Формы и методы взаимодействия с семьёй по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников


41408357438390Подготовила:
воспитатель II категории
Рыбалко С.Е.
020000Подготовила:
воспитатель II категории
Рыбалко С.Е.
centercenterКонсультация для воспитателей:
«Формы и методы взаимодействия с семьёй
По нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников»
Консультация для воспитателей:
«Формы и методы взаимодействия с семьёй
По нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников»
centercenter00
Формы и методы взаимодействия с семьей
по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.
Наши дети растут в то время, когда о нравственности, духовности, патриотизме их родителям задумываться некогда. Нужно выживать, а дети остаются наедине со своими «друзьями» - телевизором и компьютером, из которых получают только необходимую информацию. Растут, наблюдая вокруг жизнь, основанную сплошь на материальных ценностях, жестокости, лжи. В последнее время, глядя на «своё будущее», можно ужаснуться! Отмечается неблагоприятная тенденция к ухудшению духовного, нравственно-патриотического состояния детей. Уже в дошкольном возрасте дети моделируют поведение родителей, окружающих их взрослых. Глядя на них, видишь явную морально-нравственную пустоту, отчего душа рвётся на части. Напрочь отсутствует доброта, уважение, любовь к близким, родному краю. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Как вы считаете с какого возраста следует начинать формировать нравственные чувства, ценности у ребенка? Почему?
Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения, этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Направленность переживаний ребенка на эмоциональное состояние взрослого, в первую очередь родителей и сверстников, способствует проникновению в их внутренний мир, установлению доверительной связи с ними.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. В настоящее время работа по данному вопросу актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Чтобы семья успешно справлялась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создавать необходимые условия для воспитания ребенка в семье.
Что же это за условия? Прежде всего – понимание родителями своей ответственности за воспитание детей; организация жизни и быта семьи с учетом их потребностей, эстетических и гигиенических требований; положительный пример старших – их поведение, речь; единство и последовательность требований к дошкольникам со стороны всех членов семьи; авторитет взрослых, стремление мам и пап прививать у своих малышей чувства гражданственности и любви к Родине. Донесение до родителей этих знаний – одна из основных задач работы воспитателей с семьей. Исходя из всего выше сказанного, можно выделить такие задачи взаимодействия:
1. Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
2. Обогащение педагогических знаний и умений родителей.
3. Повышение правовой культуры родителей для усиления их ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
4. Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
5. Формирование у родителей опыта адекватной оценки деятельности с детьми.
6. Развитие креативных способностей для детей и родителей в совместной деятельности.
Работу с детьми воспитателю лучше начинать с семьи, постепенно переходя от малого к большому — детский сад, родной город, родной край, страна. Какие формы и методы работы можно использовать в работе с детьми воспитателю? Собирая и рассматривая фотографии семейного альбома, составляя генеалогическое древо, слушая произведения художественной литературы, готовя подарки для членов семьи, участвуя в совместных с родителями мероприятиях, воспитатель формирует представления о семье как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
Формы работы с детьми по гражданско-патриотическому направлению:
Консультирование родителей через информационно-методические материалы (папки-передвижки, памятки, брошюры).
Организация досугов, приуроченных к календарным праздникам. Эти мероприятия помогают родителям взглянуть на ребенка с другой стороны, сплачивают семью.
Организация выставок творческих работ выполненных совместно с ребенком, как в семье, так и в детском саду.
Целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам, носящим имена героев Великой Отечественной войны.
Экскурсии, цель которых знакомство с историческими местами, памятниками погибшим воинам; посещение музея и т. д. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войн. Такую же экскурсию проводят и с участием родителей.
Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества. Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми районных библиотек, при помощи работников которых создан каталог литературы, которая доступна детям определенных возрастов.
Использование аудио- и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.
Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны и труда. Родители принимают самое активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и прочее.
Родительские собрания, на которых происходит взаимообмен информацией и опытом.
Тесное сотрудничество родителей с воспитателем, даёт возможность увидеть заинтересованность детей. Родители активно принимают участие в различных выставках, которые проводятся в группе, внутри детского сада, а лучшие работы отбираются для городских выставок.
Хочется верить, что основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, полученные папами и мамами через консультации, беседы, родительские собрания продолжат путь к приобретению ими все новых знаний при дальнейшем формировании ребенка как личности.