Содержание и организация деятельности коллектива МКОУ СОШ №6 им. Шерстянникова А.Н. по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.


Заместитель директора по УВР МКОУ СОШ №6 Вертопрахова И.И.

Содержание и организация деятельности коллектива МКОУ СОШ №6 им. Шерстянникова А.Н. по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.
Академик Д.С.Лихачёв писал: « Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Педагогический коллектив школы успешно решает задачи приобщения учащихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково-исследовательской деятельности, воспитания уважения памяти защитников Отечества, погибших при исполнении воинского долга, к защитникам Родины.
Анализ деятельности школы в данном направлении позволяет, с высокой долей ответственности сказать, что гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе.
Не случайно наша школа выпустила 2х героев России Рудых А.В., Шерстянникова А.Н., выпускник школы Тумаков Михаил ценой своей жизни попытался предотвратить взрыв и пожар на котельной где работал, и не случайно наши выпускники основной школы Моторзин Алексей и Докучаев Слава спасли тонущего мальчика (совершив геройский поступок в наши дни).В своей деятельности по патриотическому воспитанию мы опираемся на государственные нормативно-правовые акты, документы:
Концепция патриотического воспитания учащихся – граждан Российской Федерации.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ»
Программа школы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся «Я -гражданин своей страны».
Цель программы: воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовность его защитить.
Задачи:
воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства;
формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите;
формирование гражданского отношения к Отечеству;
воспитание верности духовным традициям России;
развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.
Ожидаемые результаты:
Создание системы патриотического воспитания в школе
Обогащение содержания патриотического воспитания
Вовлечение в систему патриотического воспитания всех субъектов образовательной деятельности.
Конечный результат – воспитание гражданина-патриота своей страны.
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МКОУ СОШ №6, тесное сотрудничество с музеями города, филиалом городской библиотеки ОРЭБ, Советом ветеранов, ДЮЦ, военкоматом, комитетом по молодежной политике, с центром военно-патриотического воспитания «Буслай». При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, городские, районные, областные мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами, положение о городских и областных конкурсах.
В рамках реализации программы проведен педагогический совет по теме: «Содержание и организация деятельности коллектива по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся», на котором был обобщен опыт школы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся, выявлены проблемы, пути и способы совершенствования работы по данному направлению.
Состоялось обобщение опыта работы:
классного руководителя Агафоновой В.Е. по теме «Патриотическое воспитание в классе».
классного руководителя Метенкиной Л.И. по теме «Патриотическое воспитание младших школьников».
«Патриотическое воспитание через работу клуба «Литературная гостиная» - руководитель Барчук Т.А.
«Организация работы с допризывной молодежью» - руководитель ОБЖ Хлыстова Г.П.
«Поисково-краеведческая работа школьного музея» - руководитель музея Баева Т.А.
Гражданско –патриотическое воспитание прослеживается во всех видах деятельности педагогического коллектива: через уроки, мероприятия различного уровня, КТД, систему дополнительного образования, работу школьного музея, классные часы, экскурсии, социум.
1. В урочной деятельности:
У каждого предмета школьного курса есть свои возможности воспитания гуманизма и патриотизма. Предметы гуманитарной направленности располагают богатым материалом нравственного содержания. Предметы естественно-научного цикла знакомят с историей предмета, вкладом соотечественников в развитие науки, с фактами биографии учёных, свидетельствующие о гуманизме, преданности науки. На уроках обществознания, экономики и права происходит формирование правовых знаний: гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права. В этом учебном году учителями –предметниками, в рамках внеклассной работы по предмету, запущен проект «Великие имена в истории….». Например, в рамках проекта, в неделе физики для учащихся старших классов был проведен классный час “Вклад российских ученых-физиков в дело Великой Победы” - об ученых-физиках, талантливых конструкторах, исследователях, благодаря труду которых, знаниям, практическому опыту и полету творческой мысли рождались в небывало короткие сроки проекты новой боевой техники. В ходе войны было проведено не просто оснащение техникой нашей многомиллионной армии, но и её полное перевооружение. Таких фактов история до этого не знала!
Сохранение традиций гражданско-патриотического воспитания уже сложившихся в школе является составной частью целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
Традиционно проведение в школе:
466153592075 2. Месячника, посвящённого Дню Защитника Отечества, в программе которого:
Игра « Зарница» 5-10 классы. «Зарничка» -1-4 кл.
