еще один важный момент – это терпимо относится к рабочему шуму на уроке в процессе работы. Бывают трудности, с которыми можно столкнуться в процессе работы – это незаинтересованность и отсутствие мотивации, взаимоотношения внутри группы. Поэтому количество в группе 3-4 человека, чтобы был сильный, средний и слабый ученик, мальчики и девочки.
Т.К. проектная деятельность занимает много времени на уроке, это делает урок насыщенным, увлекательным и тем самым повышает мотивацию.
Зачем нужен метод проектов на уроке иностранного языка? Возникает вопрос. В основе каждого проекта лежит какая-то проблема. Чтобы её решить, учащимся требуются не только знания языка, но и владение большим объёмом разнообразных знаний, умение работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте) анализировать информацию, делать обобщения и выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. А формирование этих умений и есть цель обучения.
К творческим умениям относятся: генерирование идей, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия того или иного решения.
К коммуникативным умениям относится умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами, умение находить компромисс с собеседником, лаконично излагать свою мысль.
Какие виды проектов использую – это творческие и исследовательские.
Творческий проект не требует детально проработанной структуры. Самое главное необходимо проговорить планируемые результаты и форму их представления (газета, статья, сочинение, ролевая игра).
Я работаю по учебнику «Форвард», Вербицкой. Во 2 классе, после изучения алфавита дети выполняют проект «Мой алфавит», В 3 классе после изучения тем «Австралия» и «Моя страна» , выполняются творческие проекты «Животный мир Австралии и России».
В среднем звене автором предлагается после изучения каждого раздела выполнить проект по теме. В начале каждой четверти знакомлю с модулями и темами проектов. Учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта и в конце изучения презентуют его. В четверти каждый должен отчитаться по одному проекту.
Исследовательский проект использую в работе с одарёнными людьми. Этот вид проекта требует хорошо продуманной структуры, обозначения целей, источники информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике, имеют пусть небольшое, но научное исследование. Чаще всего это моно проекты, например, по разделам грамматики.
2 года назад с ученицами 10 класса делали проект. Поводом написания этого проекта стали ошибки, встречающиеся в предложениях, где использовались never? nobody? no one. Мы назвали проект «Есть ли в английском языке двойные отрицания»? Мы получили приглашение выступить на научной конференции в г. Самара.
Сегодня с ученицами 10 класса тоже работаем над проектом и надеемся наша работа будет окончена в этом году.