Доклад Применение проектного метода на уроках технологии

Применение проектного метода на уроках технологии
Мастерство и художественное совершенство-
Необходимый элемент прекрасного. Без него
Не возникает эстетическое чувство
эстетическое переживание.

Образовательная область « Технология» является составной частью общего образования и вносит свой вклад в достижение общей педагогической цели школы, обеспечивая подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни, осознанному выбору профессии и пути ее получения. Основу «Технологии» составляют самостоятельная проектная деятельность учащихся.Руководство проектной деятельностью школьников для учителя технологии дело, в общем- то не новое. Учитель технологии на своих уроках во многих случаях может быть даже и не осознавая того, руководит именно проектной деятельность. Это происходит тогда, когда они под его руководством решают всевозможные конструкторско-технологические задачи, связанные с изготовлением объектов труда.
В настоящее время, систематизировав проектную деятельность школьников и руководство ее со стороны учителя в программу по технологии, введен раздел «Проект».
Проектный метод обучения «Технологии» предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.
Творческий проект- это учебно-трудовое занятие, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими создается изделие, обладающее субъективной, а иногда и объективной новизной.
Есть вполне устоявщееся определение того, что ПРОЕКТ-ЭТО «БРОСОК МЫСЛЬЮ В БУДУЩЕЕ». Иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности, «конечный продукт в уме». То, что будет достигаться и строиться.
Чтобы выполнить или защитить проект, необходима большая подготовительная работа, как со стороны учителя, так и учащихся. Работа, в результате которой создается что-то новое, оригинальное, считается творческой. Поэтому проекты, которые выполняются на уроках технологии, также называются творческими.
Для того, чтобы учащиеся могли полно проявить свои знания, умения, способность при выполнении творческих проектов, нужно представить им больше самостоятельности.
Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, с взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только достигаются запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль проектирования зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе.
Выполнение творческого проекта одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками, юношеством нравственной ценности трудового начала в жизни. Материально-ценностное отношение к труду включает понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная способность человека испытать радость от процесса и результата труда.
На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с действием и действие с мыслью, культуру гуманитарную с культурой технической, труд с творчеством, художественную деятельность с проектированием и конструированием, технологию - с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира.
Задача проектирования - сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности. В процессе выполнения проектных заданий учащиеся должны приобрести различные умения.
При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана со многими факторами: возрастные и индивидуальные особенности школьников, учебно-материальная база для выполнения творческих проектов и др.
Одним из наиболее важных требований в отборе проектов является его творческая направленность. При подборе творческих проектов необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические возможности.
Учет возможностей и интересов учителя, материально-технических ресурсов школьных мастерских предполагает подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии и наличие материальной базы.
Тематика проектных заданий должна охватывать, возможно, более широкий круг вопросов школьной программы трудового обучения «Технология», быть актуальной для практической жизни. Не каждая ученица способна сама выбрать тему проекта. В связи с этим я даю перечень возможных проектных заданий т. е. формирую банк проектов, где отражена сфера деятельности и примерное задание.
Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта, т.е. изделия, которое они действительно хотели бы иметь.
Зная интересы и потенциальные возможности своих учениц ,я стараюсь максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности для каждой группы. Количество участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности может быть различными: от одного( индивидуальный проект) до нескольких учащихся(коллективный проект). При выполнении коллективных проектов распределяю обязанности между ученицами и определяю ответственность каждого за выполнение проекта в целом. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке.
К выбору темы я предъявляю требования, которые должны быть ученицами почти как инструкция:
Изделие должно быть хорошо знакомым, понятным, и главное интересным.
Необходимо предчувствие, что изделие позволит ученицам реализовать себя в творчестве, что оно им по силам.
Не страшно, что если темы будут повторяться, в процессе проектирования ученицы поймут, что двух одинаковых изделий получиться не может.
Основными критериями выбора проектов являются:
оригинальность, доступность, надежность;
техническое совершенство;
эстетические достоинства;
безопасность;
соответствие общественным потребностям;
удобства эксплуатации;
технологичность;
материалоемкость;
стоимость и т. д.
Сферой деятельности может быть школа: изготовление дидактического материала, наглядности, различных изделий для кабинета, оформление классных уголков и т.д. Вторая сфера деятельности- досуг: изготовление игрушек, подарков для родных, предметов прикладного творчества, сувениров. Третья сфера- все для дома: различные панно, прихватки, грелки для чайников. Четвертая сфера- одежда: детская, рабочая, домашняя и д.р.
Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов:
Поисково-исследовательский (организационно- подготовительный)
Этот этап позволяет уточнить тему проекта, сделать проектную деятельность более осмысленной и конкретной. Для этого предстоит собрать необходимую информацию на тему проекта и проанализировать ее. Источниками информации могут быть учебники, энциклопедии, специализированная литература, журналы, передачи телевидения и д.р.
Технологический этап
Этот этап является центральным основополагающим системообразующим, свызанным с продуктивной деятельностью, результатом которой является объект проектной деятельности.
Заключительный этап
Включает оформление и презентацию работы, ее оценку исполнителем, другими учащимися и учителем.
Прежде чем приступить к выполнению работы, учащимся предлагаю подумать о назначении их изделий. Может быть, они пожелают украсить интерьер своей квартиры миниатюрной картиной, ковриком, диванными подушками или сделать что-то в подарок. Чтобы не упустить какие-либо вопросы при выполнении проекта, предлагаю схему, в которой отражаются основные этапы ее выполнения.



Также учащиеся записывают план последовательности выполнения проекта
Выбор темы проекта
Обоснование и выработка концепции
Возможные варианты
Технологическая последовательность
Расчет себестоимости
Вывод
Работая над сознанием своего объекта деятельность учащихся я стараюсь направить не на воспроизведение увиденных образцов, а на изготовление своих.
Выполнение проектных работ обязательно должно завершаться их защитой в присутствии всего класса. Это мероприятие стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебных процесс дух здоровой состязательности.
При подведении итогов учитываются следующие критерии:
Оригинальность темы и идеи проекта
Конструктивные параметры:
Технологические критерии:
Эстетические критерии
Экономические критерии
Экологические критерии

Заключение.
Использование метода проектов на уроках « Технологии» учит девочек объективно оценивать свою деятельность, развивать коммуникативные навыки, творческий подход к изготовлению изделий. Ученицы учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения.

Рассмотрев методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология», создается ясное преставление о включении школьников в моделирование творческой деятельности, которая предусматривает выполнение системы последовательных действий, а любая деятельность, в том числе и проектировочная, состоит из следующих элементов: потребности – мотивы – цели – задачи – информация – идеи – планы действий – операции – оценки.

Поскольку программа обучения технологии синтезирует знания из математики, физики, химии, биологии, наглядно реализует межпредметные связи, способствуя осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению творческих проектов, то я считаю, что выполнение школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни, а также реализуются возможности проявить свои знания, способности и творчество при разработке проекта.