Различные формы обобщающих уроков при итоговой аттестации


Различные формы обобщающих уроков при подготовке к итоговой аттестации.
(подготовила Осовская Т.А)
Главной организационной формой обучения в средней школе является урок, потому что только на нем реализуется учебная программа.
В практике своей работы используют все виды уроков в зависимости от дидактических целей, но чаще всего – комбинированный урок.
На уроках обобщения и систематизации знаний выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятий и их систем и наиболее общие закономерности.
Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятии, их категорий и систем, от них - к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета. В связи с этим, в уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы:
постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;
воспроизведение и коррекция опорных знаний
повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;
обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;
усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний;
подведение итогов урока.
В связи с введением ЕГЭ все большее значение приобретает такая форма контроля и учета знаний учащихся, как тестирование. Тесты как инструмент оценивания существенно отличаются от контрольных работ, поскольку кроме контролирующей функции они имеют и обучающее - тренировочную.
Тестирование может применяться не только в итоговой проверке, но и в текущей, промежуточной. Используют тесты в своей работе на всех этапах обучения: мотивации, уяснения информации, закрепления и контроля.
Хорошая результативность подготовки учащихся к итоговой аттестации достигается при соблюдении ряда условий.
1. Раннее проявление интереса учащихся к предмету (возможно за счет введения элективных курсов или спецкурсов).
2. Систематичность, когда любое знание и навык выводятся из предыдущих и сами служат основой последующих.
3. Структурирование изучаемого материала должно осуществляться таким образом, чтобы вопросы, изучаемые на курсах, углубляли и расширяли изученное на уроке.
Формы, методы, приёмы работы с учащимися
Все дети разные, поэтому на уроках используются личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через такие аспекты, как:
Использование в работе взаимо- и самоконтроля;
Использование методик, при которых учащиеся составляют опорные конспекты;
Организация индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп;
Индивидуализация домашнего задания;
Организация работы учащихся в группах как на уроке, так и дома;
Формирование индивидуальных маршрутов обучения как сильных, так и слабых учащихся;
Постановка проблемы и поиск ее решения (проблемный метод);
Организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.
В проектном обучении ценны не только результаты, а в большей степени сам процесс. При такой работе учащихся меняются функции учителя:
он помогает ученикам в поиске нужной информации;
сам является источником информации;
координирует весь процесс;
отслеживает результаты работы.
Во внеурочной деятельности можно использовать следующие формы работы:
урок-презентация;
виртуальный эксперимент;
урок-исследование;
электронная лабораторная работа;
дистанционное обучение;
электронное тестирование;
Использование технологии тестового контроля:
Тесты, как система диагностики школьной успеваемости имеют ряд положительных характеристик, позволяющих:
1) учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения;
2) проверять качество усвоения учащимися теоретического и практического материала;
3) оживить процесс обучения, вводя не только новую для учащихся форму контроля, но и различные виды тестов;
4) сэкономить учебное время, затрачиваемое на опрос, и личное время учителя, идущее на проверку выполненной учащимися работ;
5)обеспечить оперативность проверки выполненной работы.
Для успешной сдачи ЕГЭ по химии следует дать учащимся возможность прочного и сознательного овладения основами химических знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения образования в высших и средних профессиональных учебных заведениях соответствующего профиля.