: Создание условий психологического комфорта воспитанников через использование активных форм организации деятельности


«Из всех показателей оценки школы
главным следует считать
самочувствие в ней человека.
Школа хороша, если в ней хорошо
каждому ребенку и взрослому.
В.А. Караковский.
(советский и российский педагог. Народный учитель СССР)Тема семенара: Создание условий психологического комфорта воспитанников через использование активных форм организации деятельности
Цели:
 1. Сформировать мотивацию педагогов на создание комфортной среды на уроках.
 2. Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроках   Задачи:
1. Обогатить представления участников семинара о психологическом комфорте и его значимости в образовательном процессе.
2.Рассмотреть приёмы и способы создания психологического комфорта на уроках.
3.Определить и проанализировать способы разрешения конфликтных ситуаций на уроках.
Ход семинара Вступительное слово. Обоснование темы семинар
 1. Психологический настрой.        Уважаемые коллеги, наш семинар мне хотелось бы начать с психологической разминки.
Вхождение в тему.
 Метод «Ассоциации»
Комфорт -  заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М. Шанский). Словарь Ожегова определяет понятие «комфорт» как бытовые удобства, условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.
А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «комфорт»?
Придумайте ассоциации на каждую букву, связанную с образовательным процессом.
(ответы педагогов)
К Культура, красота, качество образовательного процесса,
О Обаяние, отношение, общение, ободрительный.
М Мир, мотивация, мудрость, мастерство, мажор, миссия.
Ф Формирование, форма
О Обогатить, образовать, обстановка.
РРадость, развитие, разум, равенство, размеренность, разнообразие,
Т Толерантность, творчество, такт, талант, терпимость, технология.
Комфорту так же способствует хорошее настроение. Я предлагаю вам выполнить несколько упражнений для поднятия настроения
«Солнышко» У каждого из вас есть лист с изображением солнышка. На двух лучах напишите какая Вы. Поменяйтесь с 2-3 соседями и пусть они продолжат писать вам комплементы.
«Моё имя» Под солнышком напишите своё имя в столбик. На каждую букву напишите ассациацию-комплементДанные упражнения можно предлагать детям на различных этапах урока, во время физминутки.
Очень полезно упражнение «Рассказ», которое можно проводить с коллегами на МО, педсоветах, с учащимися на уроке
Инструкция:
Надо взять листочки и ручки и написать на них свои имена и фамилии. Затем сложите их в мешок и перемешайте. каждый вытащит по одному листочку, и о человеке , чьё имя написано на листочке, нужно коротко рассказать, о его внутренних качествах и особенностях.
(Это упражнение можно проводить и в письменном виде – анонимно, а затем прочитать их и угадать о ком написано)
Упражнение « Я умею хорошо…!»
Задание : получив в руку талисман необходимо сказать о себе « У меня лучше всего получается…», «Я многим нравлюсь, потому что…», «Я умею хорошо…». Если участник испытывает затруднения – помогают члены команды, коллектива
“Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”, “инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе”.
Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность: 
выражать свое «я», делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями;
поощряется генерирование идей, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений;
развивается готовность и умение брать на себя ответственность;
создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности;
формируется взгляд на другого человека как на безусловную личность.
К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, жалобы учителей на поведение учащихся, конфликтные ситуации, возникающие на уроках и переменах. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам. Согласно статистике, комфортно чувствуют себя в школе лишь 58 % учащихся, 28 % — часто конфликтуют с учителями и одноклассниками.
Все это приводит к тому, что в школе ребенок не чувствует себя безопасно и комфортно, а ведь задача школы — создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку.
Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, так как именно в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.
Как писал поэт Борис Слуцкий
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит…
Начало нашей деятельности на уроке – это оргпсихологический момент. Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться.
Здравствуйте! Этим словом («здравствуйте») принято приветствовать друг друга при встрече. Приветствуя, мы выражаем интерес и уважение к человеку. Мы уже привыкли к подобным приветствиям и отвечаем на них почти автоматически. А как можно по-другому поприветствовать друг друга? Покажите
2. Игра-тренинг. «Оргпсихологический момент - камертон урока».
