Конспект урока обучения грамоте «Мягкий согласный звук [щ], буквы Щ,щ.»


Конспект открытого урока «Мягкий согласный звук [щ], буквы Щ,щ.»
УУД
Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности.
Регулятивные: освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука.
Познавательные: осмысление алгоритма фонетического анализа звука.
Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать, самостоятельность.
Прогнозируемые результаты:
Дети познакомятся с новым звуком [щ]- мягким согласным.
Отработают навыки чтения с новым звуком.
Обучатся письму строчной и заглавной буквы щ, Щ, слогов и слов с этой буквой. 
Ход урока
1.Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Станем буквы изучать
И научимся читать.
2.Актуализация знаний
Начинается урок. Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного твердого. А теперь – с согласного мягкого.
- Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается.
Сейчас Лиана выйдет к доске и прочитает стихотворение. Вы слушайте внимательно, затем скажете, какой звук вы чаще всего слышите.
Щуке в речке каждый день
щеткой зубы чистить лень.
Щука щетку раскусила,
щетку чуть не проглотила.
-С каким звуком мы будем работать на уроке?
-Мы сегодня на уроке познакомимся с этим звуком, а на уроке русского языка он будет обозначаться буквой Щ.
3. Определение темы урока. Целеполагание.
-Какие цели вы перед собой ставите на этот урок?
Для чего нам это нужно? Где мы можем применить знания, которые получим сегодня на уроке?
-Скажите, почему звук один, а букв две? (С заглавной буквы мы будем писать имена собственные и первую букву в предложении, а остальные слова напишем с маленькой буквы)
На что она похожа?
Прослушайте стихотворения об этой букве.
На расческу Щ похожа.Три зубца всего? Ну что же!
-Дайте характеристику этого звука.
-Назовите слова, которые начинаются со звука ЩНа доске вывешиваются таблички со словами:
[щ] – согласный, глухой, всегда мягкий, шипящий.
Обозначение – зеленый квадратик.
ФизминуткаПервоклашки дружно встали,И зверятами все стали.Потоптались как слонята,Повертелись как лисята,Поскакали как зайчата.Как жирафы потянулисьИ друг другу улыбнулись.Вперевалочку, как мишкиДружно сели все за книжки.
-Сегодня к нам на урок пришла ЩЕТКА-одежная и зубная (вывешиваются картинки с изображением обеих щеток)
Словарная работа. –Что такое ЩЕТИНА? (Жесткая прямая шерсть у животных)
Выполним звуковой анализ слов щетка и щетина при помощи цветных схем. (двое работают у доски) Проверяем (проговаривают).
Отметьте на лесенке, на каком уровне сейчас ваши знания по нашей теме.
4.Работа по теме урока.
ИГРА «ЖИВЫЕ ЗВУКИ»:
Выполняем звуковой анализ слов ЩУКА, ЩАВЕЛЬ, ЩЕНОК
Выходим к доске и изображаем звуки, произносим их хором, даем характеристику каждому звуку.
5. Этап усвоения новых знаний. Проблемная ситуация.
Исследуем элементы в прописи. Какие элементы надо ещё дописать, чтобы получилась буква? (короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо)
Буква щ, Щ на экране.
Сравните письменную и печатную букву. Чем похожи и чем отличаются буквы?
Какие элементы буквы вам знакомы? У каких букв они встречались?
Обучение письму строчной и заглавной букв Щ.  Показ на доске. Запись буквы в воздухе. Обведите букву по образцу в тетради. Запись слогов.
Обведите на строке заглавные буквы.  Проверьте, как научились писать букву.
Работа по теме урока.
Работа в паре.
Наш щеночек потерялся.
Найдите на странице слово Щенок. Щенок бежит. Щегол летит. Червячок ползёт.
6.Рефлексия учебной деятельности.
Все ли цели, которые вы ставили, достигнуты? Отметьте на лесенке знаний, на каком уровне ваши знания сейчас.
Что мы знали? Что узнали нового?
КЛАСТЕР