Инновационный проект Система обобщающих уроков русского языка в 9 классе.

МБ ОУ Пузско-Слободская ОШ






Инновационный проект «Система обобщающих уроков
по русскому языку в 9 классе».









Проект подготовила
учитель русского языка и литературы
Л.И. Лопаткина





С. Сырятино
Починковский район
Нижегородская область
2015 г.

Идея проекта. Актуальность. Цели и задачи.

«С 2006 года в регионах Российской Федерации в рамках создания Общероссийской системы оценки качества образования проводится государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов в новой форме».
«Введение в практику новой модели экзамена для выпускников основной школы продиктовано необходимостью совершенствования форм итогового контроля с учётом принципа вариативности. Увеличение таких форм – положительная тенденция современной системы общего образования, и экзамен в 9 классе в новой форме займёт достойное место наряду с традиционными формами».
Современная школа в основном знакомит учащихся с языком, его грамматическими закономерностями, правилами орфографии и пунктуации. У детей формируется система научных понятий о языке, его структуре. Но язык обретает жизнь лишь в процессе его функционирования в действии. Поэтому главные цели в обучении русскому языку заключаются не только в том, чтобы научить школьников грамотной речи, письменной и устной, активизировать познавательную деятельность, развивать творческие способности, но и научить использовать законы языка в своей речевой деятельности.
Этого можно добиться, если обратить особое внимание на уроки систематизации и обобщения изученного материала. В повторении исключительно важным для развития общего лингвистического мышления учащихся являются осознание ими внутренних связей между понятиями,
законами, правилами, которые усваивались при изучении темы, раздела, наконец,
всего курса русского языка.
Непременное условие эффективности уроков систематизации и обобщения - разнообразие приёмов, видов работ, рассчитанных не только на воспроизведение ранее изученного, но и на творческое осмысление его. Уроки систематизации и обобщения являются важным этапом подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в новой форме.
Сегодня в нашей системе образования происходят кардинальные изменения. Каким должно быть современное образование? Как построить урок, чтобы он был эффективным и интересным? Эти вопросы волнуют каждого учителя. Поэтому большое внимание школа уделяет инновационным подходам и новым педагогическим технологиям в процессе обучения и воспитания.
Идея проекта – разработать систему обобщающих уроков русского языка в 9 классе, что позволит усилить мотивацию учения, улучшить качество знаний, подготовить учащихся к сдаче экзамена в новой форме.
Предлагаемый проект призван реализовать следующие цели:
Систематизировать изученный материал по темам и разделам.
Повысить эффективность обучения на уроке обобщения и систематизации изученного материала.
Развивать личную инициативу и творчество учащихся.
Активизировать деятельность учащихся на уроке.
Создать благоприятные психологические условия включения учащихся в учебную деятельность.
Подготовить учащихся к успешной сдаче экзамена по русскому
в 9 классе в новой форме.
В сельской малокомплектной школе, где я работаю, наполняемость в классах составляет 1- 12 человек. В классах с небольшим количеством учащихся важно создать условия психологического комфорта, когда каждый ученик, независимо от уровня общеучебной подготовки, превращается из объекта обучения языку в полноправный субъект педагогического процесса, связанного с активизацией овладения знаниями, умениями, способами учебной деятельности.
По мнению Л.В.Щербы, «основой урока русского языка должна быть работа с текстом больших художников слова», в такой работе будет постепенно формироваться «твёрдый зрительный образ слова, предложения». Но главное, «твёрдая лингвистическая подготовка учеников».


