доклад Роль проектного метода в обучении первоклассников


Кузнецова С.Н.
ГОУ «Багдаринская эвенкийская школа-интернат среднего (полного) общего образования», учитель начальных классов
Роль проектного метода в обучении первоклассников.
В ответ на изменения, происходящие в нашем быстроменяющемся мире, государством взят курс на обновление российского образования. Школа должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учительством задачу формирования «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальной личностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставлять ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности.
При этом, важное значение имеет организация проектной деятельности младших школьников, которая реализуется в процессе создания творческих работ. Процесс выполнения проекта, помимо работы руками, предполагает восприятие предмета или его изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями; анализ и синтез; поиск вариантов достижения цели; определение последовательности выполнения действий; сравнение результатов работы с оригиналом или замыслом; их корректировку.
Занятия проектной деятельностью вырабатывают такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.
УМК «Планета знаний» располагает возможностями для создания проектов учащимися, начиная с первого класса, предлагая для реализации темы, учитывающие возрастные особенности. В младшем школьном возрасте это особенно важно, т.к. обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, а само исследование должно быть посильным, интересным и полезным. УМК «Планета знаний» решает проблему корректировки тематических планов по разным предметам, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование. Все проекты по предметам впервые представлены в учебном пособии.
Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике, после большого раздела. Дети сами определяются с темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему. Источники информации: книги, энциклопедии, фильмы, экскурсии…
Содержание проектной деятельности в УМК «Планета знаний» создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности.
Как известно, проектная деятельность состоит из трех этапов:
1 этап – организационно-подготовительный. На этом этапе определяется актуальная тема для разработки, создаются творческие группы, подбирается литература, собирается информация.
2 этап – собственно, исследовательский. На этом этапе систематизируется собранная информация, обсуждается и готовится проект. Учитель консультирует учеников по содержанию проекта, помогает в систематизации и обобщении материалов.
3 этап – итоговый. На последнем этапе оформляются материалы для устной презентации. Преподаватель помогает в разработке отчета о работе, участвует в анализе проделанной работы, оценивает вклад каждого ученика. Защита проекта или презентация проходит на итоговом занятии. ( у нас отводится дополн час)
В течение учебного периода (сентябрь – март) моими учениками были созданы порядка 10 проектов, причем не только в учебное, но и в каникулярное время.
На основе первого опыта ученикам было предложено заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Мое любимое число». Однако для стимуляции школьников к проектной деятельности время от времени обсуждались интересные факты, добываемые учениками, а также устраивались устные мини-презентации индивидуальных проектов.
Источниками добываемой информации послужили: книги; фильмы; беседы со взрослыми;
наблюдения.
В классе – 16 учеников. Так как это наши первые шаги в проектной исследовательской деятельности, мы их делали вместе с родителями.
Наша работа состояла из следующих этапов:
-определение практически значимой цели, формулировка задачи;
-обсуждение реализации поставленной цели;
-проработка идей. На этом этапе дети окончательно выбирают тему своего проекта.
-оформление материалов.
-выставка и оценка работ.
Работа над проектом позволила учащимся:
- освоить первичные методы исследования;
- дала возможность применить имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов;
- развития интереса к математике и процессам познания в целом.
В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.
По завершению темы «Наша речь» ребятам предлагаются несложные, но очень интересные творческие задания:
Сделай буквы из различных материалов.
Напиши другу рисуночное письмо.
Придумай свой проект.
По окончании проекта свои работы представили на школьной конференции.
По окружающему миру по теме «Школа моего будущего» прошёл конкурс рисунков и поделок. Наиболее удавшиеся работы ребята так же представили на конференции в школе.
По теме «Одежда» ребята рассказывали из истории одежды с помощью картинок, а так же показали выставку мод в рисунках и аппликациях.
Одним из учеников была выполнена творческая работа под названием: «Профессиональная одежда»
Среди проектов, вызвавших у учащихся первого класса познавательный интерес, можно назвать и «Режим дня».
Это широкое поле деятельности для привития детям элементарных правил гигиены и здорового образа жизни.
Изучая свой распорядок дня, дети сравнивали его с днём своих одноклассников, родителей и делали выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно гигиенических правил, так как они являются основой профилактики болезней и сохранения здоровья. Затем каждый разрабатывал свой режим дня. Результаты деятельности - познавательная и практическая полезность проекта.
Тема «Растения». Один из проектов в 1 классе предполагает исследовательскую работу. В домашних условиях ребята ставят опыты и наблюдают, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляют в виде схематических рисунков и таблиц. Собрали материал о растениях, занесённых в Красную книгу.
По технологии ребята так же выполняют учебные проекты, один из них «Сказка из пластилина».
В ходе работы над проектом учителю следует:
помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей;
способствовать созданию творческой рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе;
поощрять творческие проявления учащегося к творческому поиску;
воздерживать от негативных оценок, чтобы дети не боялись допустить ошибку, направлять и поддерживать их творческие порывы.
Первый этап работы оценивается как удачный, и мои учащиеся готовятся к защите следующих проектов.
Внедрение проектной деятельности позволила педагогам нашей школы строить обучение детей с учётом их индивидуального темпа развития и построить его личную траекторию движения в образовательном пространстве. У обучающихся возрастает интерес к учению, за счёт интеграции учебной и внеурочной деятельности (создание проектов) в единый учебно-воспитательный процесс. При внедрении метода учебного проекта в классе положительный психологический климат, что особенно важно для нашей школы, где происходит обучение детей с разными образовательными потребностями.
Информационные источники:
Землянская Е.Н. «Организация проектной деятельности младших школьников» (статья в пособии «Управление начальной школой», Москва, 2007)
Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе(О. В. Брыкова, Т. В. Громова – М.: Чистые пруды, 2006.
Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. Учитель, 2000г. № 1, 4
http://www.ict.edu.ru
http://pedsovet.ORG.ru
http://www.1september.ru