Конспект урока обучения грамоте Твердый, согласный звук [ц], буквы Ц, ц


Семёнова Екатерина Ивановна, учитель начальных классов
МБОУ «Бильчирская СОШ»
Тема урока: Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц.
Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: классно – урочная с использованием ИКТ.
УМК «Школа России», В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и др., Москва, «Просвещение», 2011, с. 51
Место урока в теме:
Урок проводился в букварный период обучения грамоте. Это первый урок из двух по данной теме. Он тесно связан с предыдущими уроками обучения грамоте по характеру, способу выполняемой учениками учебно – познавательной деятельности и опирается на ранее приобретённые учащимися знания и умения. Отбор материала проходил в соответствии с требованиями программного материала и УМК, возможностями детей, исходным уровнем знаний, в соответствии с целями и задачами урока. Соблюдался принцип научности и доступности знаний.
Цели урока:
Познакомить с новым звуком [ ц ] – всегда твёрдым и глухим; с новыми буквами Ц, ц;
Формировать навык чтения;
Способствовать развитию фонематического слуха, конвергентного мышления, связной речи;
Задачи урока:
Обучающие:
уточнить и обобщить знания детей о глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных звуках;
продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог;
распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с новой буквой;
читать тексты, выполнять задания к ним.
Развивающие:
развивать умение анализировать и обобщать;
развивать внимание, речь, логическое мышление;
способствовать сохранению здоровья учащихся, снятию утомляемости на уроке.
Воспитывающие:
воспитывать положительное отношение к чтению как к виду речевой деятельности;
воспитывать аккуратность, желание трудиться.
Для организации урока было применено оборудование:
Учебник «Азбука», часть 2 2011г. В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина и др., компьютер, проектор, экран, рисунки, доска, сигнал «колокольчик», карточки с текстом для индивидуального чтения., интерактивные демонстрационные таблицы к учебнику.На уроке были использованы методы:
словесные;
наглядные;
практические;
самостоятельная работа.
Формы познавательной деятельности:
фронтальная;
индивидуальная;
дифференцированная.
Ход урока.
1. Организационный момент.Цель. Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.
2. Актуализация опорных знаний.
Цель. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.
- Ребята, давайте заглянем в гости к буквам, с которыми вы уже знакомы. Работа по ленте букв:
- Вспомните, пожалуйста, кто живёт в синем домике?
( буквы, обозначающие согласные звуки)
- Назовите признаки согласных звуков.
(когда мы произносим согласные звуки, во рту встречаются преграды: губы, зубы, язык; воздух выходит не свободно; согласные звуки произносятся с голосом и шумом или только с шумом)
- Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки?
- Назовите буквы, обозначающие глухие согласные звуки?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкий согласный звук?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдый согласный звук?
- Буквы рады, что вы их не забыли!
Игра « Колокольчики».( сигнал в виде колокольчика)
- Слушаем внимательно и стараемся правильно услышать первый звук в каждом слове. Если звук согласный мягкий – показываем зелёный колокольчик, если звук согласный твёрдый – показываем синий колокольчик.
Слова: снег, сугроб, мороз, метель, лёд, лыжи, радость, веселье.
- Молодцы! Все справились с заданием без ошибок, значит вы хорошо научились различать согласные звуки по признаку твёрдости/мягкости.
- Чтобы правильно и чётко говорить, надо развивать свой речевой аппарат.
HYPERLINK "3.mp4" Артикуляционная гимнастика.

Шесть мышат в шалаше шуршат.
Сеня вёз воз сена
Белые бараны били в барабаны
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
HYPERLINK "4.mp4" 3. Постановка темы и цели урока.
Цель. Самостоятельное формулирование учащимися темы и цели урока (реализация идеи педагогического сотрудничества). На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании.
Слайд 1. Внимание, на экран.


- Рассмотрите рисунки, назовите изображённые предметы.
( цапля, цифры, сердце, цветы, цыплёнок, ножницы)
- Что заметили? (во всех словах есть новый звук [ ц ] )
Отгадайте загадку:
Был белый дом, чудесный дом,
Но что-то застучало в нём.
И он разбился, а оттуда
Живое выглянуло чудо.
(цыплёнок)
Рис. на доске.

- Вспомните, как хозяйка подзывает цыплят? (цып – цып – цып)
- Произнесём хором!
- Какой новый звук услышали в начале слова? ( звук [ ц ] )
- Догадались, о чём пойдёт речь на уроке?
- Сформулируйте тему урока.
(Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой, его обозначающей)
4. Работа над новым материалом.
Цель. Организовать и направить познавательную деятельность учащихся к открытию новых знаний.
Знакомство со звуком [ ц ]:
- произнесём звук хором.
- когда вы произносили звук, воздух выходил свободно или во рту встретились преграды? (встретились преграды)
- что вам мешало произносить звук? ( губы, зубы, язык)
Вывод: звук [ ц ] - согласный.
- закройте ушки пальчиками, произнесите звук.
- как он звучит: с голосом и шумом или только с шумом? (только с шумом)
Вывод: звук [ ц ] – глухой.
- назовите слоги: (на доске) ЦЫ, ЦИ
- что заметили ? (произносим одинаково)
Вывод: звук [ ц ] - всегда твёрдый.
- как будем обозначать звук [ ц ] ? (синим квадратиком)
Подведём итог.
- дайте характеристику новому звуку [ ц ]
(звук [ ц ] - согласный, глухой, всегда твёрдый).
Физкультминутка.
Цель. Снятие утомляемости. Напряжения мышц, реализация здоровьесберегающих задач урока.
HYPERLINK "5.mp4" Звуковой анализ слова.