Концепция проекта.
Все исследователи типологии уроков, используя разный подход к классификации, выделяют уроки обобщения. Следовательно, такие уроки имеют важное значение. Обобщение – это способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов. Из данного определения следует, что обобщение базируется на анализе и синтезе, направленных на установление существенных признаков объектов, а также на сравнении, которое позволяет определить общие существенные признаки.
Особенности обобщающих уроков:
Более высокий уровень знаний, умений и навыков, развитие ценностных установок личности, формирование мировоззрения, развитие творческих способностей учащихся.
Рациональная организация работы всех учащихся и усвоение большого объёма учебного материала за короткое время.
Наличие заданий, реализация которых позволяет переходить от частного к более широким обобщениям, что, в свою очередь, даёт возможность выявлять сущность изучаемых процессов.
Создание творческой атмосферы и доверительной обстановки на уроке, обеспечивающих усвоение материала на более высоком уровне.
Наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщения.
Сочетание работы над выводами с развитием умений и навыков учебной деятельности, формирование образных и понятийных обобщений.
«Урок повторения и обобщения знаний сегодня – это урок, ориентированный на воспитание и развитие личности. Поэтому разработка приёмов реализации личностно ориентированного подхода - основа методической работы учителя при подготовке таких уроков.
Важнейшей составной процесса реализации личностно ориентированного обучения и неотъемлемой частью гуманитарного образования в школе является речевое развитие школьников, осуществляемое на уроках русского языка через работу с текстом, которая способствует формированию мировоззрения, знаний, жизненной позиции наших учеников, способности выражать и защищать свою позицию словом.
Речевое развитие учащихся, воспитание культуры общения, формирование системы знаний и прочных орфографических и пунктуационных умений – главное на уроках обобщения знаний.
Особого внимания при подготовке к урокам обобщения требует проблема вариативности упражнений, заданий, форм контроля. Не только учитель, но и ученик должен иметь возможность выбора упражнений, заданий в зависимости от уровня подготовки, темпа работы, интересов.
При обобщении знаний эффективно проведение интегрированных уроков, например, с уроками литературы, МХК, истории.
Методика обобщающего повторения, разработанная в условиях информационных технологий, ориентирует обучаемого на то, чтобы он занял активную позицию по отношению к материалу урока, формирует осознанное отношение к учению.
Ещё одна особенность компьютеризированных обобщающих уроков: благодаря разработанной методике повышается интенсивность работы, что позволяет больше времени уделять развитию речи учащихся.
Применение компьютера на уроках обобщающего повторения повышает грамотность учащихся, усиливает интерес к урокам русского языка, положительно влияет на уровень работоспособности детей.
Нельзя забывать о создании здоровьесберегающей среды на уроках обобщения знаний. Следует добиваться разумного соотношения рационального и эмоционального, создавать у учащихся ощущение успеха, воспитывать интерес к учебному труду, повышать авторитет знаний».
«На уроках обобщения и повторения нужно обязательно соединить работу по совершенствованию умений и навыков грамотного письма с языковым и речевым развитием школьников. Такое соединение позволяет в комплексе решать обучающие, развивающие и воспитывающие задачи урока, а школьникам даёт возможность реализовать свои творческие способности.
Основой для такой работы единодушно признан текст. Использование текста в качестве опорной, ключевой единицы курса русского языка создаёт условия для практической деятельности учащихся, в ходе которой формируются знания о системе языка, орфографические и пунктуационные навыки, развиваются коммуникативные умения. Кроме того, работа с текстом на уроках повторения и обобщения знаний способствует становлению духовной личности, даёт возможность переживать и сопереживать, помогает тому, чтобы дети задумались о вечных ценностях бытия, осмыслили своё место в мире, попытались понять себя в этом мире.
Понимание текста сугубо индивидуально, «процесс восприятия текста неизбежно субъективен». Каждый ученик по-своему понимает прочитанное или услышанное, у него складывается своё, индивидуальное представление о содержании и основной мысли текста. И нужно создать на уроке такую обстановку, когда каждый ученик сможет сказать о своём личностном восприятии, а те, кого это затрудняет, должны получить необходимую помощь. Ошибки, связанные с непониманием текста, должны быть предупреждены».
«Одна из основных задач школы – формирование у учащихся языковой и коммуникативной компетенций как равноценных и одинаково значимых. Поэтому необходимы постоянное внимание к навыкам построения текста, изучение всех единиц языка в тексте и на базе текста с учётом его динамики и связности, основанной на актуальном членении их на «данное» и «новое».
«Овладение всем богатством выразительных средств русского языка возможно только в результате обучения ему на образцовых текстах художественной литературы, предусмотренной программой, и воспроизведения этих образцов в устной и письменной речи учащихся».
На уроках повторения и обобщения ученикам нужно предлагать тексты самые разные по содержанию, прозу и стихи, фрагменты художественных произведений и публицистику. Главное, чтобы это были образцовые тексты, чтобы больше звучало на уроках русского языка русской классики. Важно насыщать память учеников текстами, которые будут говорить о принадлежности личности к русской национальной культуре, способствовать формированию языковой личности.
Инновационный опыт.

Тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе.
Структура планирования уроков по русскому языку соответствует структуре базового учебника под редакцией Бархударова С.Г., Крючкова С.Е. и др. «Русский язык 9 класс» с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности между различными разделами курса.
Планирование даётся из расчёта 2 урока русского языка в неделю (68 часов) в соответствии с распределением часов, предлагаемым Программой общеобразовательных учреждений «Русский язык 5 - 9 классы». Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа по русскому языку для 9 класса включает систематический курс синтаксиса и пунктуации. Специальный раздел Программы посвящён развитию речи учащихся. Авторы учебника стремятся последовательно провести разграничение языка и речи. Предложение анализируется в различных аспектах его анализа: логического, структурного, коммуникативного, семантического.
Тематическое планирование составлено в соответствии с Программой по русскому языку в 9 классе, состоит из 4 разделов:
Повторение пройденного в 5 – 8 классах (7 часов).
Сложное предложение. Культура речи (51 час).
Общие сведения о языке (3 часа).
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию и культуре речи (7 часов).
2 раздел включает в себя 4 объёмных темы:
1. Сложносочинённые предложения – 9 часов.
2. Сложноподчинённые предложения - 25 часов.
3. Бессоюзные сложные предложения – 10 часов.
4. Сложные предложения с различными видами связи – 7 часов.


№ п/п.
Тема урока
Количество часов
Дата

1.
2.

3.


4.


5–6.

7.
8–9.
10-11
12–13.
14.
15.

16.

17.
18–19.

20–21.
22–23.

24–25.

26–27.

28–29.
30.
31.
32–33.
34.

35–36.

37–38.

39.

40.

41.

42.

43.

44–45.

46–47.

48–49.
50.

51.

52–53.

54–55.


56.

57–58.

59.
60.
61.

62.

63.

