Мастеркласс«Реализация задач музыкального развития дошкольников через применение информационно-коммуникационных технологий».


Мастер-класс
«Реализация задач музыкального развития дошкольников
через применение информационно-коммуникационных технологий».
Цель: формирование информационной компетентности у педагогов ДОУ.
Задачи:
1. Добиваться взаимосвязи эмоционального и интеллектуального компонентов восприятия через осуществление компетентностного подхода при формировании целостного и дифференцированного восприятия музыкальных произведений.
2. Расширять музыкально-образовательную компетентность, музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические компьютерные игры.
3. Воспитывать культуру восприятия музыки.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер класс по реализации задач музыкального развития дошкольников через применение ИКТ.
Прошу вас заполнить таблицу по использованию музыки в педагогическом процессе.
Современный ребенок входит в цифровой мир практически так же естественно, как он учится ходить, говорить, общаться. Ребенок воспринимает компьютер как органичную часть окружающей среды и осваивает его очень быстро. Мир интерактивных технологий – это будущее наших детей. Новый мир. Совершенный мир, где многое доступно благодаря новым технологиям, позволяющим достигнуть успеха легким движением руки.
Спросите себя, а вы готовы к такому цифровому будущему в своей жизни? А в своей работе? Как вы считаете, коллеги, что нам необходимо, чтобы соответствовать современным требованиям?
Приглашаю вас окунуться в мир интерактивных технологий в образовательной области «Музыка». Ограниченность ассортимента и невысокое качество дидактических пособий для музыкального воспитания дошкольников, предлагаемых производителями детских игровых пособий, развитие современного дошкольного образования в новых условиях, переориентация образования на развитие творческих качеств личности, отсутствие методики использования ИКТ в образовательном процессе , обеспеченность образовательного процесса ДОУ ИКТ, повышенный познавательный интерес к окружающей действительности у детей старшего дошкольного возрастапобудили меня к методическому поиску по теме «Реализация задач музыкального развития дошкольников через применение информационно-коммуникационных технологий».
1 этап – организационный
1. Изучение литературы по данному вопросу, опыта работы педагогов, подготовка предметно-развивающей среды: подбор материала, музыкального репертуара, анализсформированности информационно-музыкальнойкомпетентности.
2. Разработка комплекса презентаций в программах PowerPoint.
3. Подготовка информационно-методической копилки для педагогов и родителей.
2 этап – практический.
Применение презентаций, дидактических компьютерных игр в непосредственной музыкальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. 3 этап – контрольно-оценочный.
Проведение мониторинга и сравнительный анализ результатов работы на начальном и заключительном этапах.
В своей работе с детьми я применяю следующие интерактивные дидактические пособия в различных видах детской музыкальной деятельности: восприятие, танцевально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. Использование музыкально-дидактических игр способствует успешному развитию творческих способностей детей.
В группе игры организуются под руководством воспитателя. Воспитатель следит, чтобы соблюдались правила и точно выполнялись задания и обращает внимание на то, чтобы ребёнок проявлял инициативу, выдумку, элементы творчества.
Скажите, пожалуйста, коллеги, ваши воспитанники поют в группе?
Коллеги, скажите, а где вы приобретаете музыкально-дидактические игры? Вас удовлетворяет их качество? (предполагаемые ответы участников).
Почему так популярна у детей игра на музыкальных инструментах? (предполагаемые ответы участников).
А что делать, когда нет возможности посетить театр, балетный спектакль, концерт? (предполагаемые ответы участников).
Коллеги, а вы в работе с родителями применяете компьютерные технологии? В какой форме? (предполагаемые ответы участников).
Как вы думаете, коллеги, что может дать ребенку применение интерактивных дидактических средств? (предполагаемые ответы участников).
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников ИКТ обладает рядом преимуществ:
предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста.
очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».
Хотели бы вы сейчас познакомиться с возможностями применения интерактивных дидактических средств в образовательной области «Музыка»?
Просмотр дидактических игр.
Музыкально-дидактическое пособие «Песня – танец – марш»
Музыкально-дидактическая игра «Кого встретил Колобок?»
Музыкально-дидактическая игра «Веселый оркестр»
Игра «Озвучиваем картину». - творческие задания для детей :
«Я в картине», где дети «вживаются» в образ, используя технику пантомимы, четко передавая композицию.
«Озвучь картину», где дети с помощью инструментов и сопутствующих материалов, создают звучащий образ картины.
Игра «Озвучиваем сказку».
В интегративной совместной деятельности использую фрагменты мультфильмов и фильмов. Демонстрация бала из к/ф «Война и мир».
Давайте рассмотрим интеграцию «Музыка», «Познание» на примере совместной деятельности «Поможем Золушке».
Педагог:
Итак, начало занятия. Мотивация.
Звук поступления электронной почты. Н а экране появляется конверт.
Педагог:
Пришло письмо. Интересно, от кого. Посмотрим?
Педагог читает на экране.
«Здравствуйте! Надеюсь, Вы сможете мне помочь. Меня пригласили на бал. Но я не знаю, что это такое? А моя крестная фея уехала и мне некому подсказать, как подготовиться к балу. Отправила Вам фотографию платья, в котором пойду, надеюсь, одобрите. А что еще необходимо не знаю. Помогите, пожалуйста. Золушка».
Мы обговариваем с детьми наряд, внешний вид Золушки. Переходим к понятию «бал».
