Программа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся «Растим патриотов России»


Перекопская общеобразовательная школа Ι-ΙΙΙ ступеней № 7
Армянского городского совета
Республики Крым
Программа по гражданско-патриотическому
воспитанию обучающихся
«Растим патриотов России»
Номинация «На благо Отечества»
Автор программы: Яковлева Екатерина Васильевна
Место работы: Перекопская общеобразовательная школа Ι-ΙΙΙ ступеней № 7
Должность: учитель начальных классов
Армянск 2014г.
Пояснительная записка
Программа «Растим патриотов России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015годы», и предназначена для учащихся 1-4 классов . Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.
В связи с предстоящим, 70-летием со дня победы в Великой Отечественной Войне, с целью повышения статуса патриотического воспитания в государственных образовательных учреждениях принято решение участвовать в краевом конкурсе в области гражданско-патриотического воспитания.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Обучающийся получил, большие возможности реализовать себя, как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью учебного подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в воспитательном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс. Процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократичного общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
При разработке программы опиралась на следующие принципы:
Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее.
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноценного партнёра.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка.
Принцип  интегративности. Воспитательная работа строится с учетом возрастных особенностей. Реализуется в сотрудничестве с со всеми музеями города, библиотеками, общественными организациями.
Цель и задачи Программы
Целью Программы формирование у учащейся молодёжи гражданской зрелости; привитие любви к своей Родине, устойчивого желания способствовать её процветанию, а также воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь ребят, разнообразные виды деятельности. Реализация поставленной цели зависит от выполнения конкретных задач гражданско-патриотическоговоспитания:
- знакомство  обучающихся с героическими страницами истории нашей Родины, с краем, в котором живёшь;
-создание условий для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
- привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу, к героическому прошлому, к культуре своего народа, любви к родному языку;
- формирование представление об эпохе, о личностях, творивших историю этого периода, и основных событиях;
- формирование  гражданско-правовой культуры учащихся на основе принципов демократии;
- формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- воспитание чувства гордости за героическое прошлое своего народа;
- воспитание в духе национального взаимодействия разных наций и народов;
- воспитание гармонично развитой личности, формирование мировоззрения;
- развитие гражданственности и национального самосознания обучающихся;
- развитие  и углубление знаний об истории и культуре родного края;
- развитие мышления, памяти и внимания;
- уважительного отношения к национальной духовной культуре своего народа, его языку, истории, обычаям, традициям, чувства солидарности и единства народов, населяющих нашу страну;
-умение работать коллективно.
Содержание Программы
1. Мой край родной
Цель: Воспитание у ребят чувства гордости и  любви к родному краю, как к своей малой Родине.
Задачи:
1.Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у детей позицию «Я – гражданин, патриот Крыма».
3. Формировать экологическое поведение.
Формы: экологическое движение,  выпуск листовок,  газет,  озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал, изготовление поделок из природного, бросового материала, праздник.
2. Растим патриота и гражданина России
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
2. Формировать у обучающихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
3. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
4.Соотносить права и обязанности детей.
5. Развивать ученическое самоуправление.
Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. Беседы, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники часы общения.
3. Связь поколений
Цель: Осознание ребятами как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у ребят чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники посвященные памятным датам.
 Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
Вовлечение и подготовку школьников к участию в работе по сохранению памяти о защитниках Отечества.
Пропаганду боевых традиций народа.
Воспитание чувства гордости за подвиг старшего поколения.
Воспитание бережного, отношения к героическому прошлому, памяти о тех, кто воевал, отстоял свободу и независимость нашего народа.
Воспитательно-учебный компонент, основанный на предметном начале с 1 по 4 классы.
Региональный  компонент с рассмотрением гражданской тематики.
Систему тематических, творческих классных часов и внеклассных воспитательных мероприятий.
Школьное самоуправление.
Участие в тематических конкурсах, выставках.
Активное сотрудничество социумом и общественными организациями.
Этапы реализации Программы:
I этап: проектный - 2014-2015 учебный год
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2016-2019 учебные годы
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – патриот России».
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
3.Развивать ученическое самоуправление.
4. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования, культуры.
6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический – 2018-2019 учебный год
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы школы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
Механизм реализации Программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство, а также тесное сотрудничество со всеми музеями города, библиотеками, общественными организациями.
Воспитательная работа строится с учетом возрастных особенностей.
При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, городские, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о школьных, городских, областных, всероссийских конкурсах.
