Календарно — тематическое планирование по биологии для 5 класса УМК Л.Н.Сухорукова , В.С.Кучменко

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 66 Г. ТОМСКА



Рассмотрено на МО Согласовано Утверждаю:
протокол № _____ Зам. директора по УВР Директор МБОУ ООШ № 66
___________________ _____________________ _________В.Н.Бударин
«____»_________2015г «____»__________2015г приказ № ___________
«____»__________2015г


Календарно – тематическое планирование
по биологии 5а класс
на 2015-2016 учебный год

Учитель: Ольшанская Т.А.
Общее количество часов за год – 34. Количество часов в неделю -1


Планирование составлено на основе рабочей программы «Биология. Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы». Авторы: Л.Н.Сухорукова , В.С.Кучменко – М., «Просвещение», 2011 г, утвержденной на педагогическом совете школы. Протокол № ____от «____»__________201г.





Томск 2015 г



Календарно-тематическое планирование.


№ урок
Тема урока
УУД
Дата проведения урока



Личностные
Метапредметные
Предметные



Введение (3часа).

1
Вводный инструктаж. Биология - наука о живых организмах.

Развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы.
Приобретать навыки ведения наблюдений
Овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной деятельности, оценка личных учебных достижений). Формирование приемов работы с информацией. Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.
Примеры значения биологических знаний
инструктаж по технике безопасности при работе в биологическом кабинете.



2
Условия жизни организмов.



Характеризовать оболочки биосферы. Указывать основные условия жизни живых организмов.
Определять ключевых понятий, взаимосвязи оболочек Земли и их роли в жизни живых организмов, свойства живых организмов, осенние изменения в жизни растений.



3
Основные свойства живых организмов. Осенние явления в жизни растений.



Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период.
за природными явлениями на примере листопада.
Работать в малых группах при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Характеризовать основные признаки живых организмов.



Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 часов)

4

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.

Развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы; развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других естественных наук.

Овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной деятельности, оценка личных учебных достижений); освоение приемов исследовательской деятельности; формирование приемов работы с информацией; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

Понятия:
Царства, размножение, индивидуальное развитие, раздражимость, клеточное строение.
Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств.
Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы.
Описывать роль представителей разных царств в биосфере.



5
Деление царств на группы.



Понятия: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, подцарство, царство.
Называть типы животных, отделы растений.
Приводить примеры представителей разных отделов и типов.
Сравнивать представителей разных групп растений и животных.



6
Среда обитания. Экологические факторы


Понятия:
среда обитания, экологические факторы.
Давать определения  ключевым понятиям.
Называть среды жизни, их экологические факторы.
Сравнивать различные среды жизни.
Характеризовать виды экологических факторов. Приводить примеры действия экологических факторов на живые организмы.




7
Вода как среда жизни.



Понятия:
воздух, вода, температура.
Называть основные абиотические факторы, действующие в водной среде.
Приводить примеры обитателей водной среды.
Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях.



8
Наземно - воздушная среда жизни.



Понятия:
воздух, ветер, температура, влаголюбивые.
Называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде.
Приводить примеры обитателей наземно-воздушной среды. Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях влажности наземно-воздушной среды.
Сравнивать особенности водной и наземно-воздушной сред обитания, растения и животные разных экологических групп по отношению и наличию влаги.



9
Свет в жизни растений и животных.
Практическая работа № 1 «Влияние света на рост и развитие растений».


Понятия:
светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые.
Приводить примеры растений и животных, по-разному приспособленных к световому режиму. Наблюдать реакции живых организмов на воздействие света на примере комнатных растений. Устанавливать взаимосвязь между продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к световым изменениям.



10
Почва как среда жизни.



Понятия:
перегной, гумус, плодородие.
Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве.
Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия. Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова
Выявлять связь между урожайность сельскохозяйственных растений и плодородием почв.



11
Организменная среда жизни.