64.

65.

66-67.

68.

Международное значение русского языка.
Обобщающий урок по теме «Синтаксис словосочетания и простого предложения».
Обобщающий урок по теме «Синтаксис простого предложения. Однородные члены предложения».
Обобщающий урок по теме «Синтаксис простого предложения. Вводные и вставные конструкции».
Р/Р. Сочинение-рассуждение о роли знаний в жизни человека.
Контрольный диктант.
Основные виды сложных предложений.
Сложносочинённое предложение.
Р/Р. Изложение по тексту (см. упр.69 )
Р/Р. Рецензия.
Обобщающий урок по теме «Сложносочинённые предложения».
Контрольная работа по теме «Сложносочинённые предложения».
Сложноподчинённое предложение.
Строение сложноподчинённого предложения и пунктуация в нём.
Р/Р. Изложение «Грибоедовская Москва».
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.
Придаточные образа действия и степени.
Придаточные предложения места.
Придаточные предложения времени.
Р/Р. Сочинение-рассуждение о родном крае.
Придаточные предложения условия, причины, цели.
Придаточные предложения сравнительные, уступительные, следствия.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
Обобщающий урок по теме «Сложноподчинённые предложения».
Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения».
Р/Р. Деловые бумаги. Заявление. Автобиография.
Понятие о бессоюзном сложном предложении.
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Р/Р. Изложение по тексту «Любовь, уважение, знание». Д.С. Лихачёв.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Тире в бессоюзном сложном предложении.
Обобщающий урок по теме «Бессоюзные сложные предложения.
Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения».
Сложные предложения с различными видами связи и пунктуация в них.
Практикум по теме «Сложные предложения с различными видами связи и пунктуация в них».
Обобщающий урок по теме «Сложные предложения».
Р/Р. Конспект статьи на лингвистическую тему.
Роль языка в жизни общества.
Русский литературный язык и его стили.
Богатство, красота, выразительность русского языка.
Обобщающий урок по теме «Фонетика. Орфография».
Обобщающий урок по теме «Лексика. Фразеология».
Обобщающий урок по теме
« Морфемика. Словообразование».
Обобщающий урок по теме
« Морфология. Орфография».
Сжатое изложение по тексту упр. 393 «Об интеллигентности».
Итоговый урок.

1 ч.

1 ч.

1 ч.




1 ч.



2 ч.


1 ч.

2 ч.
2 ч.

2 ч.
1 ч.

1 ч.


1 ч.


1 ч.

2 ч.


2 ч.

2 ч.

2 ч.


2 ч.


2 ч.
1 ч.

1 ч.

2 ч.
1 ч.


2 ч.


2 ч.


1 ч.


1 ч.


1 ч.


1 ч.


1 ч.


2 ч.


2 ч.


2 ч.

1 ч.


1 ч.

2 ч.


2 ч.




1 ч.


2 ч.


1 ч.
1 ч.

1 ч.


1 ч.


1 ч.


1 ч.


1 ч.


2 ч.


1 ч.

09.

03.09.

08.09.




10.09.



15-17.09.


22.09.

24-29.09.
1-10.09.

