Открытый урок по кубановедению « Красная книга Краснодарского края» с использование проектного метода обучения ( 2 класс)








Открытый урок по кубановедению
« Красная книга Краснодарского края»
с использование проектного метода обучения
( 2 класс)











Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №12
Солошенко В.А.
декабрь 2013 г.
17.12.13
Тема урока: «Красная книга Краснодарского края»
Цель урока: познакомить детей с Красной книгой Краснодарского края;
расширить углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности.
Задачи:
Образовательная: знакомство с живыми существами, которым угрожает исчезновение, с Красной книгой Краснодарского края.
Развивающая: развитие умения самостоятельно находить необходимую информацию, развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, делать правильные выводы; отрабатывать умение формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе).
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование урока:
Красная книга Краснодарского края;
Рисунки животных и растений, о которых пойдет речь на уроке.
Знаки – правила друзей природы.
Задание “Проверь себя”.
М/М презентация «Мой Край», интерактивная доска.

ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
– Сегодня на уроке вы узнаете о необычной книге.
– А как вы думаете, люди должны заботится только о домашних животных? Почему? (Ответы детей) – Как можно помочь диким животным, которые живут в дикой природе? Например, птицам?  – А зверям в лесу вы можете чем-нибудь помочь?  – Вы не можете, но есть специальные люди – лесники, которые следят, за сохранностью животных: они подкармливают птиц, оленей и лосей; следят, чтобы на них не охотились в период размножения. Раньше, когда таких людей не было животные, птицы и растения уничтожались постоянно и многие совсем исчезли с Земли.  – Для того, чтобы остановить это, люди создали необычную книгу.
II. Сообщение темы и целей урока. Введение в тему.
Наша планета серьёзно заболела. Случилось это по вине людей. И теперь наша планета просит о помощи. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Поэтому государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы.
Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них - Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Именно эта организация издаёт Международную Красную книгу.
Что такое Красная книга, для чего она создана, мы узнаем на нашем занятии. Попытаемся понять, почему некоторые виды растений и животных занесены в не, самостоятельно издадим несколько страниц
III. Погружение в проблему.
Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли. В 1949 году при международном союзе охраны природы во Франции была создана комиссия по редким видам. Считали 14 лет. Выяснили, что с 1600 г. по 1800 год с лица Земли с “помощью” человека исчезло 33 вида животных, с 1800 г. по 1900 г. – ещё 33 вида, а с 1900 г. по 1913 г. – 52 вида. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу.
Ответьте, пожалуйста, почему так называется эта книга? ( Красный цвет – это цвет опасности, означает «стоп, не губи».) Главным автором Красной книги стал английский орнитолог и художник-анималист Питер Скотт. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их не возможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении. Красную Книгу называют Документом совести человека.  Для удобства пользования, страницы у книги цветные: на красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения; на желтых уязвимые виды; на белых сведения о редких видах, на серых сведения о мало изученных и редких видах; на зеленых сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности.  – А как вы думаете, что находится на чёрных страницах? – Черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды.
Музыкальная физминутка. Проблема: Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои собственные Красные книги. Так, в нашей стране Красная книга появилась в 1974 году. Учёные и краеведы Краснодарского края ведут свою «Красную книгу Краснодарского края» с 1978 года.
(Чтение стихотворения)
Охраняется “Красною книгой”
Столько редких животных и птиц,  Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц.  Чтоб пустыни нагрянуть не смели  Чтобы души не стали пусты,  Охраняются звери,  Охраняются змеи,  Охраняются даже цветы.  “Красная книга” –  Красная! Значит, природа в опасности!
IV. Знакомство с животными и растениями Красной книги Краснодарского края.
– Давайте познакомимся с некоторыми редкими животными, которые занесены в Красную книгу Краснодарского края. А расскажет вам о них “живая газета”
(Учащиеся с картинками, рассказывают о животных)
Зубр –  крупное животное (длина до 3,3 м). Живёт небольшими стадами на высоте до 2 км над уровнем моря в лесах. Питается злаками, травами, ветками кустарников. За сутки съедает до 40 кг корма.
Выдра кавказская – крупное животное на коротких ногах. Между пальцами перепонки. Живёт по побережьям морей, притоков Кубани. Питается рыбой, лягушками, нападает на птиц и грызунов.
Черноморская афалина (дельфин) – длина тела – 230 см. Обитает на мелководье Чёрного моря. Питается рыбами, ныряя на глубину до 150 м. Своих детёнышей до 6 месяцев вскармливает молоком.
Учитель: (показывает картинки) Кроме зверей в Красную книгу Краснодарского края занесены птицы: беркут, чёрный аист, розовый пеликан, кавказский тетерев, насекомые: жук “Сколия - гигант”, “Толстун степной”, “Усач альпийский” ; рыбы: стерлядь; многие растения: подснежник кавказский, цикламен кавказский, кубышка жёлтая, лотос, касатик, самшит колхидский. Почему некоторых животных и растений остается очень мало на земле или они совсем исчезают? (Ответы детей) Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения.
