«Методика обобщающих уроков по разделу «Человек и его здоровье»


«Методика обобщающих уроков по разделу «Человек и его здоровье»
Актуальность данной работы обусловлена тем, что существующие в современном мире основные проблемы человека связаны с рядом противоречий. Среди которых отмечаем:
противоречие человека с природой. Его главной причиной является недостаточность экологических знаний у большинства населения нашей планеты;
противоречие человека с другими людьми. Причина этого противоречия заключается в недостаточном уровне гуманистического воспитания личности. Гуманистическое воспитание играет решающую роль при формировании убеждений и ценностных установок личности, содействуют ее бесконфликтной социализации;
противоречие человека с самим собой. Это противоречие обусловлено недостаточной психологической и физической культурой многих людей непониманием ими основных закономерностей своего физического и психологического развития, пренебрежением основами физической и психологической культуры. Многие люди в мире имеют сегодня серьезные проблемы со здоровьем, которые обусловлены не только тяжелыми условиями жизни и недостатком продовольствия, но также и не выполнением элементарных правил личной гигиены и физической культуры, а также низкой культурой питания и организации своей жизнедеятельности.
В этой связи в настоящее время происходит реформирование системы школьного образования. С разработкой новых нормативных документов возникает необходимость переосмысления содержания биологии, в частности раздела «Человек и его здоровье». Человек рассматривается не только как целостный организм, адаптированный к условиям среды, но и как социальный объект. Однако в школьной практике сохраняется подход к рассмотрению человека как анатоморфофизиологической модели живого.
Формой реализации содержания является урок. Но не разработанным остается вопрос использования возможностей обобщающих уроков для рассмотрения человека как целостного организма адаптированного к условиям среды и как социального объекта.
Цель работы состоит в разработке методики обобщающих уроков по разделу «Человек и его здоровье» для повышения эффективности усвоения знаний учащимися
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
проанализировать педагого – психологическую, научно-методическую литературу по проблеме исследования;
проанализировать цели, содержание и структуру раздела «Человек и его здоровье» и опыт реализации обобщающих уроков в школьной практике;
разработать методику обобщающих уроков;
- проверить эффективность разработанных обобщающих уроков в ходе педагогического эксперимента.
Педагогический эксперимент проводится в2008-2009, 2009-2010 и 2010-2011 учебном годах, на базе Сулгачинской СОШ.
Анализ литературы и школьной практики позволи выявить необходимость разработки обобщающих уроков по разделу «Человек и его здоровье», определить особенности обобщающих уроков по биологии.
В содержании обобщающих уроках выделены следующие основные идеи для структурирования материала:
целостное и всестороннее изучение биологии человека не осуществляется в отрыве от выяснения его происхождения и исторического развития;
анатомические детали даны в таком объеме, которые необходимы для понимания учащимися функций организма;
в отличие от животных человек не только приспосабливается к окружающей среде (адаптация в условиях Севера), но и подчиняет ее своим потребностям, в связи с социальной средой его существования;
вопрос индивидуального развития раскрывается и углубляется при рассмотрении не только организма человека (биологический аспект), но и личности человека в целом (социальный аспект).
Особенностью разработанных обобщающих уроков по разделу «Человек и его здоровье» является то, что они чаще всего в своем содержании раскрывают не только биологический материал, но и подчеркивают социальную значимость данных знаний. Например, при обобщении эволюционного происхождения человека и рассмотрении вопроса человеческих рас на обобщающем уроке с учащимися обсуждается проблема расизма, национализма.
Педагогический эксперимент пройдет в два этапа: констатирующий и формирующий. Результаты констатирующего эксперимента показывают, что большее число ошибок учащихся приходится на усвоение взаимоотношений отдельных частей органов между собой, так и всей системы с другими органами, их последовательности. По некоторым темам курса учащиеся не понимали механизма процессов и их значение для организма (обмен веществ, рефлекс и тд.).
После проведения обобщающих уроков нами проведены контрольные работы. Отмечаем, что увеличение часов при изучении тем не проводится.
В конце эксперимента ожидаем такие результаты:
1. Обобщение – одно из основных мыслительных действий, присутствует в любой деятельности, позволяя человеку обнаружить в многообразии предметов нечто общее, необходимое ему для правильной ориентации в окружающем мире. Оно является результатом анализа, сравнения, абстракции или дедукции, т.к. понятия – формы мыслей, в которых отражаются общие и существенные признаки предметов, то, естественно, для самостоятельного формирования понятий учащиеся должны уметь обобщать.
2. Обобщающие уроки не только смогут углубить, обобщить и закрепить знания основных биологических закономерностей, но и развить логические умения. Элемент нового на этих уроках развивает учащихся, активизирует мыслительную деятельность эмоционально настраивает, возбуждает интерес к уже известному, стимулирует к систематическому повторению больших разделов.3. В разделе «Человек и его здоровье» неразработанным остается вопрос использования возможностей обобщающих уроков для рассмотрения человека как целостного организма адаптированного к условиям среды и как социального объекта. Такое видение человека диктуется целями и содержанием раздела «Человек и его здоровье».