8-13.10.
15.10.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Система обобщающих уроков русского языка в 9 классе направлена прежде всего на систематизацию и обобщение изученного материала в 5 – 8 классах, закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении раздела «Синтаксис сложного предложения» в 9 классе, должна быть нацелена на подготовку учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в новой форме.
Обобщающих уроков в 9 классе запланировано 11, из них 3 урока в начале учебного года посвящены повторению и обобщению темы «Синтаксис и пунктуация простого предложения».
1 урок – «Синтаксис словосочетания и простого предложения. Виды односоставных предложений».
2 урок - «Синтаксис простого предложения. Однородные члены предложения».
3 урок – «Синтаксис простого предложения. Вводные и вставные конструкции».
В течение учебного года запланировано провести 4 обобщающих урока после изучения тем «Сложносочинённые предложения», «Сложноподчинённые предложения», «Бессоюзные сложные предложения», «Сложные предложения». В конце учебного года -
4 урока:
1. Обобщающий урок по теме «Фонетика. Орфография».
2. Обобщающий урок по теме «Лексика. Фразеология».
3. Обобщающий урок по теме «Морфемика. Словообразование».
4. Обобщающий урок по теме «Морфология. Орфография».
В связи с изменением формы итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе обобщающие уроки мы строим таким образом, чтобы эффективно повторить и обобщить изученный материал, закрепить навыки и умения, полученные при изучении тем и разделов, а также подготовить учащихся к сдаче экзамена в новой форме. В задания для учащихся на обобщающих уроках включаю элементы подготовки к написанию сжатого изложения, сочинения-рассуждения или сочинения на лингвистическую тему и выполнению тестовых заданий.
На уроках обобщения и систематизации изученного материала использую разные подходы при организации учебного процесса.
Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Дифференцированный подход – выделение групп детей на основе внешней дифференциации: по знаниям, способностям, умениям.
Индивидуальный подход – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности.
Групповые технологии очень эффективны на повторительно-обобщающих уроках. Группы получают письменные задания. Чаще всего это работа с текстом. Работа с текстом является основным приёмом работы на уроках обобщающего типа.
На уроках обобщения и повторения организую исследовательскую деятельность учащихся на основе текста с помощью вопросов и заданий. Вначале предлагаю учащимся вопросы и задания на восприятие текста:
- Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем?
- Как его можно озаглавить? (если нет заголовка).
- Сравните своё название с авторским. Какое точнее, удачнее? (если есть заголовок).
- Какое настроение, какие чувства, ощущения возникают у вас, когда вы читаете этот текст?
- Найдите в тексте ключевые слова. Определите их лексическое значение.
- Определите главную мысль текста.
- Какую проблему поднимает автор в этом тексте?
- Какова авторская позиция?
- Согласны ли вы с точкой зрения автора? Почему?
- Определите стиль и тип речи текста.
В зависимости от темы урока задания к тексту могут быть самые разнообразные, например: на уроке по теме «Лексика и фразеология» даю задание:
- Найдите в тексте ключевые слова, определите их лексическое значение по словарю.
- Подберите к данным словам синонимы.
- Найдите лексические средства выразительности в тексте.
- Найдите в тексте однокоренные слова.
- Найдите в тексте исконно русские слова и заимствованные.
- Понятны ли вам значения заимствованных слов? Если нет, обратитесь к словарю иностранных слов.
На обобщающем уроке по теме «Синтаксис простого предложения. Однородные члены предложения» учащиеся работают с текстом по группам. Каждая группа выполняет задания, предложенные учителем: определить тип и стиль речи, составить схемы простых предложений с однородными членами, найти в тексте изобразительно-выразительные средства, определить лексическое значение слов, определить роль однородных членов предложения с обобщающим словом в тексте.
Можно предложить групповую работу с несколькими текстами.
На обобщающем уроке по теме «Сложносочинённые предложения» предлагаю работу с текстами.
Вначале задаю вопросы на общее восприятие текста. (К.Паустовский. «Золотая роза»):
- О чём этот текст?
- Понравился ли он вам?
- Какое природное явление описывает автор в тексте?
- Какие средства выразительности использует автор в тексте?
Далее предлагаю задания по теме урока:
- Выпишите из текста ряды однородных членов предложения, соединённых союзами, определите, к какой группе сочинительных союзов они относятся?
- Объясните, какие смысловые отношения вносят союзы в предложения?
- Выпишите из данного текста все ССП, докажите (графически, схематически, словесно) правильность вашего выбора.
Для исследовательской деятельности на уроке предлагаю учащимся 3 текста. Каждая группа анализирует свой текст с точки зрения значений предложений, которые вносят в него сочинительные союзы (соединительные, разделительные, противительные). Ученики сравнивают, анализируют, делают выводы, то есть занимаются исследовательской деятельностью, которая способствует развитию логического мышления учащихся.
На обобщающем уроке по теме « Сложноподчинённые предложения» после закрепления теоретических знаний, практических умений и навыков предлагаю учащимся лабораторную работу. Цель работы – определить роль сложных предложений в поэтическом тексте (отрывок из стихотворения Н.Рубцова «Берёзы»).
В лабораторных работах по русскому языку используется метод наблюдений, который представляет собой простейший вид лабораторного исследования. Важнейшее условие работы – самостоятельность и целеустремлённость наблюдений, в результате которых может быть сделан определённый вывод. Учащиеся привыкли к готовым образцам, правилам в учебниках, к объяснению учителя, который старается передать им свои знания. В лабораторных же работах перед учащимися ставятся такие цели, которые требуют самостоятельного наблюдения и самостоятельного мышления.
Во время выполнения лабораторных работ ученики совершенствуют навык написания сочинений на лингвистическую тему, что особо актуально при подготовке к экзамену по русскому языку в новой форме.
По результатам проверочных и контрольных работ после проведения лабораторных можно сделать вывод о том, что у учащихся уменьшается количество ошибок, лучше усваивается теоретический материал, повышается интерес у детей к урокам русского языка.