Рассматриваем картины.
Показ картин о бале из презентации.
Вновь обращаем внимание, как одеты дамы, кавалеры. Где проходит бал, чем украшен зал. Что делают гости на балу.
Какие исполняют танцы. Самый главный танец на балу вальс. Кто из композиторов сочинял вальсы?
Показ портретов композиторов.
Какие вальсы вы знаете?
Одним из наглядных методов я использую отрывки из фильмов, мультфильмов. По данной теме я нашла хороший отрывок о бале из фильма «Война и мир»
Просмотр отрывка из фильма «Война и мир».
Презентация «Балет», «Опера».
Основная идея опыта заключается в интеграции современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к работе с детьми по развитию музыкальных способностей, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования, и отвечает ФГОС.
Рефлексия.
Слайд «ТЕМА МАСТЕР-КЛАССА».
Вопросы для обсуждения:
- Что дала вам наша встреча? Давайте сравним ваши ожидания и полученные впечатления.
- Удалось ли вам разрешить свои затруднения в сфере применения интерактивных дидактических средств? В какой степени?
- Каковы, на ваш взгляд, перспективы использования интерактивных дидактических средств и электронных образовательных ресурсов в детском саду?
- Что из увиденного вам захотелось применить в работе с детьми?
Меня радует, что мы с вами нашли друг в друге единомышленников. Китайцы говорят: «Прошлое забыто, будущее закрыто, настоящее даровано, именно поэтому оно зовется настоящим!» Мне приятно было сотрудничать с вами. Спасибо вам, коллеги! Творческих успехов и достижений в сфере применения информационных технологий!!!!
Клип «Лукоморье».
Список литературы.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
2. Коломиец Л.А. Творческое развитие природной музыкальности и первоначальных навыков музицирования как самый эффективный путь к развитию музыкальных способностей детей.
3. Программа «Ладушки» И.Каплуновой и И. Новоскольцевой . «Праздник каждый день» старшая группа.
4. Пособие «Развитие музыкальных способностей детей». Михайловой М. А.
5. Костина Э.П. – «Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста», М., Камертон г.
6. Костина Э. «Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка» // «Дошкольное воспитание» № 11-12, 2006 г.
7. «Методика музыкального воспитания в детском саду». Москва, «Просвещение», 1982.
8.. «Методика музыкального воспитания в детском саду». Киев, «МузiчнаУкраiна», 1985
9. Ветлугина Н.А. ''Методика музыкального воспитания в детском саду'', М., ''Просвещение'', 1989г.
Интернет-ресурсы: lib.tr200.net, nsportal.ru, festival.1september.ru
Приложение 1.
Методические рекомендации для педагогов
Разработка комплекта презентаций в программе PowerPointПрезентации, разработаные с помощью возможностей программы PowerPoint, пользуются рядом преимуществ:
- использование анимации и сюрпризных моментов делает познавательный процесс интересным и выразительным;
- дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением;
- гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе PowerPoint позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию.

Использование музыкально-дидактических компьютерных игр в процессе пения
Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания детей в детских садах. Основные требования к детскому репертуару – идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения.
В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. С помощью музыкально-дидактических компьютерных игр дошкольники приобретают навыки и умения в определении движение мелодии вверх-вниз, сравнении звуков различной высоты, длительности. Компьютерные игры заинтересовывают и легче осознаются детьми.
Использование музыкально-дидактических компьютерных игр в процессе слушания музыки
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера они переживают, испытывают определенные чувства. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается презентацией с использованием музыкально-дидактической игры для определения характера, жанра музыки, музыкального образа, средств выразительности, приобщение к умению узнавать и различать музыкальные инструменты
Чтобы развить у детей интерес к слушанию, используемые презентации должны отличаться высокими художественными качествами – идейным содержанием, способом выражения, которые вызывают сопереживание и воздействуют на внутренний мир ребенка.
В процессе обучения слушанию музыки необходимо заботиться о формировании музыкальной памяти, которая совершенствуется в результате неоднократного прослушивания. В презентациях слушание одних и тех же пьес, песен необходимо многократно повторять, предусматривая такую методику, чтобы каждый раз ребенок радовался, узнавал о них что–либо новое.
Использование музыкально-дидактических пособий и игр в процессе игры на детских музыкальных инструментах
Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у ребенка большой интерес. Компьютерные музыкально – дидактические игры помогают развитию музыкально-сенсорных способностей дошкольников, знакомя их с отдельными элементами музыкальной грамоты, развивая звуковысотный, тембровый, динамический слух и чувства ритма. В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы.
Благодаря компьютерным музыкально–дидактическим играм дети с интересом обучаются простейшим приемам игры на разных инструментах, учатся пользоваться динамическими оттенками, подбирать по слуху, инструментовать пьесы, играть в ансамбле.
Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:
-обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;·
- способствовать общему развитию детей средствами музыки.
- если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.
Информационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия музыкальных руководителей и родителей при музыкальном обучении и воспитании дошкольников. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.
С целью обогащения опыта родителей и воспитателей по формированию педагогических знаний и развитию информационно- музыкальной компетентности детей старшего дошкольного возраста были разработаны следующие консультации, информационные листы и буклеты: «Роль компьютера в развитии ребенка – дошкольника», «Ребенок и развивающие игры», «Компьютер: за и против» и др.