Оценка эффективности реализации Программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
 Нравственно-духовные параметры:
1. Гражданские навыки: уметь работать и действовать самостоятельно и в коллективе; знать свои права и обязанности и уметь их использовать; уметь принимать и защищать свои решения; готовность к участию в общественных делах; готовность к образованию;
2. Осознанное отношение к базовым ценностям: патриотизм и любовь к Родине; права и свобода человека и гражданина; символика Российской Федерации; национальное самосознание; уважение чести и достоинства других граждан; гражданственность.
Количественные параметры:
включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
качество школьных отношений (отношения детей к школьной жизни, к учителю, классу, совместным делам);
деятельность детской организации;
участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
В школе как в воспитательно-образовательной системе:
- создание системы гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
Модель выпускника:
- в историко- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание ребятами высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание ребят, как основа личности будущего гражданина России.
В результате обучения учащиеся будут иметь представление:
О сложности и многомерности истории нашего Отечества;
О правомерности существования различных оценок и точек зрения на одни и те же исторические события и явления;
О причинно-следственных связях исторических событий;
Как использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития России и других стран;
Как проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
Как сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие;
Знать:
Основные события и периоды отечественной истории;
О героических страницах и подвигах людей;
Как составлять сравнительные таблицы и обобщать факты.
Как составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.
Как соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;
Как классифицировать исторические события и явления по указанному признаку;
Уметь:
Высказывать суждение о назначении, ценности источника, выявлять их сходства и различия;
Рассказывать (устно или письменно) о важнейших исторических событиях, их участниках;
Давать развернутое описание исторических объектов, памятников;
Показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
Называть характерные, существенные черты событий и явлений прошлого;
Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий.
Вести дискуссию;
Соотносить даты отечественной истории с определенными явлениями мировой истории.
Мой край родной
Дата Тема Цели Форма проведения
Сентябрь «Знаешь ли ты свой город?» Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию Беседа, анкетирование
«История нашего города. Символика» Расширить сведения детей об истории своего города. Диспут
«Угадай, где я нахожусь?» Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города Дидактическая игра
Октябрь «Где я отдыхал летом» Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке Рисование
«Конкурс стихов поэтов о  родном  крае». Конкурс чтецов
«История возникновения родного города»
Воспитывать интерес к истории города Выпуск листовки
Ноябрь «Центральная улица города». Сравнить улицу первоначальную  (фото) и современную. Знать о историческом центре современного города, значение и важность его сохранения Дидактическая игра
«Улицы родного города» Учить передавать красоту родного города Изобразительная деятельность
« Парад овощей»   КТД
декабрь
«Достопримечательности родного города»
Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками Экскурсия, памятники
родного края.
«Город-музей» Найди отличия» Сравнивать особенности старого и современного города Дидактическая игра
« Здравствуй Зимушка-зима» Знакомить с традициями и обычаями КТД, праздник
Январь-
Февраль «Придумай названия будущим улицам города» Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали
Развитие творческого мышления. Творческое задание
«Кому, что нужно для работы», «Угадай профессию» Учить детей отличать профессии города от профессий села Дидактические игры
«Все профессии важны»… Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда Сюжетно-ролевые игры
«Делу – время, потехе – час» Закреплять знание русского фольклора Конкурс пословиц и поговорок
«Предприятия родного города» Расширять знания о предприятиях города, изготавливаемой продукции Беседа, экскурсия
«Флора и фауна Крыма» Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире края Классный час, КВН.
«Поможем птицам зимой» Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе Акция
«Птицы Крыма» Формирование знаний о птицах Крыма, поиск необходимой информации совместно с родителями Изготовление альбома
«Красная книга Крыма» Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой Практическое занятие
Март
  « Ярмарка женских профессий» Выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей; выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни. КТД, праздник
«Территория школы – цветущий сад» Содействовать патриотическому воспитанию, уважительному отношению любви к малой Родине, воспитание положительного отношения к труду. Проект
Апрель «Что лишнее?» Закрепить знания детей об особенностях быта в прошлом жителей города. Дидактическая игра
«Символика родного города» Познакомить детей с гербом города.
Стихи, песни об Армянске. Рисование
“Дорисуй герб”.
