Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс к учебнику Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С


Согласовано
заместитель директора по УВР
_____________ Кандейкина Т.А.
«30» августа 2013 года
МО Белореченский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа 8
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
По биологии
Класс 6
Учитель Полтавская Наталья Александровна
Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 часПланирование составлено на основе рабочей программы по биологии 1 вида, составленной учителем биологии МБОУ СОШ 8 Н.А. Полтавской. Протокол педсовета №16 от 30.08.13.№
урока Содержание
(разделы, темы) Коли-
чество
часов Даты проведения
Оборудование Характеристика основных видов УУД
Введение 1 План Факт. Устанавливать взаимосвязь клеток и тканей. Называть и определять органы и системы органов растительного и животного организмов. Приводить примеры взаимосвязи органов и систем органов в организме. Высказывать предположения о последствиях нарушения целостности организма, повреждения тканей и органов, взаимосвязи органов и систем органов растений и животных
1/1 Организм — единое целое. 1 Таблица «Многообразие живых организмов» Тема 1.Органы и системы органов живых организмов 11 Называть составные части побега. Описывать строение побега и почек. Сравнивать вегетативные и генеративные почки. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения побега и его функциями. Исследовать строение побега на натуральных объектах. Распознавать части побега, вегетативные и генеративные почки. Устанавливать связь строения вегетативных и генеративных почек с их функциями. Устанавливать связь строения вегетативных и генеративных почек с их функциями. Делать выводы о значении побега, роли почек в жизни растения. Использовать ресурсы электронного приложения для извлечения необходимой информации. Демонстрировать умение пользоваться лупой в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием Описывать внутреннее строение стебля, его функции. Определять возраст дерева по спилу. Объяснять причины образования годичных колец и роста стебля в длину, толщину. Прогнозировать последствия обрезки деревьев, повреждения коры плодовых деревьев. Высказывать своё мнение о бережном отношении к деревьям. Исследовать строение стебля в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Называть и определять части листа. Различать простые и сложные листья. Характеризовать типы листорасположения. Определять типы листорасположения на натуральных объектах. Анализировать, сравнивать строение листа, используя натуральные объекты. Проводить наблюдения с помощью увеличительных приборов в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Описывать строение кожицы и мякоти листа. Объяснять взаимосвязь строения клеток и выполняемых ими функций. Различать световые и теневые листья. Исследовать строение кожицы листа на микропрепаратах. Фиксировать результаты наблюдений. Устанавливать связь строения и функций зон корня. Применять на практике знания о зонах корня, корневых волосках. Исследовать зоны корня на микропрепаратах в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Называть видоизмененные надземные побеги, приводить примеры. Устанавливать причины разнообразия побегов на основе наблюдений взаимосвязи строения надземных побегов с условиями среды обитания. Использовать гербарные экземпляры, живые объекты, дополнительные источники информации при подготовке сообщения о разнообразии побегов. Оценивать значение разнообразия растений для сохранения природы родного края. Называть видоизменения подземных побегов и корней. Устанавливать признаки сходства надземных и подземных побегов. Наблюдать видоизменённые побеги и корни. Объяснять особенности их строения в связи с приспособленностью к условиям среды обитания. Определять видоизменённые подземные побеги на натуральных объектах в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Называть системы органов животных. Определять функции систем органов. Обосновывать важность взаимосвязи всех систем органов для обеспечения целостности организма. Объяснять наличие наружного и внутреннего скелетов, замкнутой и незамкнутой кровеносных систем, примитивное и сложное строение нервной системы с позиций идеи об эволюции органического мира. Называть системы органов животных. Определять функции систем органов. Обосновывать важность взаимосвязи всех систем органов для обеспечения целостности организма. Объяснять наличие наружного и внутреннего скелетов, замкнутой и незамкнутой кровеносных систем, примитивное и сложное строение нервной системы с позиций идеи об эволюции органического мира. Сравнивать и классифицировать листья, корневые системы, видоизменённые побеги. Связывать строение листа, стебля, корня, органов и систем органов животных с выполняемыми функциями. Обосновывать значение органов и систем органов для обеспечения процессов жизнедеятельности многоклеточного организма. Доказывать единство растительного и животного мира, используя информацию разных источников
2/1 Органы и системы органов растений. Побег. 1 Диск «Наглядная биология. Растение – живой организм» 3/2 Строение побега и почек.
Л. р. № 1 1 Побеги растений, пинцет 4/3 Строение и функции стебля.
Л. р. № 2 Т.б. 1 Микроскоп, лупа, линейка, срез стебля , микропрепараты «Ботаника» 5/4 Внешнее строение листа. Л. р. №3 1 Комнатные растения 6/5 Клеточное строение листа. 1 Таблица «Строение клетки» 7/6 Строение и функции корня. Л. р. №4
1 Лупа, микроскоп, проростки гороха, биологическая микролаборатория 8/7 Видоизменения надземных побегов 1 Диск «Наглядная биология. Растение – живой организм», «Растительный мир» 9/8 Видоизменения подземных побегов и корней.
