Конспект педагогического совета «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО»


Провести педсовет №3 от 27.02.2017г. «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» в форме конференции
Повестка педагогического совета:
1.Организационный момент
2.Выполнение решений предыдущего педсовета, аналитическая справка по итогам тематического контроля.
3. Отчеты педагогов «Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников» ( фотоотчеты)
4. Презентация дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников (воспитатели всех возрастных групп)
5. Итоги смотра-конкурса по нравственно- патриотической среде. Награждение победителей.
Предварительная работа:
1.Изучение методической литературы по теме педсовета.
2.Выставка методической литературы по теме педсовета
3.Тематический контроль и оформление аналитической справки «Организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
4.Разработка положения и проведение смотра-конкура предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию
7. Разработка дидактических игр нравственно-патриотическому воспитанию.
8. Подготовка почетных грамот по итогам смотра-конкурса.
Ход педагогического совета
Задача нравственно-патриотического воспитания сегодня очень актуальна. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мола знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Цель педагогического совета: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
Задачи педсовета:
совершенствовать работу в ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
обновить содержание и формы работы по патриотическому воспитанию, учитывая возможности взаимодействия педагогов, детей и родителей.
пополнить знания педагогов в области нравственно-патриотического воспитания.
Выступление старшего воспитателя:
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.
Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение им ело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма. Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.
Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, за основу необходимо взять следующие документы:
- Конституция Российской Федерации.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.
- Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.
- Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.
● Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
● Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России»
● Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
● Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина»
● «Мой родной дом» под редакцией Оверчук Т. И.
● Новицкая М.Ю. «Наследие»
Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:
- создание развивающей среды по нравственно-–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии по родному поселку, в музей, библиотеку и др.).
Дискуссия с педагогами:

1.Ответьте на вопросы:
1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?
(государство)
2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы?
(флаг)
3.Официальная эмблема государства?
(герб)
4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство?
(семья)
5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?
(страна)
6.Старинный женский головной убор замужней  женщины?(Кокошник)
7.Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?(Косоворотка)
8.Украшение и оберег от сглаза на одежде?(Вышивка)
10.Население определенной стороны? (Народ)
11.Отечества страна, в которой человек родился? (Родина)
12.Человек любящий свою страну? (Патриот)
2.Аналитическая справка по итогам контроля (приложение)
3.Презентация дидактической игры по нравственно-патриотическому воспитанию.
4.Задание на сообразительность: Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» ( азерб.) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
«Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) - «Тот не ошибается, кто ничего не делает».
«Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская).«Бодливой корове Бог рогов не дает».
«Как постелешь, так и поспишь»-(гагаузская). «Как аукнется, так и откликнется.»
«На море много черного, но не все это тюлени» (финская). « Не все то золото, что блестит».
«Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «У семи нянек дитя без глазу.»
«Во рту козла – трава сладкая» (персидская). «На вкус и цвет товарища нет.»
«Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская). «Муж и жена – одна сатана».
5.Творческое задание: нарисуйте образ, возникающий у Вас при слове Родина.
Решение педагогического совета:
1..  Продолжить работу по нравственному воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания, совершенствуя формы , методы и приемы работы по данному направлению .
2.  Грамотно оформлять документацию по воспитательно - образовательной работе; планирование, конспекты ООД .
3. Планировать проведение совместных мероприятий с родителями, совершенствуя формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
4. Пополнять уголки по нравственно-патриотическому воспитанию
5. Оформить электронный сборник материала по нравственно-патриотическому воспитанию.
приложение №1
Аналитическая справка
по итогам тематического контроля «Организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
На основании годового плана работы на 2016-2017 учебный год, в срок 13.02.2017г. по 27.02.2017г. в Центре развития ребенка «Сказка» проходил тематический контроль с целью определение уровня воспитательно- образовательной работы по организации работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выявление причин и факторов, определяющих качество работы по данному направлению .
Основные методы контроля:
*оценка профессиональных умений воспитателей. (Просмотр организованной образовательной деятельности ).
*анализ создания условий в группах ( в рамках смотра-конкурса ).
*анализ планирования работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
*анализ форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.
В ходе реализации годовой задачи по нравственно — патриотическому воспитанию проведены следующие мероприятия:
· Смотр-конкурс среды по нравственно-патриотическому воспитанию (средние, старшие, подготовительная группы).