конкурсно-развлекательные программы для мальчиков, юношей «Десантура», «Теркин – 200.. », «Армейская подготовка», «Супермены»
спортивно – военизированные эстафеты «А, ну-ка, мальчики», « А ну-ка, парни».
Уроки Мужества на базе школьного музея: к 70-летию организации «Молодая гвардия», к 70-летию подвига Героя Советского Союза Матросова А., 110-летию дважды Героя Советского Союза Белобородова А.П. «Дети блокадного Ленинграда», «Ленинград в дни войны и мира», «За веру и честь Родины», «Участие сибиряков в боях за Родину», «Ю.А.Гагарину – 80 лет», «Мы обвиняем войну» ( Вот неполный перечень уроков за последние только два года).
встречи с воинами- интернационалистами 11 декабря, 15 февраля.
450913532385фестиваль солдатской песни, посвященный памяти А.Н. Шерстянникова
конкурсы рисунков, газет, посвященных Дню защитника Отечества
В рамках вахты Памяти:
встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла
кинозал Победы
краеведческая конференция
выставки в музее к Дням воинской славы.
участие учащихся школы в городских мероприятиях 9 мая
Методические Дни по воспитательной работе с проведением открытых классных часов.
Коллектив школы апробирует в своей работе новые формы работы в данном направлении:
конкурсы презентаций «Есть такая профессия Родину защищать», «Блокадный Ленинград»
451866010160День Героя (9 декабря, 1 марта)
Деловая игра «выпуск Боевого листка»
Фотовернисаж «Здравствуй юность в сапогах!»
торжественная линейка 1 марта памяти Героя России А.Н.Шерстянникова, на которой подводится итог месячника.
4518660164465Долгосрочный фотопроект «Остановись мгновение».
КТД 1-11 классов: Благотворительная ярмарка в фонд Юбилея Победы.
3. Патриотическое воспитание учащихся прослеживается через систему классных часов: Изучение государственной символики России. Беседы, посвященные чествованию памятных дат, дней воинской славы. Классные часы, посвященные Дню пожилого человека, Дню защитника Отечества, Дню матери. Классные часы, посвященные юбилею города, Иркутской области, культурным и духовным традициям народа.
Изучение своей семьи, составление генеалогического дерева семьи: (в рамках реализация проекта «Моя семья, Моя родословная»)
4. Особое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает дополнительное образование.
На базе школы создан и успешно на протяжении 16 лет работает интеллектуальный клуб «Знатоки»: (рук-тели Баева Т.А.Рудых А.А., Баева Н.Ю.) , который объединяет команды 2-4 классов, 5-7 классов, 8-11 классов. Вот перечень тем игр клуба по гражданско-патриотическому воспитанию за 2010- 2015 года:
« Москва – столица нашей Родины» 9-11 кл.
«70 летию Иркутской области» 3-4 кл., 8-11кл. «Символы России» 2-4 классы, 5-11 кл.
« Имею право» 6-11 классы.
«А.П. Гайдар» 2-4 класс. «300-летию Полтавской битвы» 7-11 кл. «Памятники воинской Славы городов-героев» - 2-4 кл. «России верные сыны» - 5-7 кл. «ВОВ в произведениях искусства» - 8-11 кл. «Памятники г. Усть-Кута» - 2-4 кл.
« 75- летию родной школы» - 5-11 кл. «Славным защитникам Сталинградской битвы посвящается» - 5-11 класс
В этом учебном году в честь 70летия Юбилея Победы в клубе состоялась игра
Руководитель «Литературной гостиной» Барчук Т.А. в системе включает в план работы объединения темы гражданско-патриотического воспитания:
«Сибирь стояла под Москвой» «Что я знаю о своем родном крае»
«Мой дом – мой кров»
«Я родом не из детства из войны» «Отворивший в космос двери»
«Школа –это маленькая жизнь» «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»
Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию  уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.
5. Патриотическое воспитание учащихся через музейную педагогику:
Большую роль в формировании понятия « гражданин», гражданский долг, в формировании чувства любви и уважения к своей стране, народу, родному краю играет школьный краеведческий музей.
Музей школы– один из лучших музеев образовательных учреждений района. В течение 30 лет музей является центром патриотического воспитания учащихся школы.