На уроке «Бессоюзные сложные предложения» предлагаю учащимся выяснить, работая с текстами, какую роль играют БСП в художественной речи. Предлагаю для анализа следующие тексты:
Отрывок из повести Б.Садовского «Лебединые клики».
Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Бирюк».
Отрывок из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (глава «Бэла»).
После прочтения первого отрывка ребята определяют тему текста. Учитель задаёт вопросы:
- На сколько частей можно разделить текст? Объясните.
( На 3 части: 1 – глубокий бор, жара, 2 – лёгкие облачка в небесной дали, 3 – страдание лошадей от жары).
- Какой приём, использованный автором, помогает разделить текст на 3 части?
( Приём контраста).
- Какие средства создают контраст?
( Лексические и морфологические: эпитеты, метафоры, олицетворения; глаголы прошедшего, настоящего времени).
- В каких частях употребляются БСП? Каковы смысловые отношения между его частями?
( БСП с перечислительными отношениями употребляются в 1 и 3 частях, бессоюзной связью со значением пояснения связаны два предложения во 2 части).
- Почему употребляются БСП?
( Употребление БСП в 1 и 3 частях связано с темой художественного текста. Однотонная перечислительная интонация, употребление одинаковых конструкций создают картину замедленного движения повозки по глубокому непроходимому бору, показывают страдания измученных лошадей; в то же время в БСП передаётся и состояние природы, которая находится в покое, дремоте, истоме).
Работая над вторым текстом, ученики находят средства, которые создают динамичность действия. Это употребление БСП, содержащих ряд глаголов со значением «начала действия»: загудел, забушевали, зашлёпали, сверкнула + наречия внезапно, резко. Все эти средства – и лексические, и синтаксические – передают усиление, напряжённость, динамику действий.
После работы с текстами учащиеся делают самостоятельные выводы о роли БСП в художественной речи:
- Разнообразие смысловых отношений между частями БСП позволяет художникам слова интересно и неожиданно использовать эти конструкции для создания ярких, выразительных картин.
На уроках обобщения и систематизации изученного материала применяю информационные технологии, которые позволяют разнообразить работу с учащимися. Использование информационных и коммуникационных технологий позволяет усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, даёт возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения. В целом реализуется индивидуальный подход в обучении при 100% охвате класса активной работой. В результате достигается заметное повышение объёма и качества знаний, умений и навыков.
Особенно важно использование информационных технологий при подготовке к экзамену по русскому языку в 9 классе в новой форме. Я подготовила презентацию на тему «Подготовка девятиклассников к государственной итоговой аттестации по русскому языку (за курс основной школы) по новой модели» (см. Приложение №4). Презентация состоит из 3 разделов:
Написание сжатого изложения.
Выполнение тестовых заданий (части А и В).
Написание сочинения-рассуждения и сочинения на лингвистическую тему.
Каждый раздел презентации представляет собой несколько этапов выполнения той или иной части экзаменационной работы. Отдельные разделы презентации можно использовать для подготовки к экзамену на уроках. На уроках развития речи (написание сжатого изложения) можно использовать 1 раздел презентации. На слайде «Подготовка к изложению» ученики видят план работы над текстом изложения, на слайде «Сжатое изложение» представлена памятка, с помощью которой учащиеся составляют сжатый текст.
2 раздел презентации посвящён выполнению 2 части экзаменационной работы (части А и В). Слайды этого раздела представляют собой алгоритмы выполнения тестовых заданий.
А 1. Тема, идея, главная мысль текста. (слайд №2).
А 2 – А 3. Позиция автора. (слайд № 3).
А 4 – А 6. Определение средств связи в предложении. (слайд № 4).
Следующий слайд № 5 содержит теоретические сведения: основные средства связи между предложениями в тексте ( лексические и грамматические).
Слайд № 7 представляет собой план-схему подготовки выполнения задания А 7 (определение стиля и типа речи).
Слайд № 8 - план-схема подготовки выполнения заданий части В:
В 2 – В 3 (Морфемика, словообразование и морфология).
Слайд № 9 - план-схема работы с простыми предложениями при подготовке к экзамену.
Слайд № 10 - план-схема работы со сложными предложениями (задания В 4 – В 6).
Слайд № 11 - план-схема работы по синтаксической замене одних конструкций на другие (задания В 7 – В 14).
3 раздел презентации посвящён выполнению 3 части экзаменационной работы ( написание сочинения-рассуждения ).
Слайд № 1 представляет собой структуру сочинения-рассуждения.
Слайды № 2 – 3 - памятка «Выделение тезиса из высказывания».
Слайд № 4 - памятка «Обдумывание аргументации к тезису».
Слайд № 5 – памятка «Вывод».
Слайды всех разделов презентации можно использовать на уроках обобщения и систематизации материала. Например, на уроках «Синтаксис словосочетания и простого предложения. Виды односоставных предложений», « Синтаксис простого предложения. Однородные члены предложения» можно использовать слайд № 9 из 2 раздела, на котором представлены виды заданий на повторение синтаксиса простого предложения: нахождение односоставных предложений в тексте, составление односоставных предложений, составление схем предложений и т. д.
Презентацию на тему «Бессоюзные сложные предложения» (см. Приложение №2 (1)) можно использовать на обобщающем уроке по теме «Бессоюзные сложные предложения». Для повторения и обобщения теоретических знаний, закрепления пунктуационных навыков по теме «Бессоюзные сложные предложения» использую слайды, на которых представлены смысловые отношения между частями БСП. При помощи слайдов можно выполнить самостоятельную работу по замене БСП на ССП и СПП.
Использование компьютерной презентации позволило сделать наиболее эффективными приёмы систематизации и обобщения на данном уроке.
Материал, расположенный на слайдах, теоретический и практический. На данном уроке выполняются все практически известные им мыслительные операции, однако на первый план выдвигаются две: сравнение и систематизация, в результате которых рождается элемент нового в знании, и обобщение – нахождение общего в отдельных явлениях, объединение их на основе общих и существенно важных признаков.