· Консультация для педагогов и родителей
. Методическая неделя в форме взаимопосещение педагогами и анализ открытых занятий
Тематическая проверка была проведена в форме посещения и анализа образовательной деятельности, наблюдения за качеством выполнения режимных моментов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, анализа планов, беседы с воспитателями, обследования материальной базы и развивающей среды в группе.
В результате проведённого контроля было установлено, что средние, старшие и подготовительная группы детского сада организуют нравственно-патриотическую деятельность детей в соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОУ. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ проводится систематически через организованную образовательную деятельность.
Педагоги всех возрастных групп знают программные задачи своей возрастной группы, ориентируются в формах организации детской деятельности по привитию у детей нравственно-патриотических чувств, методике проведения различных видов деятельности с детьми. Проводимая педагогами работа с дошкольниками отражается в планах воспитательно-образовательной работы. В информационных уголках группы также не отражается работа с родителями воспитанников, в виде консультаций.
1. Наблюдение педагогического процесса.
В ходе тематической проверки была организована методическая неделя и просмотрены занятия. Просмотренные занятия были направлены на знакомство с новым и закрепление пройденных тем. Педагоги использовали разнообразные игровые приёмы, проблемные ситуации, дети в конце занятия дети подводили итоги. Анализируя просмотренные занятия можно отметить, что у детей имеются определённые знания по заявленным темам. Все просмотренные занятия были по обобщению и закреплению пройденных тем. Дети старшего дошкольного возраста в большинстве знают название улиц родного поселка, его достопримечательностей, имеют представление о символике Российской Федерации, знают президента Российской Федерации. Педагоги знакомят детей с семьей, малой Родиной, Родиной РФ , государственной символикой и т.д.
В рамках тематического контроля были проведены открытые просмотры :
Средняя группа «Вишенка», тема «Народные промыслы», дети показали системные знания о народных промыслах: гжель, хохлома, городецкая роспись. Воспитатель Смирнова Л.С. интересно в игровой форме провела занятие, первая часть которого была в виде подведения итогов по народным промыслам, на которой дети отвечали на поставленные воспитателем вопросы, вторая часть продуктивная дети рисовали городецкую роспись.
Средняя группа «Дюймовочка»,воспитатель Т.А.Волкова занятие было организовано с применением ИКТ, дети рассказывали, что такое доброта, правила поведения, по сказкам определяли плохие и хорошие поступки героев, проговаривали пословицы о доброте .
Старшая группа «Цветик –семицветик», занятие «Мой родной поселок», воспитатель Н.Б.Куваева организовала занятие с применением ИКТ в форме путешествия по родному поселку, где дети называли улицы поселка и домашний адрес, здания и достопримечательности родного поселка. Читали пословицы и стихи о Родине.
Старшая группа «Капитошка» занятие «Наша Родина Россия», воспитатель Т.С.Ильина показала итоговое занятие по данной теме, в ходе занятия дети рассказывали о Родине, называли столицу Москвы, крупные города, города нашей области. У детей выстроены знания о геральдике – флаг, гимн, герб. Много назвали пословиц о Родине.
Подготовительная группа «Ромашка» тема занятия «Космос», воспитатель Л.Н.Поздышева провела занятие с использованием ИКТ, на занятии дети рассказывали когда празднуется в России день космонавтики, называли известных космонавтов, отгадывали загадки о космосе, называли планеты.
Но вместе с тем анализ просмотренных занятий показал, что воспитатели недостаточно системно организуют образовательную деятельность, т.е. не достаточно логично выстроена структура занятия и подобраны правильно вопросы и задания.
Рекомендации:
-Педагогам необходимо больше заниматься самообразованием, изучать современные технологии и применять их в своей образовательной работе.
- Не забывать, что даже на итоговом (обобщающем занятии), необходимо внести небольшую по объёму информацию (новые сведения).
2. Анализ профессионального мастерства воспитателей.
Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают цели и задачи своей возрастной группы по нравственно-патриотическому воспитанию. В организованной образовательной деятельности и нерегламентированной совместной деятельности с детьми умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Все педагоги в доступной для детей форме объясняют новый материал, но не всегда точно и доступно формулируют вопросы к детям. Воспитатели довольно грамотно подбирают демонстрационный и рационально его размещают во время проведения занятия.
3.Анализ РППС.