Понятия:
паразиты
Приводить примеры паразитических форм растений, животных, грибов, бактерий.
Выделять существенные особенности организменной среды. Описывать черты приспособленности организмов к паразитическому образу жизни, использованию других организмов качестве среды обитания.
Применять информационные ресурсы для подготовки сообщения об условиях организменной среды обитания.



12
Сообщество живых организмов.



Понятия:
природное сообщество, растительное сообщество, жизненные формы растений, видовой состав, виды –строители.
Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания.
Объяснять ведущую роль растений в сообществе.
Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных.



13
Роль грибов и бактерий.



Понятия:
производители, потребители, разрушители, круговорот веществ.
Приводить примеры грибов и бактерий (паразитов, сапрофитов, симбионтов), пищевых цепей.
Определять место бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере.



14
Типы взаимоотношений организмов в сообществе.



Понятия:
конкуренция, хищничество, паразитизм, взаимовыгодные отношения
Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе.
Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе.
Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями.
Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития сообщества.



15
Обобщающий урок по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».







Клеточное строение живых организмов (9 часов).


16
Развитие знаний о клеточном строении живых организмов.

Развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы; развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других естественных наук.

овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной деятельности, оценка личных учебных достижений); освоение приемов исследовательской деятельности; формирование приемов работы с информацией; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

Понятия:
микроскоп. лупа, клеточная теория
Давать определения ключевым понятиям 
Называть увеличительные приборы, ученых, внёсших вклад в изучение клеточного строения.
Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов.
Формулировать положения клеточной теории.



17
Устройство увеличительных приборов.
Лабораторная работа № 1 «Устройство увеличительных приборов – лупа».
Лабораторная работа № 2 «Устройство увеличительных приборов – микроскоп».
Практическая работа № 2 «Приготовление препарата листа элодеи» и выводы к ним.



Понятия:
световой микроскоп, микропрепарат, предметное стекло ,покровное стекло.
Называть части лупы и микроскопа.
Описывать этапы и правила работы с микроскопом.
Применять приобретенные знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторных работ.
Применять практические навыки в процессе лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
Находить дополнительную информацию об увеличительных приборах в электронном приложении.
Выполнять лабораторные и практические работы.



18
Состав и строение клеток.
Лабораторная работа №3 «Состав клеток»


Понятия:
органические вещества, неорганические вещества, белки, углеводы, жиры, плазматическая мембрана, цитоплазма, органоиды, доядерные( прокариоты), ядерные(эукариоты), ядро.
Называть органические и неорганические вещества, основные компоненты клетки.
Приводить примеры белков, углеводов, жиров.
Описывать значение органических и минеральных веществ для жизнедеятельности клетки и организма.
Выполнять лабораторную работу.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.



19
Строение бактериальной клетки.



Понятия:
бактерии, клеточная оболочка, капсула, жгутики, ядерное вещество.
Называть компоненты бактериальной клетки.
Выделять основную особенность бактериальной клетки – отсутствие оформленного ядра.
Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека.



20
Строение растительной, животной и грибной клеток.
Практическая работа № 3 «Сходство и различия клеток растений, животных и грибов».


Понятия:
ядро, цитоплазма, хромосомы, хлорофилл, вакуоли. Вирусы.
Называть органоиды клеток эукариот.
Сравнивать клетки растений, животных, грибов.
Делать выводы о причинах сходства и различия.
Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы.



21
Строение клетки.




Понятия:
включения, мембрана, клеточная оболочка.
Работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.



22
Образование новых клеток.



Понятия:
деление, хромосомы.
Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления.
Обосновывать биологическое значение процесса деления клетки.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли деления клеток в жизни организма.



23
Одноклеточные растения, животные и грибы.
Лабораторная работа № 3 «Строение инфузории – туфельки»


Понятия:
Хроматофор, простейшие, инфузория – туфелька, пищеварительная вакуоль, сократительная вакуоль, жгутики, реснички,
Определять общие черты одноклеточных организмов.
Приводить примеры одноклеточных организмов.
Устанавливать признаки различия между одноклеточными растениями, животными, грибами.
Применять практические умения в процессе лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.