Материал презентации заключает в себе богатые возможности для развития связной речи, для отработки умения использовать в речи синтаксические синонимы, умения строить развёрнутые сообщения на научную тему в учебно-научном стиле, что очень актуально при подготовке к экзамену по русскому языку в новой форме.
Конструирование, то есть замена БСП на синонимичные ССП и СПП, развивает не только творческие способности, но и логическое мышление учащихся, что поднимает школьников на новую ступень осмысливания материала.
Работа со слайдами презентации экономит время, приковывает внимание учащихся, что особенно важно для поддержания дисциплины и организации учебного процесса на уроке.
На работу со слайдами на уроке отводится 15-20 минут. Провожу беседу при помощи слайдов, которые могут использоваться и как опорные карточки-схемы (при отсутствии компьютера и проектора) для повторения теоретического материала по теме. С помощью слайдов учащиеся могут осуществить синтаксическую замену БСП на СПП и ССП.
Задаю вопрос учащимся по содержанию слайда, ученики видят на мониторе (экране) слайд (карточку-схему) и отвечают на вопрос, используя примеры, приведённые на слайде.
- Расскажите о видах сложных предложений по схеме, предложенной на 1-ом слайде.
- Сравните средства связи союзных и бессоюзных сложных предложений (слайд №1).
- Какие знаки препинания употребляются в БСП? Объясните постановку знаков препинания в предложениях (слайд №2).
- Замените БСП синонимичным СПП. Чем отличается БСП от СПП? (слайд №5).
- Объясните постановку знаков препинания в БСП. Замените БСП синонимичным СПП. (слайд №6).
- Чем СПП отличается от синонимичного БСП?
- Объясните постановку двоеточия в БСП. (слайд №8)
- При каких смысловых отношениях между частями БСП ставится тире? (слайд №9).
Задание по синтаксической замене БСП на СПП и ССП учащиеся осуществляют следующим образом: на слайде они видят предложение для синонимичной замены, составляют самостоятельно предложения (СПП или ССП), затем открывают следующий слайд и сверяют свои предложения с тем, которое уже есть на слайде (образец). Если ученики допустили ошибки при замене, то исправляют их.
Совсем недавно (в прошлом учебном году) в нашей школе «появился» интернет, возможности которого я также использую на уроках при подготовке к экзамену.
Уроки систематизации и обобщения по русскому языку стараюсь делать разнообразными и интересными. Использую разные методы и приёмы: работа с текстом, творческая работа, конструирование, лингвистический эксперимент, синтаксическое исследование, составление схем, таблиц, тестирование, работа над речевыми ошибками, орфографический, морфологический и пунктуационный разборы, словарная работа, лабораторная работа, работа с компьютером и др.
Конструирование текста развивает логическое мышление, навык работы с текстом. На уроке «Синтаксис и пунктуация простого предложения. Вводные и вставные конструкции» даю задание по конструированию текста. Учащиеся получают текст без вводных конструкций, должны обогатить текст вводными и вставными конструкциями. Учитель предлагает сравнить тексты с конструкциями и без. Учащиеся делают вывод о роли вводных и вставных конструкций в тексте.
На уроке по теме «Сложносочинённые предложения» учащиеся получают задание: из начальных частей ССП и смешанных «в кучу» их завершений составить ССП.
Приём «лингвистический эксперимент» развивает логическое мышление, позволяет анализировать и сравнивать. На обобщающем уроке по теме «Бессоюзные сложные предложения» использую приём «лингвистический эксперимент». В отрывке из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (глава «Бэла») предлагаю учащимся переделать текст таким образом, чтобы БСП с двоеточием превратились в СПП. Задаю вопросы:
- Что изменилось в звучании текста? Почему?
- Какие синтаксические конструкции более уместны в этом отрывке? Почему?
Сравнивая и анализируя исходный и полученный тексты, ученики приходят к выводу о том, что СПП вносят в текст элемент аналитичности, рассудительности, а порой даже занудности. БСП же передают обобщённый опыт, выраженный наиболее лаконичным, ёмким способом; придают речи Печорина живой, непринуждённый характер.
Тестирование на уроках обобщающего типа очень успешно решает проблему индивидуального контроля знаний и умений учащихся. Тест позволяет быстро, объективно и точно оценить уровень знаний учащихся по теме или разделу. На уроке «Синтаксис простого предложения. Однородные члены предложения» предлагаю учащимся разноуровневое тестирование по типу ЕГЭ. Предложенные тесты осуществляют проверку знаний учащихся по следующим знаниям, умениям и навыкам:
- орфографическая и пунктуационная грамотность;
- умения создавать текст любого типа в различных жанрах;
- знания о языке как системе;
- речеведческие знания;
- владение нормами литературного языка.
На обобщающем уроке «Сложные предложения» предлагаю тестирование по комплексному анализу текста (см. Приложение №3 (1)).
Работа над речевыми ошибками – один из важнейших приёмов обучения на уроках обобщения и систематизации. На обобщающем уроке «Сложноподчинённые предложения» после повторения теоретического материала предлагаю учащимся выполнить следующее задание: исправить ошибки в построении СПП (см. Приложение №1 (1)).
На уроке обобщающего типа по теме «Морфология и орфография» использую карточки-тренажёры, которые предназначены для формирования навыков морфологического разбора. Такие карточки ребята изготавливают сами. На лист белого картона шариковой ручкой либо фломастером наносится текст карточки и делается разметка. На уроке ученики карандашом вписывают предложение или словосочетание, содержащее анализируемое слово, и расставляют знак «X» над соответствующими пунктами. После проверки карандашные пометы легко стираются и карточка готова к дальнейшему использованию.
Учащиеся используют карточки-тренажёры как в классе, так и при выполнении домашних заданий, что позволяет избежать излишней перегрузки, сэкономить время. Неоценимую помощь окажет карточка-тренажёр и при подготовке связного ответа на лингвистическую тему. Работа с карточкой-тренажёром требует от ученика быстрого принятия обоснованных решений и высокого уровня лингвистической подготовки. Любые пробелы в знаниях, умениях и навыках немедленно обнаруживаются, так как результаты работы фиксируются с помощью общепринятой символики (графическое обозначение членов предложения), а также знака «X», который используется как показатель наличия или отсутствия конкретных признаков у данного слова.
Такие карточки-тренажёры ученики изготавливают с 5 класса по мере изучения разных частей речи. К концу 7 класса таких карточек у них накапливается 12 штук.


