Обобщение опыта Использование метода проекта в деятельности учителя музыки

Направление «Внедрение федерального государственного образовательного
Основного стандарта общего образования»


Пачева Наиля Вазитовна, учитель музыки МБОУ «Конзаводская средняя школа им. В.К. Блюхера»



Метод проектов в деятельности учителя музыки
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ООО) – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Работа учителя музыки в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей обучающихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания. На мой взгляд, метод ученических исследовательских проектов в музыкальном образовании позволяет не только эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения, но и оказывает огромное влияние на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели способствует сплочению детей. Не случайно авторы программы по музыке Г.П.Сергеева и Е.Д.Критская предлагают заканчивать учебный год исследовательским проектом.
В нашей школе сложилась определенная система промежуточной аттестации обучающихся в форме подготовки и защиты проектных и учебно-исследовательских работ.
Так, обучающимися были выполнены информативно-исследовательские проекты по предметам «Музыка» и «Искусство»:
- «Можем ли мы услышать живопись»,2015г.
- «История одного шедевра», 2015 г.
- «Музыка и наука», 2014г.
- «Портрет С. Есенина», 2014г.
- «Жизнь и творчество Г.В. Свиридова», посвящена столетию композитора, 2014г.
- «Творчество В. Шаинского», 2015г.
- «В. Высоцкий. Жизнь и творчество», посвящена 75-летию композитора, 2013г., рекомендована для участия в школьном конкурсе учебно-исследовательских работ (УИР) (Приложение 1);
- «Роль музыки в жизни человека», 2014г.; рекомендована для участия в школьном конкурсе УИР;
- «Музы не молчали» - 3 место в школьном конкурсе УИР и одобрена на районном методическом объединении (РМО) учителей музыки Пермского района, 2014 г. (Приложение 2,3).
Вместе с тем информативно-исследовательские проекты осуществляем с детьми не только во внеурочной деятельности, но и непосредственно на уроке. Опытом проведения таких уроков в 2014 г. делилась с учителями музыки Пермского района в рамках РМО, на открытом уроке по теме «Театр музыкальной комедии» (Приложение 4).