 № 1. “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое".        №2. На доске три облачка — белое, голубое, серое, выражающие разные эмоции. Ребята, какое облачко вам больше нравится? (после того, как дети выбрали).  Белое облачко – спокойствие, умиротворение. Голубое – радость, энергия, серое – грусть, усталость.  Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.            №3. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.
№4. Дерево достижений
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета), который вам больше нравится и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии (уроке).
Те, кто выбрал красный, — желают общаться.
Желтый — проявят активность.
Синий — будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
№5. Подари улыбку
На цветной бумаге нарисованы красивые улыбающиеся мордашки.
Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. (Вместе с улыбкой дети обмениваются картинками.)
№ 6. Волшебная поляна
Вырезать красивые цветы разного цвета.
На улице осень, отцвели цветы, осыпались листья. Все эти цветы раньше росли на большой солнечной поляне. Представьте, что наша аудитория и есть волшебная поляна. Прикрепите цветок там, где вам понравится.
Посмотрите — в комнате стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши цветы. Пусть так будет всегда!
№8.  Отбросим в сторону переживания и неудачи.Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг,И на уроке этом мы опятьВсе поработаем на пять.
№9. Заходите, дети, в класс,
Прозвенел звонок сейчас.
Все тихонько быстро встали,
Подравнялись и собрались.
Скажем: «Здравствуйте» друг другу
И посмотрим на столы
Всё, что нужно принесли?
А теперь тихонько сели,
На меня все посмотрели.
Начинаем наш урок,
Рты закрыли на замок.
№10. Ребята, выберите фигуру, которая наиболее ярко показывает ваше настроение. Если вы выбрали солнышко – отличное настроение, тучку – плохое, елочку – могло быть и лучше. Фигурки прикрепите на одежду.
Если в течение дня настроение меняется, дети имеют возможность поменять фигуру.
       Спасибо всем, вот такие варианты психологического настроя можно использовать в начале урока.
Я думаю, вы все согласитесь со мной в том, что одним из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке является создание ситуации успеха.
Успех или неуспех в деятельности определяет ведущие тенденции развития.
Здесь нужно разделить понятия "успех" и "ситуация успеха". Ситуация  — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех  — результат подобной ситуации. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность ребенку пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода механизмом дальнейшего движения личности.
С психологической точки зрения успех  — это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями (или, строго говоря, с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
Ситуация успеха — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида.
Предвосхищаемый успех. В основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо. Чудес, как известно, на свете не бывает. На пустом месте успех родиться не может.
Констатируемый успех. Фиксирует достижение, радуется ему. Важно, что он состоялся, что он сделал отличное настроение, дал возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день.
Обобщающий успех. Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, это благо. Это - состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой - опасность переоценить свои возможности, успокоиться.Но ясно одно: неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радость он не приносит, но уважать его следует.
Радость успеха может носить сугубо личный, даже интимный характер, если он может радоваться своим достижениям, "про себя", не считаясь с мнением окружающих. Радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. В этом смысле слово "разделенная" правильно было бы заменить на "умноженная". Точно так же и неуспех, разделенный с кем-то, становится чем-то иным.
Самый оптимальный вариант: радость одного становится радостью других.
Мудрость в том и состоит, чтобы радость успеха не порождала чрезмерное благодушие, а страх возможного поражения не парализовал волю.
   Естественно, существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту у учащихся это:
        Неуверенность в себе,
        Повышенная утомляемость,
        Замедленность темпа работы,
        Повышенная потребность во внимании,
        Повышенная двигательная активность,
        Трудности в переключении с одной деятельности на другую.
У педагогов факторами дискомфорта выступают:
        Физическая и психологическая напряжённость труда,
        Постоянное оценивание со стороны людей,
        Высокий уровень ответственности,
        Тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся,
        Разные стили управления педагогическими кадрами.