   В ДОУ, группах созданы условия по нравственно- патриотическому воспитанию
В методическом кабинете имеются подборка детской художественной, методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.   Приобретены в 2016-2017 уч.году учебно- наглядные и дидактические пособия: «Семья» «Государственные символы России», «Государственные праздники», «Детям о космосе», «Народы мира», «Народы России и ближнего зарубежья», «Права ребенка», «Расскажи про детский сад», «Российская армия», «Славянская семья, родство и занятия», «Эволюция транспорта», «Чудо узоры, народные промыслы», «Народные костюмы», «Российская геральдика и государственные праздники».
   Во всех группах имеются дидактические, настольно-печатные игры, в которых можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре. Во всех возрастных группах созданы условия для развёртывания сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Мы - строители» и др.. В игровых уголках имеется вся необходимая атрибутика, некоторые предметы сделаны руками детей и педагогов из бросового материала.
По итогам смотра-конкурса предметно-пространственной среды по нравственно- патриотическому воспитанию, за лучшее оформление , за  творческий и инновационный подход к оформлению уголка, за богатое содержание материалов комиссия признала лучшими:
1место – группа «Вишенка» воспитатель Л.С.Смирнова
2место - группа «Пчелка» воспитатель Т.В.Михайлова, Е.В.Горева
3 место – группа «Цветик- семицветик» воспитатель Н.Б.Куваева
Отметить номинацией «Фольклор для малышей» группу «Звездочка» воспитатель Н.Л.Шабарова, в уголке представлено разнообразие материала для развития детей по фольклору и оформление в данном стиле; «Старина» группу «Божья коровка» воспитатель Н.В.Махова - в уголке представлен уголок - музей русской избы с домашней утварью и хозяевами , «Хлеб всему голова» группу «Кораблик», воспитатель И.С.Махрова- оформлен мини – музей русской кухни , в оформлении уголка приняли активное участие родители.
4. Анализ планирования воспитательно-образовательной работы.
В результате проведённого контроля было установлено:  все группы детского сада организуют нравственно-патриотическую деятельность детей в соответствии с основной образовательной программой ДОУ.  Планирование данной работы проводится по темам: «Моя семья» через игры, беседы и рассматривание иллюстраций знакомят детей с понятием семье, членами семьи, профессиями и т.д, «Мой родной поселок», где закрепляют улицы,здания, достопримечательности поселка, учат с детьми домашний адрес, моя родина Россия ,Космос, ,День народного единства , День защитника Отечества , Международный женский день , Народная культура и традиции и т.д. Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы берутся из комплексно-тематического планирования предложенного в ООП, изменяется содержание, объем познавательного материала и сложность в зависимости от возраста детей.
Воспитателями запланированы ряд мероприятий, который включает беседы: «Знакомство с детским садом» «Как вести себя в группе», «Учимся здороваться, прощаться, благодарить», «Что такое хорошо, что такое плохо», «О вежливости» , «Мы жители большой страны», «Человек славен трудом». Чтение и обсуждение рассказов известных детских писателей: Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Э. Успенского и др. Заучивание наизусть, продуктивная деятельность.
Собеседование с педагогами показало, что работа по данной теме осуществляется в процессе занятий познавательного и художественно-эстетического цикла, а также в совместной деятельности с детьми: экскурсии и целевые прогулки; праздники и развлечения; беседы, рассматривание наглядного материала, чтение художественной литературы; дидактические, сюжетно-ролевые игры; продуктивный труд по созданию макетов природных уголков родного края; создание мини-музеев; выставки результатов продуктивной деятельности (поделки, рисунки о родном крае).   
Но хочется отметить , что в группах педагоги недостаточно уделяют внимание театральным играм (кукольный театр, фланелеграф, настольный театр). Воспитатели не достаточно планируют работу по ознакомлению детей с историей родного поселка, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Рекомендации:
1. Всем педагогам отражать в планах воспитательно-образовательной работы с детьми всю проводимую в данном направлении работу.
2. Воспитателям средней, старшей и подготовительной к школе групп продолжать знакомить детей с достопримечательностями и природой нашего поселка, историей и почетными гражданами.
3. Продолжать работу по формированию представлений об Отчизне, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
 5. Работа с родителями.
 Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Совместно с родителями создаются альбомы «Моя семья», «Мой родной поселок», «Родина Россия», «Русский быт», «Космос», «Русская кухня»,«Все о хлебе», «Народные промыслы» и др. Родители принимают активное участие в оформлении выставок и мини-музеев по данному направлению.