Цель. Формировать умение выделять звук в слове, делить слова на слоги, выделять голосом ударный слог. Развивать умение делать выводы, развивать внимание к слову товарища, развивать монологическую речь.
- Ребята, пока мы с вами отдыхали, у цыплёнка случилась беда: ветерок дунул слишком сильно и поломал звуковую схему слова.
- поможем цыплёнку справиться с бедой? ( поможем).
Игра «Собери схему слова».
Внимание, на экран. Работа «цепочкой» с подсказками учителя.

- произносим слово цып-лё-нок по слогам (ладошку к подбородку):
- сколько в слове слогов? (три слога)
- назовите первый слог? ( цып-)- назовите второй слог? (лё-)- назовите третий слог? (нок)
- произнесите слово ещё раз, определите ударный звук? ( звук [ о ]).
Цыпленок благодарит за помощь.
HYPERLINK "6.mp4" Знакомство с буквами Ц, ц. На что похожа буква ц?
- Пришло время познакомиться с буквой, с помощью которой обозначается звук [ ц ].
Внимание, на доску:
Буква П (э) домой вернулась,
Раз-два-три, перевернулась,
Превратилась в букву Ц (э)
С ножкой маленькой в конце.
- На что похожа буква Ц(э) ? ( ответы детей)
Рис. 1 Буква Ц (э) - внизу крючок,
Точно с краником бачок!
Рис. 2 Вот какая буква Ц (э),
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка!
Работа по ленте букв.
- скажите, а куда мы поселим нашу новую букву? ( в синий домик)
- почему? ( она обозначает согласный звук [ ц ])
- на какой этаж? ( на первый)
- почему? (она обозначает глухой звук)
Вывод: теперь у буквы есть свой собственный домик.
5. Закрепление новых знаний.
«Динь-динь-динь!»- звенит звонок,
Слоги мчатся на урок.
Чтобы слоги знать,
Надо слоги прочитать.
Чтение по слоговой таблице:
ЦА ЦО ЦУ ЦЫ ЦЕ ЦИ
- появилась буква «а» - прочитаем слог мы «ЦА»;
- прикатилась буква «о» - прочитаем слог мы «ЦО»; и т.д.
HYPERLINK "C:\\Users\\ОСОШ №1\\Documents\\8.mp4"Физкультминутка.
Гимнастика для ГЛАЗ.
Мы читали, мы читали,
Наши глазки так устали.
Пусть немножко отдохнут
Вслед за стрелочкой пойдут
Слайд 5.

- ребята, пока мы с вами отдыхали, наш цыплёнок что-то совсем загрустил.
- наверное, он скучает по своей маме?
- хотите познакомиться с его семьёй?
HYPERLINK "9.mp4"
- слушаем задание: прочитать текст на карточке, подчеркнуть карандашом все слова, в которых встретится новая буква Ц.
Текст:
Наступила весна.
У курицы появились цыплята.
Она назвала их ЦЫП и Цыпочка.
Цыплята были жёлтенькие, как солнышко.
Мама – курица гордилась детьми.
HYPERLINK "10.mp4" - читаем текст по цепочке:
- назовите слова с буквой Ц? (курица, цыплята, Цып, Цыпочка)
- подумайте, какой вопрос вы бы могли задать своему соседу по содержанию текста?
HYPERLINK "11.mp4" Вопросы детей друг другу:
Когда появились цыплята?
Как курица назвала цыплят?
На что они были похожи?
Как мама-курица относилась к своим детям?
HYPERLINK "12.mp4"
Просмотр мультфильма по теме урока.
- Однажды, в солнечный денёк…
- что было дальше – мы сейчас посмотрим.
HYPERLINK "13.mp4" Задание: постараться запомнить как можно больше слов со звуком [ ц ].
(акация, спицы, платьице, цветы, гусеница, к концу)

- Наши цыплята ещё маленькие, поэтому отправились отдыхать, а мы продолжаем урок.
Отгадайте загадку.
Все глядят на середину,
В середине – волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали,
Вы, конечно, там бывали…
(Цирк)
- Верно, у буквы Ц(э) купив билет,
Мы побываем в цирке! ( Физминутка Клоун)
- на арене цирка появляется…
- КТО?
В цирке он смешнее всех,
У него большой успех.
Только вспомнить остаётся
Весельчак тот как зовётся?
(клоун)
- Наш клоун – фокусник, он придумал для вас интересные задания.
HYPERLINK "14.mp4" Игра « Пропала буква» (на доске)
- из слов убежали все буквы Ц. Найдите беглянок и верните на место, чтобы получились слова.
(карточки открываются постепенно)
- назовите слова, где буква Ц стоит вначале, в середине, в конце.Поиграем вместе – распределение мягких и твердых согласных звуков
Открывается волшебное слово: (читаем хором)
МОЛОДЦЫ!

6. Итог урока (рефлексия).- Думаю, что наш урок для каждого из вас был нужен и полезен.
- А почему, вы расскажете сами:
- что нового мы узнали?
Мы познакомились с новым звуком и буквой, его обозначающей.
- расскажите всё, что вы узнали о букве Ц?
Ответы детей:
Буква Ц живёт в синем домике, потому что обозначает согласный звук.
Она живёт на первом этаже, потому что обозначает глухой звук.
Буква Ц имеет один звук, он всегда твёрдый.
Буква Ц бывает печатная и письменная, заглавная и строчная.
Буква Ц может стоять в начале, в середине и в конце слова.