Сделаем наш город чище Воспитывать любовь к родному городу, приучать следить за чистотой, развивать творчество. Практическое занятие
Май «Моя Родина–Крым» Обобщить знания о флоре и фауне Крыма; Защита проекта
«Знаменитые люди города» Познакомить детей с именами жителей, которые прославили наш город. Викторина “Имена, имена, имена”
« Дом- край-мир» Реализация национально – регионального компонента: воспитание любви и гордости за родной город; подвести детей к пониманию, что забота о городе, улице, доме, где мы живем – долг каждого из нас. Классный час.
«Что ты знаешь о своей малой Родине?» Выявление усвоенных знаний детьми Диагностика
“Я славлю город, в котором живу” Воспитание любви и гордости за родной город; развитие творческого воображения. Презентация альбома
Растим патриота и гражданина России
Дата Тема Цели Форма проведения
Сентябрь Выборы актива класса Развивать ученическое самоуправление. Анкетирование
«Основные положения Конвенции» Способствовать осознанию ответственности за свои права. Беседа
«Овеянные славою флаг наш и герб»
Воспитание патриотизма и гражданственности у детей популяризации государственных символов РФ. Классный час
Октябрь «Наши права и обязанности» Повышение правовой грамотности Викторина по правовой тематике.
Ноябрь «Богатырская наша сила» Воспитание уважительного к национальной духовной культуре Мероприятие по русским былинам
«Русский народ и его истоки» Декабрь «Толерантность – это…» Воспитание учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам Классный час
Январь Музей под названием «Русские чудеса» Диспут
«Образование в современном мире» Классный час
Февраль День защитника Отечества. Познакомить с историей возникновения праздника Днём Защитника Отечества. Вспомнить славные подвиги земляков. Классный час
Март « Ярмарка женских профессий» Выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей.. КТД
Апрель «Религии» Беседа
Май
Беседы с участковым уполномоченным милиции. Беседа
Мы — граждане России" формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений обучающихся о смысле понятия “гражданин”. Классный час-размышление
“Я, моя семья, мои друзья”.
воспитание чувства самоуважения, уважения к членам своей семьи, своим друзьям. Классный час, сбор пословиц по данной тематике.
Связь поколений
Дата Тема Цели Форма проведения
сентябрь Мы — граждане России" формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о смысле понятия “гражданин”. Устный журнал
октябрь «Песни военных лет» Познакомить с песнями ВОВ, рассказать о роли песен в жизни людей. Музыкальная гостиная
Ноябрь
« Дети и Великая отечественная война»
«Блокада Ленинграда. Дневник Татьяны Савичевой» рассказать учащимся о роли детей в годы войны; расширить знания детей о войне; заинтересовать учеников неизвестными фактами о детях военной поры; воспитания уважения к защитникам Родины;
развивать патриотические чувства. Месячник
Разведчица, партизанка, комсомолка -  Зоя Космодемьянская. Классный час
Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова – пионеры герои, сыны и дочери полка. Классный час
декабрь Города –герои (Ленинград, Смоленск, Керчь, Минск, Москва, Новороссийск, Волгоград, Севастополь, Мурманск, Брест Месячник
январь Герои Великой Отечественной Войны:
А)  Жуков Георгий КонстантиновичБ) Малиновский Родион ЯковлевичВ) Рокоссовский Константин КонстантиновичГ) Ворошилов Климент Ефремович Воспитание уважения
к защитникам Родины;
Развивать патриотические
чувства.
Месячник
февраль События, люди, даты. Блиц-турнир
март “Ордена и медали”. Практическое задание
«Подвиг панфиловцев» апрель « Чье детство пришлось на военные годы» Познакомить ребят с ветеранами города, способствовать формированию гордости за людей той эпохи. Встреча с ветеранами города.
Содружество независимых государств. Познакомить с символикой 11 независимых государств.
Расширить представление детей о родной стране Урок солидарности.
(игра: «символы-государств-участников СНГ»)
май «Служили они великому делу» Познакомить с бывшими фронтовиками и работниками нашей школы. Встреча – чествование ветеранов войны.
«Мир глазами детей»,
« Помнить больно - забыть нельзя» Совершенствование навыков ИЗО,
Воспитание патриотизма. Конкурс рисунков.
« Память о героях священна»
Совершенствование навыка выразительного чтения стихотворений, воспитание патриотизма. Конкурс чтецов.
«Нам завещана память и слава» Содействовать военно-патриотическому воспитанию, уважительному отношению к участникам Вов, воспитанию любви к Родине и готовности к её защите Торжественная линейка
«Путь к победе» Урок мужества