Справедливо отметить, что без взаимодействия с коллегами сложно добиться комплексного результата. Потому тесно сотрудничаю не только с учителями – предметниками, но и учителями начальных классов. Так как, на мой взгляд, преемственность с начальной школой - одно из главных условий результативности успешной деятельности в основной школе, считаю целесообразным использовать в начальной школе на уроках музыки ролевые проекты. С обучающимися инсценируем детские песни и сказки. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он начинает ориентироваться в отношениях между людьми, сопереживая героям песни или сказки, проявляет заложенные в нем творческие возможности.
Опыт данной работы в 2014г. был представлен на семинаре учителей МБОУ «Конзаводская средняя школа им.В.К. Блюхера» и воспитателей МБОУ «Двуреченский детский сад»- «Преемственность ДОУ и школы» (Приложение 5).
Кроме того, в работе с детьми активно использую форму сценарных, практико-ориентированных и творческих проектов. Разработаны и реализованы социальные проекты
- «Веселая масленица», 2012г. (Приложение 6);
- «Рождественские посиделки», 2013г. (Приложение 7);
- составлен мультимедийный альбом «Песни победы», который размещен на школьном сервере, альбом разбит на папки, в каждой из них размещена презентация той или иной песни с историей создания, видео данной песни, а так же текст песни с фонограммами « +» и «-». Данный альбом используется на уроках литературы, музыки (искусство) и во внеурочной деятельности при подготовке к различным мероприятиям, 2014 г.
Обучающимися были составлены сценарии к следующим мероприятиям:
- «Музыкальная мозаика», 2014г.;
- «Караоке шоу», 2015г.;
- литературно-музыкальная композиция «Любовь и война» 2015 г.;
- литературно-музыкальная композиция «Дети войны» 2015 г.
Все мероприятия, участниками которых были ученики, педагоги и родители, успешно реализованы в прошлом учебном году, а последнее получило положительный отзыв на РМО учителей музыки Пермского района (Приложение 8).
Очень тесно сотрудничаем с КДПЦ «Двуречье». Вместе с детьми участвуем в разработке сценариев мероприятий, предложенных сотрудниками КДПЦ, и активно реализуем их. В прошлом году ребята принимали участие в митинге и шествии по памятным местам поселка, посвященному Дню Победы; в праздниках, посвященных Дню защитника Отечества, Дню защиты детей, Дню поселка и др. (Приложение 9).
Большой опыт в организации проектной деятельности обучающихся получила, активно участвуя в работе районного методического объединения учителей музыки Пермского района по теме « Гражданско-патриотическое воспитание на уроке музыки через организацию проектной деятельности учителя и ученика» (Приложение 10).
Об эффективности метода проекта свидетельствует то, что дети занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью, стали уверенней чувствовать себя на уроках, научились собирать и обрабатывать информацию, развили умение анализировать, интегрировать и применять полученные ранее знания по предмету «Музыка», стали более коммуникативными, у них расширился кругозор, активно участвуют в школьных мероприятиях, в конкурсах исследовательских, реферативных работ.
Проект в музыке - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
С помощью введения метода проектов в практику преподавания музыки решаются сразу несколько основных задач:
- расширение кругозора  обучающихся;
- закрепление изученного материала;
- приобретение практики самостоятельного получения знания;
- реализация интереса обучающегося к предмету исследования;
- демонстрация уровня знаний в области музыки, а так же опыта исследовательской или проектной деятельности ученика или группы учеников полученной ранее в школе.
Проектная методика характеризуется высоким уровнем коммуникативности и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Для достижения результатов провела следующую работу.
В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом, на мой взгляд, является постановка цели своей работы. Поэтому работу над проектом начинаем с поиска ответа на вопрос «Зачем я собираюсь делать этот проект?», тем самым обучающийся определяет цель своей работы и ставит следующий вопрос: «Что для этого следует сделать?». Решив его, обучающийся видит задачи своей работы. Следующий шаг – как это делать. На этом этапе вместе с обучающимися выбираем способы, которые будет использовать при создании проекта. Также заранее решаем, чего оно хочет добиться в итоге. Это помогает представить себе ожидаемый результат. Продумав эти вопросы, приступаем к работе.
Организуя работу над проектом, стараюсь соблюдать определенные условия: 
Актуальность тематики музыкального проекта, т.к. опыт работы доказывает, что ученики активизируются лишь в том случае, если им предложить проблему интересную и значимую.
2. Ориентирование учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации для решения проблемы.
Проектная методика не только дает возможность обучающимся больше и глубже изучить тему, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, но и значительно расширяет их общий кругозор, дает возможность развития как коллективного творчества, так и индивидуальных талантов и способностей обучающихся.
3. В зависимости от вида проекта, вовлечение в работу всех обучающихся класса, предлагаю задания с учетом уровня музыкальных компетенций каждого ученика. Проекты предполагают активизацию обучающихся: они сами добывают новые знания, общаются с другими людьми, разыскивают фотографии и рисунки и даже самостоятельно монтируют музыку и записывают ее. И, наконец, обучающиеся, имеющие разный уровень музыкальной компетенции, участвуют в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который обладает недостаточными музыкальными познаниями, может прекрасно владеть компьютером и т.д.
4. Создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности. А наличие технической базы - компьютера, выхода в интернет, проектора, экрана (мультимедиа аппаратура), музыкального DVD-проигрывателя позволяет в полной мере удовлетворить запросы обучающихся, появляется возможность выбора новых средств и методов обучения, что позволяет строить учебный процесс достаточно интерактивно.
Особенность метода проектов в преподавании музыки в том, что он может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
Считаю нецелесообразным, подробно описывать этапы проекта в данной работе, поскольку, работая в проектном режиме, пользуюсь уже общеизвестным поэтапным алгоритмом:
1. Выбор темы;
2. Сбор сведений;
3. Выбор проектов;
4. Реализация проектов;
Презентация.
Количество этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его вида и сложности.
Таким образом, в соответствии с требованиями современного образования подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию является главной задачей школы, что предполагает поиск новых форм и методов обучения.
Проектная технология предоставляет учителю широкие возможности  для совершенствования методов и форм своей работы, выводя ее на качественно новый уровень. Самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности обучающихся, ее способностей, склонностей, интересов; учащиеся открывают для себя ценность предметов искусства и языка их общения.
Проектный подход позволяет реализовать как образовательные, так и воспитательные задачи. Учащиеся по-новому могут взглянуть на себя и на реалии своей повседневной жизни, на историю и культуру своей страны. Все это способствует максимальному развитию талантов и индивидуальных способностей каждого, формированию активной гражданской позиции обучающихся.  Кроме того, использование в процессе обучения метода проектов позволяет включить обучающихся  в реальную исследовательскую деятельность и нацелить их на получение реального результата.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к меняющимся условиям.


























Приложение 1,2,3



Приложение 3,4

Приложение 5,6


Приложение 7,8






Приложение 9,10



Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1 Заголовок 1љђ Заголовок 215