Ежегодно в музее обновляются витрины, стенды музея, сменяются выставки, коллекции по самым разным темам. Ежегодно в месячнике военно-патриотического воспитания на базе музея проходят прекрасные уроки Мужества. Уже традиционными стали встречи допризывников школ города и участников локальных конфликтов в краеведческом музее нашей школы: 11 декабря- в день памяти воинов, погибших в Чечне, 15 февраля- в день вывода войск из Афганистана, 1 марта- в день гибели Героя России Шерстянникова А.Н.- выпускника нашей школы. Совет музея поддерживает постоянную связь с мамой Андрея Шерстянникова – Надеждой Ивановной, которая является постоянным гостем школы.
Школьный краеведческий музей неоднократно участвовал в различных районных смотрах и конкурсах музеев, становился призёром и победителем. 2009 год - победитель конкурса, с правом участия в областном конкурсе музеев.
Ежегодно краеведы школы принимают участие в Марковских чтениях, в районных краеведческих конференциях, неизменно занимая призовые места. В 2007-2008 учебном году работа Ананьевой И.11кл « Его имя носит школа», посвящённая Герою России, выпускнику школы Шерстянникову А.Н. заняла 1 место, руководитель Блинова Р.М. , работа
Асхаевой Д. 10кл. «Герои нашего села, посвящённая Герою России, выпускнику школы Рудых А.В. заняла 2 место, руководитель Баева Т.А. В 2008-2009 году работа Фокиной В. 9 кл. «И звучны улиц имена» заняла 1 место, руководитель Баева Т.А. Работы детей печатались в местных СМИ. Ежегодно одному из лучших краеведов школы присуждается стипендия имени Н.К.Маркова.
Члены, созданного при музее, поисково-краеведческого отряда «Родник», принимают активное участие в конкурсах регионального, федерального и международного уровня
В 2009г - участие в областном конкурсе « Памятники воинской славы на карте «Приленья».
в 2014г в - участие в международный конкурсе « Мои дороги как военные пути» ( Диплом победителя и грамота).
Два года (2013, 2014г) учащиеся становятся дипломантам I степени всероссийской конференции «Давайте, люди, никогда об этом не забудем» (г. Усть-Илимск).
На базе школьного музея, на хорошем организационном уровне, трижды проходили сборы поисково-краеведческих отрядов северного региона Иркутской области.( 2007г,2009г. 2014г).
Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе
мониторинга сформированности осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине, символика Российской Федерации, национальное самосознание, уважение чести и достоинства других граждан, положительное отношение к службе в армии.
Анализа количественных параметров:
включенность каждого школьника в воспитательные мероприятия, участие в конкурсах различного уровня, проведение мероприятий.
Участие в районных мероприятиях:
2009-2010 г.
1. Конкурс компьютерных презентаций «Есть такая профессия –Родину защищать» - 5 призеров
2. Конкурс проектов, рисунков, посвященных ВОВ – участие.
3. Викторина «Страницы Великой Отечественной» - 2 место
2010-2011г.
1. Районный фестиваль солдатской песни «Виктория» - 1 место
2011-2012г.
1. Конкурс компьютерных презентаций «Есть такая профессия - Родину защищать» - 3 победителя, 3 призера, 2 участника (благодарность школе за активное участие).
2. Конкурс рефератов, чтецов, посвященный 200летию войны 1812г. – 2 призера
2012-2013г.
1. Викторина «Страницы Великой Отечественной» - 1 победитель, 1 призер
2. Районный фестиваль солдатской песни «Виктория» - 1 место
3. Фестиваль презентаций «Недаром помнит вся Россия» - Гран-При, 1 победитель, 4 призера , 4 участника (10 работ)
4. Районная краеведческая конференция - 2 место
2013-2014 г.
1. Викторина «Курская битва» - 2 призера, 4 участие (6 работ)
2014-2015г.
Викторина «Давайте люди никогда об этом не забудем» благодарность школе за самое активное участие (представлено 56 работ, 3 победителя, 4 призера.Результаты диагностик «Патриотическое воспитание в школе» (Участники учащиеся 8-11 классов (63) и учителя (21)): позволяют сделать вывод, что подавляющее большинство обследованного контингента школьников имеет достаточно зрелое представление о таких базовых, святых для человека и гражданина понятиях, как Родина, патриотизм, которые необходимы для полноценного формирования личности. Для большинства респондентов школа является ведущим фактором патриотического воспитания. В школе создана система работы по патриотическому воспитанию.
Благодарственное письмо
педагогическому коллективу МКОУ СОШ №6 от управления образования за эффективную организацию военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. 2013г.