24
Колониальные и многоклеточные организмы.



Понятия:
колониальные организмы, многоклеточные организмы, плодовое тело, мицелий, гидра, кишечная полость.
Приводить примеры многоклеточных организмов.
Устанавливать признаки различия между многоклеточными растениями, животными, грибами.
Указывать черты усложнения многоклеточных организмов в сравнении с одноклеточными.




Ткани живых организмов (9 часов)


25
Покровные ткани растений и животных.

Развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы; развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других естественных наук.

Овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной деятельности, оценка личных учебных достижений); освоение приемов исследовательской деятельности; формирование приемов работы с информацией; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

Понятия:
Ткань, межклетники, устьица, пробка, чечевички, корка, эпителиальные ткани.
Распознавать покровные ткани растений и животных.
Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями.
Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия.
Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей у растений и животных.



26
Строение покровной ткани листа.
Лабораторная работа № 4 «Строение покровной ткани листа».


Понятия:
кожица, устьица, устьичная щель, межклетники.
Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица).
Устанавливать взаимосвязь строения клеток покровной ткани листа с функциями.
Применять умения работать с микроскопом.
Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.



27
Механические и проводящие ткани растений.



Понятия:
Механическая ткань, волокна, древесина, луб, сосуды, ситовидные трубки.
Называть и описывать соединительные ткани животных.
Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей.
Определять разные виды тканей на микропрепаратах.
Обосновывать роль крови в обеспечении целостности организма.
Проводить лабораторную работу.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.



28
Основные и образовательные ткани растений.
Лабораторная работа №5 «Строение мякоти листа», Практическая работа № 4 «Наличие запасающих ткани в клубнях картофеля».


Понятия:
фотосинтезирующая ткань, запасающая, образовательная ткань.
Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица).
Устанавливать взаимосвязь строения клеток покровной ткани листа с функциями.
Применять умения работать с микроскопом.
Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.



29
Соединительные ткани животных.
Лабораторная работа №6 «Строение соединительной ткани – кровь, хрящ».


Понятия:
костная ткань, волокнистая соединительная ткань, хрящевая ткань, кровь, плазма, лимфа, жировая ткань.
Называть и описывать соединительные ткани животных.
Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей.
Определять разные виды тканей на микропрепаратах.
Обосновывать роль крови в обеспечении целостности организма.
Проводить лабораторную работу.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.



30
Мышечная и нервная ткани животных.
Лабораторная работа №7 «Строение мышечной ткани ».


Понятия:
поперечно-полосатая мышечная ткань, гладкая мышечная ткань, нервная ткань, нейрон, импульс.
Сравнивать и описывать строение мышечных тканей.
Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями.
Определять особенности строения клеток нервной ткани.
Распознавать ткани в процессе лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.



31
Обобщающий урок по теме: «Ткани живых организмов».



Понятия:
клетка. микроскоп, ядро, лупа, цитоплазма, вакуоль, хлоропласты, мембрана ,царства растений ,животных, бактерий, грибов.
Выявлять особенности химического состава живых организмов.
Называть органоиды клетки.
Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями.
Объяснять роль представителей различных царств живой природы в сообществе и в биосфере в целом.
Описывать природные сообщества своей местности.
Устанавливать черты приспособленности организмов к обитанию в различных средах.
Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в природных сообществах.
Высказывать свою точку зрения при обсуждении экологических ситуаций.



32
Итоговый контроль.







33
Весенние явления в жизни растений. Летнее задание.



Понятия:
жизненные формы, деревья, кустарники, травы, кустарнички, хлорофилл.
Называть и определять самые распространенные и редкие виды растений Ульяновской области.
Устанавливать взаимосвязь растений друг с другом, животными, грибами, бактериями и факторами неживой природы.
Приводить примеры воздействия человека на природу. Наблюдать и описывать сезонные изменения в жизни растений, природных сообществ.
Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.
Соблюдать правила поведения в природе, правила обращения с лабораторным оборудованием.



Резервное время (1 час)












цшю 15