Дыхательная гимнастика
Обобщение: В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее число видов.  Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году в 2 томах. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано все: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, где обитает, по каким причинам исчезает. И главное – что надо сделать, чтобы его уберечь от вымирания.
- Красная книга Краснодарского края состоит из двух частей: 1 часть – растения (158 видов), 2 часть – животные (102 вида).
–Попробуйте сами рассказать, какие опасности подстерегают природу от деятельности людей
(Если затрудняются: Угрозой является чрезмерная добыча животных, охота. Но есть ещё причина разрушение мест обитания животных. Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу. Начинают лес вырубать, машины работают, грохочут, люди шумят. Звери, птицы пугаются, и им нужно куда-то уходить. Они могут не успеть и детенышей вывести.)
V. Физминутка.
4.Практическая работа.
1. Как устроена Красная книга ?
Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: чёрный, красный, жёлтый, зелёный.
- Красная книга – это документ временного действия. Почему так говорят?
Люди узнают что-то новое об исчезающих видах животных и растений и предлагают взять их под свою охрану, вносят в Красную книгу.
Некоторые животные или растения уже не нуждаются в охране, и они попадают на другие страницы.
Верно. Красная книга – документ, постоянно изменяющийся по мере того как пополняются наши знания о природе; она должна пополняться новыми сведениями и совершенствоваться.
(Учитель демонстрирует –макет Красной книги (с чистыми страницами)).
2.Красная книга нашего класса.
Посмотрите, пожалуйста. Это макет Красной книги . Почему его страницы пустые?
(Мы сами их должны заполнить.)
А где мы возьмём данные?( Из книг, зададим вопросы другим, поработаем с компьютером)
Сегодня на уроке мы будем создавать проект «Красная книга ».
1 этап проекта- образование групп, определение подтем.
Класс делится на 3 группы:
1-я группа – «исследователи»;
2-я группа – «наблюдатели» ;
3-я группа – «художники».
«Исследователи» собирают нужную информацию о вымирании животных, занесённых в Красную книгу, используя компьютер, пользуясь литературой в библиотеке.
«Наблюдатели», используя свой жизненный опыт, создают правила поведения в природе.
«Художники» издают экологические листовки в поддержку исчезающих животных и растений.
2 этап проекта – самостоятельное исследование.
3 этап проекта – защита проектов.
4 этап проекта- презентация проекта.
Подведём итоги нашего поиска.
Первая группа («исследователи») защищает свои проекты исследований. (Демонстрируют заполненный макет Красной книги) .
Вторая группа («наблюдатели») защищает свой проект. Они должны были составить правила поведения в природе. Третья группа («художники») защищает свой проект. Они должны были издать экологические листовки в поддержку исчезающих животных и растений.
Учитель проводит с ними предварительную работу
- Как вы думаете, охранять надо только те растения и тех животных, которые занесены в Красную книгу? – А что вы можете сделать для охраны природы?
Зарядка для глаз.
Некоторые правила можно сообщить не только при помощи слов, но и при помощи условных знаков. Например, на дорогах водители руководствуются знаками. Из них есть знаки запрещающие (они круглой формы и в красной окантовке), разрешающие ( они прямоугольной формы в синей окантовке). А как вы думаете, при входе в лес нам нужны ли такие знаки?
У вас на партах разложены правила для друзей природы. Просмотрите их. А дома к каждому правилу сформулируете знак. А тем, кому достались знаки, сформулируете правила и на следующем уроке проверите, друг у друга и выберите лучшие.
Примерные правила поведения в природе:
1.Не рвать и не уничтожать редкие растения.
2.Проводить беседы о бережном отношении к растениям и животным другим людям, даже взрослым.
3.Бывая на природе любоваться растениями и животными, радоваться им.
4.Не губить растения и животных в природе!
Третья группа («художники») защищает свой проект. Ребята должны были создать экологические плакаты, листовки в поддержку исчезающих животных и растений.
ЗЕЛЕНАЯ СТРАНИЦА
Папоротник ВНИМАНИЕ! Мы, ученики 2 класса, обращаемся ко всем учащимся школы: 
"Помните, что дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни! (В.Берестов) 
Все полезные бабочки полезны как опылители. Некоторые растения опыляются только бабочками. Не разрешайте ловить бабочек для забавы. Берегите их! 
Не рви в лесу и на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! 
Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
Не шуми в лесу, в парке. Шум, громкая музыка, крики пугают птиц и зверей. 
" Хочешь увидеть – стань невидим. Хочешь услышать – стань неслышим. Хочешь узнать – затаись." (Н.И.Сладков). 


VI. Итог урока.
– Для чего была создана Красная книга? – Как вы думаете, для чего нужно знать растения и животных, занесённые в Красную книгу Краснодарского края?  – Какие животные и растения, находящиеся в Красной книге Краснодарского края вам запомнились?
(Учитель показывает рисунки, дети называют, если затрудняются, подсказываю).
– И закончить наш урок я хочу стихотворением
Люди!  Берегите эти земли, эти воды,  Даже малую былиночку любя.  Берегите всех зверей внутри природы.  Убивайте лишь зверей внутри себя.
VII. Домашнее задание:
Закончить проекты и подготовить их к презентации.