Нельзя допускать у детей комплексов, неуверенности в себе. В группе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру педагога в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.
Большое значение для создания и поддержания психологического комфорта имеют традиции. Они устанавливают и закрепляют определенный порядок поведения и отношения, который поддерживается, сохраняется и передается (воспроизводится) в рамках одного класса. Через традицию педагог опосредованно влияет на формирование идей, взглядов, вкусов, образа действий. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).  Этическое благородное поведение или позиция сотрудничества, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого. Посредством этой операции в группу привносятся высоконравственные отношения взаимопомощи, взаимовыручки, самопожертвования ради товарища.   Создать психологический комфорт для ученика может учитель, которому и самому комфортно на уроке. Напомню Вам восточную притчу о  трех камнетесах. «Однажды   путник    набрел в горах  на 3 камнетесов. Они были грязны от пыли и рубахи их мокры от пота. «Что ты делаешь?» - спросил путник у первого камнетеса.  « Я зарабатываю на хлеб насущный для своей семьи, мы еле-еле сводим концы с концами. »   « Что делаешь ты?» - спросил путник у второго камнетеса. Он был таким же уставшим, но в нем не было обреченности. « Я работаю,- отвечал второй камнетес. - Моя работа такая же как у всех, не лучше и не хуже.» А третий камнетес на вопрос путника ответил « Я строю храм.» И путника поразило, насколько одухотворенным было его лицо !»  Работа педагога трудна и не всегда благодарна , но подобно камнетесу, отсекая лишнее , педагог строит будущее, воспитывая ЧЕЛОВЕКА.
 Тест «Синяя птица»
Однажды синяя птица неожиданно влетает в окно Вашей комнаты и попадает в ловушку. Что-то в этой заблудившейся птице привлекает Вас, и Вы решаете оставить ее у себя. Но, к Вашему удивлению, на следующий день птица меняет цвет с синего на золотой! Эта очень необычная птица меняет цвет каждую ночь — на утро третьего дня она ярко-красная, а на четвертый день она становится совершенно черной.
Какого цвета птица, когда Вы просыпаетесь на пятый день?
Птица не меняет цвет; она остается черной.
Птица возвращается к своему изначальному синему цвету.
Птица становится белой.
Птица становится золотой.
Представили?
Птица, которая влетает в Вашу комнату, кажется символом удачи, но неожиданно она меняет цвет, заставляя Вас беспокоиться о том, что счастье будет непродолжительным. Ваша реакция на эту ситуацию демонстрирует то, как Вы реагируете на трудности и неопределенность в реальной жизни.
Те, кто сказали, что птица осталась черной, смотрят на жизнь пессимистически.Вы склонны полагать, что, если ситуация однажды ухудшилась, то она никогда уже снова не нормализуется?Может быть, Вам необходимо попробовать думать в таком ключе: если все так плохо, то хуже уже не будет. Помните, нет дождя, который не закончился бы, и нет ночи, после которой не наступил бы рассвет.
Те, кто сказали, что птица снова стала синей, практичные оптимисты.Вы верите в то, что жизнь — это смесь хорошего и плохого и что не стоит бороться с этой реальностью. Вы принимаете неприятности спокойно и позволяете вещам идти своим чередом без излишнего беспокойства и стресса. Этот взгляд позволяет Вам благополучно переносить волны бедствий и не давать им унести себя.
Те, кто ответили, что птица стала белой, под давлением ведут себя спокойно и решительно.Вы не тратите время на волнения и нерешительность, даже когда развивается кризис. Если ситуация становится слишком скверной, Вы чувствуете, что лучше вовремя прекратить это невыгодное дело и поискать другой путь к своей цели, чем увязнуть никому не нужном горе. Этот подход означает, что все, вроде бы, происходит естественным образом и, по-вашему.
Тех, кто сказал, что птица стала золотой, можно описать словом «бесстрашный».Вы не знаете, что такое давление. Для Вас каждый кризис — это благоприятная возможность. Вас можно сравнить с Наполеоном, который сказал: «…Невозможно — это не французское слово». Но будьте осторожны, не давайте своей безграничной уверенности взять над вами верх. Грань между бесстрашием и безрассудностью очень тонкая.