Карточка-тренажёр

Глагол
_________________________________
Часть речи – глаг., действие предмета.
___________общее значение
Морфологические признаки:
1). Н.Ф. _____________________
2) Постоянные признаки:
Вид: ___________сов. ___________несов.
___________перех. ___________неперех.
___________возвр. ___________невозвр.
Спряжение: ______1-е ________2-е _________разноспр.
3) Непостоянные признаки:
Наклонение:
_________изъявит. __________условное _________повелительное
Число: __________ед. __________мн.
Время (у глаголов изъявительного наклонения)
__________прош. __________наст. __________будущее
Лицо: ________1-е _________2-е __________3-е
Род (у глаголов изъявительного наклонения прошедшего времени и условного
наклонения только в ед. ч.)
Синтаксическая роль.



Использование опорных схем-таблиц на уроках обобщающего типа является одним из главных составляющих эффективности урока. Таблицы ребята изготавливают сами и используют на уроках в качестве наглядного материала. Работа с таблицами помогает систематизировать уже изученный материал по теме, таблицы дают указания о порядке выполнения действий. На уроке «Сложноподчинённые предложения» использую таблицу «Виды придаточных предложений» для обобщения и закрепления теоретического материала.

Виды придаточных предложений.
Средства связи (союзы и союзные слова).
Примеры.

Определительные.



Изъяснительные.

Образа действия и степени.

Места.

Времени.



Условия.



Причины.



Цели.

Сравнения.




Уступки.

Следствия.
Который, какой, что, куда, где и др.


Что, как, будто, чтобы, ли.

Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др.
Где, куда, откуда.

Когда, пока, едва, как только, с тех пор как, до тех пор пока и др.

Если, когда, раз и др.



Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др.
Чтобы, для того чтобы и др.

Как, чем, чем – тем, словно, будто, точно и др.



Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни и др.
Так что.

Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей, которые любят и умеют работать.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Ученик всё сделал так, как требовал мастер.

Алексей пополз туда, куда ушёл самолёт.
Когда я выбрался из зарослей на луговую дорогу, то увидел далеко впереди трёх девочек.
Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком.

Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели.

Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.
Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками и ждёт чего-то.
Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.
Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.




























Диагностика уровня знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка в 9 классе.