 Анализ результатов проверки по работе с родителями по нравственному воспитанию показал, что педагоги используют разнообразные формы взаимодействия - это наглядно- текстовая информация; рекомендации для родителей по данной проблеме; рубрика «Читаем детям», родительское собрание «Воспитание культуры поведения у дошкольников»; индивидуальные консультации, беседы.  Совместно с родителями отмечаются общественные праздники: День матери, 23 февраля, Международный женский день и др..
Выводы по тематическому контролю.
Проведённый тематический контроль «Организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС» продемонстрировал эффективность воспитательно-образовательной работы в Центре развития ребенка «Сказка» по данному направлению . В образовательном учреждении созданы предпосылки, раскрывающие систему взглядов на проблему нравственно-патриотического воспитания детей в целом. Дети среднего и старшего дошкольного возраста на достаточном уровне владеют нравственными знаниями, в процессе совместной с воспитателями и самостоятельной деятельности приобретают представление о нормах и правилах поведения, развитии нравственных чувств и эмоций, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. По результатам тематического контроля видно: предметно - развивающая образовательная среда в группах создана в соответствии с ФГОС ДО, обновляется и пополняется в соответствии с возрастом детей. Прослеживается система в планировании работы педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию. Педагоги воспитывают у дошкольников любознательность, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям в разных видах деятельности.
Работа педагогического коллектива по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведется целенаправленно, систематически. Грубых нарушений не выявлено. Имеют место недочеты в работе отдельных групп и педагогов. Считать работу по реализации годовой задачи удовлетворительной
Рекомендации:  
1.  Продолжить работу по нравственному воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания, совершенствуя формы , методы и приемы работы по данному направлению .
3.  Грамотно оформлять документацию по воспитательно - образовательной работе; планирование, конспекты ООД .
4. Планировать проведение совместных мероприятий с родителями, совершенствуя формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
5. Пополнять уголки по нравственно-патриотическому воспитанию. Собрать и оформить во всех возрастных группах картотеку русских пословиц и поговорок, отражающих разные стороны: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине. Срок – до мая 2017г. (итоговый пед.совет) Ответственные – воспитатели всех групп.
6.Оформить электронный сборник работ по нравственно-патриотическому воспитанию в виде презентаций обучающего характера :
Группа «Божья коровка» «Русский быт» (старина), воспитатель Н.В.Махова; «Народные традиции и обычаи», воспитатель О.М.Зубарева
Группа «Золотая рыбка» «Наш любимый детский сад», воспитатель Г.А.Комиссарова
Группа «Звездочка» «Фольклор» , воспитатель Н.Л.Шабарова
Группа «Кораблик» «Хлеб всему голова», воспитатель И.С.Махрова
Группа «Пчелка» «Семья», воспитатель Т.В.Михайлова
Группа «Вишенка» «Народные промыслы», воспитатель Л.С.Смирнова
Группа «Дюймовочка» «Уроки вежливости», воспитатель Т.А.Волкова; «Достопримечательности родного поселка», воспитатель Е.В.Горева
Группа «Цветик –семицветик» «История родного поселка», воспитатель Н.Б.Куваева; «Богатство природы родного края», воспитатель Т.В.Гутченко
Группа «Капитошка» «Наша родина Россия» воспитатель Т.С.Ильина; «День победы» воспитатель Л.В.Солдубаева
Группа «Ромашка» «Космос» воспитатель Л.Н.Поздышева», «Российская армия» воспитиатель И.Н.Абаимова.
Срок – до мая 2017г. (итоговый пед.совет) Ответственные – воспитатели всех групп
План тематического контроля:
Цель: Определение уровня воспитательно - образовательной работы по организации деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выяснение причин и факторов, определяющих качество работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.
 Содержание контроля:
тематическая проверка осуществлялась по следующим направлениям:
наблюдение педагогического процесса;
оценка профессиональных умений воспитателя;
анализ РППС в группе;
наличие в планировании работы мероприятий по нравственно- патриотическому воспитанию;
оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.
Организация и условия его проведения
Сроки проведения конкурса – с 30.01.17г. -  20.02.2017г.
Участниками являются все возрастные группы детского сада, начиная с младшего возраста.
Руководство и подведение итогов возлагается на комиссию в составе:
-Г.В.Густова – заведующий
- Т.И.Пыхова - старший воспитатель
- В.В.Быстрова – воспитатель
- И.Н.Тихомирова –педагог-психолог
4. Аналитическая справка по итогам контроля составляется старшим воспитателем и зачитывается на педагогическом совете№3