Скажите пожалуйста, кто из вас оптимист? кто пессимист?
Как хорошо что среди нас больше оптимистов. Предлагаю вам примерить на себя образ пессимиста и выполнить задание,
Цель которого: выявить неоднозначность влияния успеха на учебную деятельность школьника.
Задания:
1.Обсудить:
- Каковы негативные последствия непрерывного успеха в учебной деятельности?
- Как ситуация успеха влияет на становление личности?
2. Предложить мероприятия (действия) по устранению негатива в школе.
Группа «Оптимисты»
Цель: доказать необходимость ситуации успеха на уроке.
Задания:
1. Обсудить вопросы: Каково положительное влияние успеха:
а) на мотивацию учебной деятельности школьника;
б) на формирование межличностных отношений;
в) на результативность учебного процесса.
2. Предложить приёмы улучшения межличностных отношений среди учащихся и учителей, способствующих успеху.
 Уважаемые коллеги, я предлагаю вам Эксперимент – отступление. (Кто желает поучаствовать в этом эксперименте?) Предлагается каждому за 1 минуту мысленно назвать 10  известных педагогов.  Испытывал кто-нибудь трудности? Вывод: что одному человеку не под силу, он играючи проделывает в коллективе. Давай же назовём 10 известных педагоговЯ вам предлагаю поработать группами
 Группы зачитывают и обсуждают наработанное.
               Уважаемые коллеги, настоящий учитель должен найти выход из любой конфликтной педагогической  ситуации и обязательно принять правильную точку зрения. Наверное, у каждого из вас были конфликтные ситуации с учениками, которые нужно было решить, ведь конфликты, безусловно, влияют на психологическое состояние ребенка.
          Поэтому каждой группе я предлагаю  конфликтную ситуацию, к которой нужно найти правильное с точки зрения педагогики и психологии решение (можно обыграть).
Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив.
Примеры педагогических ситуаций:
1. В самом начале урока или уже после того, как вы провели несколько уроков, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».
Ваша реакция:
1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя».
2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».
3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»
4. «Тебе просто не хочется учиться».
5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».
6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».
7.
2. Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:
«Вы выглядите очень усталым и утомленным». — Как на это должен отреагировать учитель?
1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».
2. «Да, я плохо себя чувствую».
3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».
4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».
5. «Не беспокойся, это не помешает нашим урокам».
6. «Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!»
7.
3. Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет». — Какой должна быть на это реплика учителя?
1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».
2. «С твоими-то способностями? — Сомневаюсь!»
3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»
4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится».
5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».
6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».
7.
4. Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». — Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?
1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»
2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»
3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».
4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»
5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»
6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»
7.
5. Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать учитель?
1. «Ну и что?»
2. «Никуда не денешься, все равно придется».
3. «Это глупо с твоей стороны».
4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».
5. «Почему?»
6. «Я думаю, что ты не прав».
7.
6. Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». — Как нужно ответить ему?
1. «Попробуй только!»
2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями».
3. «Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».
4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».
5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»
6. «А что ты собираешься делать дальше?»
7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе».
8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».
9.
7. Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?
1-. «Ну вот, опять!»
2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»
3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».
4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»
5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»
6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»
7.
У каждого педагога (а он тоже человек) есть две жизненные заботы: достичь личных целей (которые могут субъективно переживаться как очень важные либо маловажные) и сохранить хорошие взаимоотношения с другими людьми, в том числе и с учениками. Соотношение этих двух главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий. Предлагаю вам дома или на работе в свободную минутку заполнить таблицу с учётом того как вы действуете в условиях конфликта?
Заполнив таблицу и обработав данные узнаете к какой типологии поведенческой стратегии вы относитесь
Каждый из вас получит таблицу с пятибалльной шкалой. Я буду зачитывать утверждение, а вы определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта: 5 – весьма типично, 4 – часто, 3 – иногда, 2 – редко, 1 – совсем не типично. Внесите номер утверждения в соответствующий столбец таблицы.