В 9 классе обучается 8 учащихся, из них – 3 девочки и 5 мальчиков.
По итогам успеваемости в 3 четверти в классе 2 отличника: Карачкина Юлия и Росляев Андрей. На «4» и «5» занимаются Антонова Анастасия и Грачёв Александр, 4 ученика в классе имеют оценку «3» по разным предметам.
По русскому языку на «5» занимаются 2 ученика, на «4» - 4 , на «3» - 2.
В целом класс владеет коммуникативными умениями и навыками: учащиеся выстраивают отношения со своими одноклассниками, самостоятельно планируют работу, адекватно оценивают свои действия и действия одноклассников, умеют слушать объяснения учителя.
На уроке учащиеся внимательны, быстро «включаются» в работу, вникают в смысл учебного задания; умеют анализировать и сравнивать, выделять главное, делать выводы. Учащиеся могут организовать самостоятельную работу по предмету: библиотечный поиск, работу с компьютером, аналитическую работу со СМИ, словарную работу. Владеют навыками составления простого и сложного плана, работы с текстом; умеют строить связные высказывания, тексты.
Но в классе есть 2 ученика, которые с трудом осваивают программный материал по русскому языку. В тренировочных упражнениях и письменных работах допускают много орфографических, пунктуационных и речевых ошибок. Эти ученики затрудняются дать связный правильный ответ на поставленный вопрос, создать связный текст. Они мало читают, интеллектуально слабо развиты.
С этими учениками стараюсь работать индивидуально: предлагаю задания низкого уровня сложности. Если учащиеся работают в группах, то лидеры групп дают им задания, с которыми те могут справиться. Даже домашнее задание предлагаю учащимся по возможности дифференцированное.
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации в ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Диагностика помогает выявить, установить и оценить знания учащихся, то есть определить объём, уровень и качество учебного материала, выявить успехи в учении, пробелы в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых коррективов в процессе обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.
Существуют различные варианты контроля за усвоением знаний учащимися. Наиболее традиционными и распространёнными являются диктанты – текстовой и словарный. Текстовой диктант я провожу при изучении или после изучения определённой темы. Обычно такой диктант сопровождается грамматическим заданием по этой же теме.
Словарный диктант проводится при изучении или после изучения той или иной темы и может сопровождаться дополнительными заданиями, направленными на осознанный выбор учащимися букв.
Особым видом контроля является тестирование. Тесты по русскому языку представляют собой такой вид контроля, при котором многокомпонентные знания, умения и навыки разбиваются на более простые составляющие, фиксируемые однозначным и относительно простым ответом.
На обобщающих уроках я использую разные тесты:
На уроке «Сложноподчинённые предложения» провожу дифференцированное тестирование по уровням сложности: высокий, средний и низкий (см. Приложение №1(3). На уроке «Сложные предложения» предлагаю тестирование по комплексному анализу текста (см. Приложение №3 (1).
В начале обобщающего урока предлагаю учащимся небольшие тематические тесты, которые помогают выявить уровень знаний учащихся.
На уроке «Сложносочинённые предложения» даю тест, на выполнение которого отвожу всего 5 минут.
- Укажите, нужно ли поставить недостающие знаки препинания в сложносочинённых предложениях:
А) запятую перед и;
Б) запятые перед и после и;
В) знаки препинания расставлены верно.
1) Нас зовут и мы идём ужинать.
2) Пробилась зелень полевая навстречу свету и настежь окна раскрывая, весна приходит.
3) В лесу звенела весна и раздавались первые птичьи голоса.
4) Вечер закончился поздно и конечно, я опоздал на последний трамвай.
5) Мне в первый раз пришлось путешествовать по льду и признаюсь, нелегко одолевал я встречавшиеся препятствия.
6) В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников.
7) Весь день хотелось пить и Гуров часто заходил в павильон.
8) Вы как будто вылезли из саней и от вас пахнет степью.
9) Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок.
С этим тестом справились на 100% - из 9 учащихся 2 человека, на 85% - 3 учащихся, на 60% - 4 учащихся.
В конце изучения каждой темы провожу анкетирование на выявление затруднений, которые испытывают учащиеся при выполнении тех или иных заданий.
Например, после изучения темы «Сложноподчинённые предложения» предлагаю учащимся ответить на вопросы:
Что показалось вам наиболее трудным при изучении темы «Сложноподчинённые предложения»?
Какие виды придаточных предложений вы знаете?
Легко ли вы отличаете ССП от СПП?
Какие затруднения вы испытываете при выполнении синтаксического разбора СПП?
Испытываете ли вы затруднения при различении союзов и союзных слов в СПП?
4 учащихся ответили, что трудностей при изучении данной темы они не испытывали,
2 учащихся затрудняются при выполнении синтаксического разбора, допускают ошибки при различении союзов и союзных слов в СПП.
2 учащихся не смогли перечислить все виды придаточных.
На основании ответов учащихся я делаю вывод о том, какие затруднения испытывают учащиеся, на что обратить внимание при подготовке к обобщающему уроку по теме и к контрольной работе.
В качестве одной из форм диагностики предлагаю учащимся лабораторные работы. На уроке по теме «Сложноподчинённые предложения» предлагаю написать лабораторную работу по поэтическому тексту (отрывку из стихотворения Н. Рубцова «Берёзы»). Текст даётся без знаков препинания. Ребята должны описать ход рассуждений о том, из каких сложных предложений состоит этот текст, сколько всего предложений в тексте, объяснить письменно постановку знаков препинания.
С работой справились из 8 учащихся 6, из них 2 человека выполнили работу на «5», 4 учащихся – на «4», 2 учащийся – на «3».
Одной из главных форм диагностики на уроках русского языка является создание связного текста. Это самостоятельная творческая работа учащихся, где ребята проявляют свои творческие способности, учатся применять знания и умения на практике, развивают письменную речь. На обобщающем уроке по теме «Сложные предложения» предлагаю учащимся написать сочинение-миниатюру на тему «Что такое храбрость?» (см. Приложение №3(3).
На уроке «Бессоюзные сложные предложения» предлагаю учащимся написать небольшое сочинение на тему «Мир за окном», с использованием в своём тексте бессоюзных сложных предложений. (см. Приложение №2 (3).
На уроке по теме «Сложноподчинённые предложения» предлагаю учащимся написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Какой должна быть наша речь».(см. Приложение №1 (6).



Литература:
ГИА – 2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс. Автор-составитель И.П. Цыбулько, Л.С. Степанов. М.: АСТ: 2009.
Изучение грамматики русского языка в школе. Пособие для учителя// Г.Ф. Гаврилова, Т.М. Редкозубова. – Ростов-на Дону.: Феникс, 2007.
Журнал «Русская словесность», 2008. - №6.
Журнал «Русский язык в школе», 2008. - №2,4.
Программы образовательных учреждений. Русский язык, 5 – 9 классы. Москва, «Просвещение». 2006.
Русский язык. 9 класс: проверочные и контрольные тесты// автор-составитель Н.М. Божко. – Волгоград: Учитель, 2008.
Русский язык. 9-11 классы: тематические тесты. Система подготовки к итоговому тестированию// автор-составитель Н.А. Шарова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». 2008. - №18, 2009. -№1,2,3.
Ресурсы Интернета.
Энциклопедия образовательных технологий. Т.1.










13PAGE 15


13PAGE 14815