Методические рекомендации. Групповая форма учебных занятий.


Методические рекомендации.
Описание активных форм обучения в начальных классах.
Групповая форма учебных занятий.
Групповая форма учебных занятий – это 3-4 ученика, сидящих за «круглым столом». Столы лучше ставить в шахматном порядке. Так лучше просматривается весь класс в целом и видно каждую группу работающих отдельно. На начальном этапе учащиеся по своему желанию разбивались на группы, и каждая группа садилась за отдельный «круглый стол». В дальнейшем формировались дифференцированные группы, но обязательно учитывалась психологическая совместимость детей. Вначале эту форму я начала использовать при проверке правил по русскому языку и математике: словарная работа по русскому языку, природоведению и математике.
Времени эта работа занимает максимум 4-5 минут, а результат очень хороший.
На доске записываю от двух до четырех вопросов по теории русского языка или математики. Можно составить вопросник и на карточке.
Например
Что такое существительное?
Что обозначает имя существительное?
На какие вопросы отвечает имя существительное?
Только после можно дать самостоятельно найти и подчеркнуть существительные в тексте.
Что такое уменьшаемое?
Что такое вычитаемое?
Что такое разность?
Только после нужно рассматривать взаимосвязь между компонентами действий. Дети свободно и осмысленно оперируют этими словами.
Что такое море?
Что такое река?
Что такое озеро?
Только после предложить установить логические связи между такими словами как река-течение-берега и составить краткий пересказ.
У каждого в группе листочек со своей фамилией. Он передает его товарищу (по часовой стрелке). Затем по очереди дети отвечают на вопросы. За правильный ответ ученик получает плюс, за неверный – минус. Но даже тот ученик, который не знает сегодня этих правил или знает их плохо, слушает их повторение, а значит и заучивает тут же (работает механическая память). Он учится отвечать сам, сравнивать и оценивать свои ответы и ответы товарищей (формируются личностные универсальные действия). По истечению отведенного времени прошу собрать листочки и сдать их. Проверить их легко и быстро, достаточно одного взгляда, чтобы определить , кто что знает. Эта форма работы проводилась лишь на определенном этапе урока: при проверке домашнего задания, при проверке усвоения материала. Перестановки парт пока не требуется, достаточно сидящим на первой парте повернуться лицом к сидящим сзади.
Следующей формой работы будет являться игра по правилам, где в каждой группе выбирается командир (капитан);учитель участвует в распределении ролей.
Группу можно назвать летним экипажем: капитан, пилот, штурман, механик. У каждого на форме свой отличительный знак (бейджик).
к п ш м
Это может быть команда на корабле, команда на боевой машине.
Каждая группа получает задания, которые должна выполнить за определенное время. При выполнении задания можно обращаться за помощью друг к другу, можно и поспорить, лишь бы найти правильные ответы на вопросы и верные решения. При таком виде работы можно провести целый урок в игровой форме.
Например: Тема урока «Квадратный метр. Отношение между единицами площади.» (4 класс)
Во время консультации капитанов (они подзывают к столу учителя) остальным детям дается задание по пройденному материалу такое, что готовит их к будущей работе. Задание выполнить письменно.
Длина
7м 20м 9дм 30дм
Ширина
6м 4м 5дм 3дм
Площадь
Правило при нахождении площади.
Капитаны возвращаются в свои группы. Проводится проверка первого (фронтально) упражнения.
Далее дети во главе и под руководством капитанов обсуждают и выполняют практическую работу по карточкам.
Начертить квадратный метр на полу.
Разбить его с помощью метровой линейки на квадратные дециметры.
Предложите разные способы подсчета. Сколько кв. дм в 1 кв.м?
Назовите самый рациональный (удобный) способ.
Заполнить 1 м = дм, 100 дм = м
Выполнить №
Аналогичная карточка составляется и для другой группы.
Из содержания карточки видно, что тип урока – изучение нового материала.
Используется метод проблемного обучения – исследовательский.
При отчете учитывала интеллект (природосообразность).
Первое и второе задание – это пройденный материл. Слабый ученик повторит материал, на котором будет строится новая тема (перфокарта).
Третье и четвертое задание – это теория, это объяснение нового материала. И только сильный ученик может четко, грамотно, аргументировано построить свою речь.
Пятое и шестое задание – это закрепление знаний. Слабый ученик, уже натренированный, уверенно отчитается за проделанную им работу.
В целях экономии времени при отчете групп разыгрывала лотерею со словами:
все
делегат
выбор
ВСЕ- это вся группа, весь экипаж отчитывается цепочкой.
ДЕЛЕГАТ- группа сама выбирает и посылает товарища для отчета.
ВЫБОР – учитель сам назначает для отчета ученика.
За каждый правильный ответ группа получает «+», который заносится на табло, начерченное на доске.
№ задания 1 экипаж 2 экипаж
1 з.
2з.
3з.
4з.
5з.
6з. +
+
+
+ +
+
Использовала и другую форму оценки: перемещение личного самолета вверх. За каждый правильный ответ – задание учитель перемещает на доске самолет на 3 клетки вверх. Если задание выполнено неверно – самолет остается на той же высоте (вниз самолет не опускать).
Третья форма оценки: за каждый правильный ответ прикреплять листик на обнаженном дереве. (Аппликация) итог налицо.
Выдержана структура урока изучения нового материала:
Воспроизведение знаний по ранее изученному материалу (заполнить перфокарты, повторить правило для нахождения площади, начертить квадратный метр)
Объяснение материала (задание 2 и 3)
Проверка усвоения материала (задание 4,5)
Показ образца применения теории (задание 6)
Закрепление знаний (задание 6)
При изучении нового материала нужно формировать смешанные группы.
Нельзя такую форму занятий использовать на вводном уроке изучения новой большой темы; на уроке, где должна быть показана особая запись решения (например: умножение столбиком многозначных чисел, деление столбиком и т.д.)
Хороша групповая форма занятий на таком типе уроков, как повторение и обобщение материала.