Типологии поведенческих стратегий
1- совсем не типично 2- редко, 3- иногда 4- часто 5- весьма типично
Итого: Итого: Итого: Итого: Итого:

Утверждения:
1.Худой мир лучше доброй ссоры.
2.Если не можете другого заставить думать так, как хотите,.заставьте его делать, как вы думаете.
3.Рука руку моет.
4.Ум хорошо, а два лучше.
5.Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.
6.Кто сильнее, тот и правее.
7.Не подмажешь – не поедешь.
8. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чём все болтают.
9. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.
10. Слово «победа» чётко написано только на спинах врагов.
11. Убивай врагов своих добротой.
12. Честная сделка не вызывает ссоры.
13. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
14. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
15. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
16. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
17. Ты – мне, я – тебе.
18. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет влечь пользу из истин, которыми обладают другие.
19. Кто спорит – ни гроша не стоит.
20. Кто не отступает, тот обращается в бегство.
21. Кто дарит – друзей наживает.
22. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
23. Лучший способ решать конфликты – избегать их.
24. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
25. Кроткость торжествует над гневом.
26. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.
27. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
28. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
29. В этом мире есть только две породы людей: победители и побеждённые.
30. Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.
31. Взаимные уступки прекрасно решают дела.
32. Копай и копай без устали – докопаешься до истины.
Обработка данных и результат
А сейчас посчитайте общую сумму баллов. Самое большое количество баллов и определяет ваш тип поведенческой стратегии. Если в каких-либо колонках одинаковое количество баллов, то используются две стратегии.
Тип 1-ый: «ЧЕРЕПАХА» - стратегия ухода под панцирь, то есть отказ от достижения личных целей и от участия во взаимоотношениях с окружающими.
Тип 2-ой: «АКУЛА» - силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения – нет. Им не важно, любят ли их, они считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.
Тип 3-ий: «МЕДВЕЖОНОК» - стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения – важны, цели – нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.
Тип 4-ый: «ЛИСА» - стратегия компромисса. Умеренно – и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
Тип 5-ый: «СОВА» - стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.
Конечно же нам не избежать всех конфликтных ситуаций, но чтобы их было как можно меньше, предлагаю вашему вниманию памятку педагогу
Памятка педагогу.
        – Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
        – Не навреди! Ищи в детях хорошее.
        – Замечай и отмечай малейший успех ребенка. От постоянных неудач дети озлобляются.
        – Не приписывай успех себе, а вину воспитаннику.
        – Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
        – На занятии создавай ситуацию успеха.
        – Не кричи, не оскорбляй ребенка ни при каких обстоятельствах.
        – Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
        – Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
        – Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
        – Оценивай поступок, а не личность.
        – Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность..Золотые правила психологического комфорта на уроке
Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).
Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
                                   Законы этики учителя:
Относитесь к ученику с уважением, любовью, добротой.
Не позволяйте себе резкие, безапелляционные суждения.
Будьте тактичны, никогда не подчёркивайте своего превосходства как в общении с учеником, так и со своими коллегами.
В любой конфликтной ситуации учитесь находить разумное оптимальное решение.
Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям.
Умейте щадить самолюбие и достоинство других людей.
Стремитесь к тому, чтобы родители учеников были вашими единомышленниками.
Никогда не выясняйте ни с кем отношений в присутствии посторонних.
Ничего не начинайте во гневе.
В любой жизненной ситуации помните: вы – педагог, с вас строже спрос за поведение и образ мыслей.
 Помните золотое правило этики: относитесь к людям так, как вы бы хотели, чтобы они относились к вам.    
Результат доброжелательных, доверительных отношений в условиях психологической комфортности: для ребёнка – это выравнивание личности, сохранение психического здоровья; для педагога – удовлетворённость, видимый результат в лице счастливых и благодарных воспитанников.
             Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». В наших руках, уважаемые коллеги, возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно и комфортно.