Л. р. №5 1 29.10.13Диск «Наглядная биология. Растение – живой организм», клубни, луковицы 10/9 Органы и системы органов животных. 1 12.11.13Диск «Наглядная биология. Животные» 11/10 Органы и системы органов животных. 1 19.11.13Диск «Наглядная биология. Животные» 12/11 Обобщающий урок по теме «Органы и системы органов живых организмов» 1 26.11.13Диск «Жизнь животных» Тема 2. Строение и жизнедеятельность живых организмов 22 Называть и описывать способы передвижения некоторых одноклеточных организмов. Приводить примеры движения органов растений. Обосновывать необходимость передвижения животных в пространстве. Наблюдать за движением листьев к свету у комнатных растений, способами перемещения животных в различных средах. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о приспособленности органов движения животных к жизни в определённой среде. Определять сущность почвенного питания растений. Приводить примеры плотоядных и паразитических видов растений. Объяснять явления, обусловленные корневым давлением, зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Доказывать с помощью эксперимента роль корневого давления в передвижении воды с минеральными веществами. Называть и описывать условия и результаты процесса фотосинтеза. Ставить биологический эксперимент, доказывающий образование крахмала в зелёных листьях на свету, выделение кислорода. Обосновывать космическую роль зелёных растений. Выдвигать предположения об условиях, способствующих эффективности фотосинтеза и повышению урожайности растений. Извлекать и анализировать информацию о фотосинтезе из различных источников. Называть и описывать условия и результаты процесса фотосинтеза. Ставить биологический эксперимент, доказывающий образование крахмала в зелёных листьях на свету, выделение кислорода. Обосновывать космическую роль зелёных растений. Выдвигать предположения об условиях, способствующих эффективности фотосинтеза и повышению урожайности растений. Извлекать и анализировать информацию о фотосинтезе из различных источников. Описывать сущность процесса испарения воды листьями. Выявлять условия, влияющие на интенсивность испарения воды листьями. Приводить доказательства роли листьев в испарении растений. Распознавать листопадные и вечнозелёные растения, приводить примеры, используя гербарные экземпляры, рисунки. Называть и описывать отделы пищеварительной системы животных. Выявлять существенные признаки растительноядных, хищных, паразитических животных, приводить примеры. Обосновывать связь кровеносной и дыхательной систем с процессом пищеварения. Называть и описывать способы питания бактерий и грибов, приводить примеры. Объяснять роль в природе бактерий и грибов как разрушителей органического вещества. Сравнивать автотрофные и гетеротрофные, сапротрофные и паразитические формы среди бактерий и грибов. Обосновывать биосферное значение цианобактерий, бактерий-азотфиксаторов, раскрывать роль микоризы. Определять сущность процесса дыхания. Сравнивать дыхание и фотосинтез, дыхание и брожение, устанавливать взаимосвязь этих процессов. Обосновывать значение знаний о процессах дыхания и брожения для практической деятельности человека. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и кровообращения у животных. Описывать круги кровообращения, строение органов дыхания животных в связи со средой обитания. Приводить примеры животных, органы дыхания которых представлены жабрами, трахеями, лёгкими. Сравнивать проводящую систему растений и кровеносную систему животных, делать выводы о причинах их сходства. Устанавливать взаимосвязь строения и функций проводящей системы растений и транспортной системы животных.. Доказывать с помощью биологического эксперимента передвижение воды и минеральных веществ по сосудам древесины, а органических веществ — по ситовидным трубкам коры. Приводить примеры холоднокровных и теплокровных животных. Выявлять существеннее особенности процесса выделения я обмена веществ. Устанавливать взаимосвязь пищеварительной, дыхательной, выделительной систем в процессе обмена веществ. Делать выводы об обмене веществ как характерном признаке живых организмов, зависимости интенсивности обмена веществ от прогрессивного развития кровеносной и дыхательной систем. Приводить примеры органов выделения животных. Выявлять существенные отличия бесполого размножения от полового. Называть и описывать различные способы бесполого размножения, приводить их примеры. Делать выводы о биологическом значении бесполого размножения. Называть, описывать и сравнивать разные способы вегетативного размножения растений. Применять знания в практических ситуациях: размножать растения черенками, луковицами, почками, усами. Делать выводы о значении вегетативного размножения в природе и жизни человека. Фиксировать результаты практической работы. Соблюдать правила поведения в теплице, кабинете биологии. Называть и определять части цветка, соцветия, тычиночные и пестичные цветки, однодомные и двудомные растения. Выделять главные и второстепенные части цветка, цветки с простым и двойным околоцветником, иллюстрировать их примерами. Делать выводы о биологическом значении цветка в жизни растения. Исследовать строение цветка в процессе лабораторной работы, фиксировать её результаты в форме схематических рисунков. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии. Называть и описывать различные типы опыления, приводить примеры растений, у которых они встречаются, части семени и плода. Сравнивать строение цветков, пыльцу насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Делать выводы о значении опыления, неразрывной связи растений с их опылителями — животными. Выявлять основные особенности оплодотворения у цветковых растений. Прогнозировать опасность сокращения численности пчёл, шмелей, других насекомых-опылителей, птиц. Описывать основные особенности оплодотворения у цветковых растений. Сравнивать и классифицировать сочные и сухие, односемянные и многосемянные плоды. Устанавливать взаимосвязь между цветением, опылением и оплодотворением. Определять сочные и сухие плоды в процессе выполнения лабораторной работы. Фиксировать результаты в виде таблиц, рисунков. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии. Описывать способы бесполого размножения животных. Сравнивать бесполое размножение животных с половым, приводить примеры. Выявлять основные закономерности развития животных, используя иллюстрации и электронное приложение. Делать вывод об эволюционном преимуществе животных с внутриутробным развитием. Описывать периоды индивидуального развития растений. Объяснять роль зародыша семени в развитии растений. Сравнивать процессы роста и развития растений. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Описывать периоды индивидуального развития животных. Выявлять особенности эмбрионального развития животных. Сравнивать непрямое и прямое развитие, развитие с полным и неполным превращением. Описывать различные способы расселения и распространения живых организмов. Выяснять особенности распространения растений. Объяснять способность к расселению и освоению новых территорий как общее свойство живых организмов. Понимать причины и значение миграций для животных. Прогнозировать последствия изменений в природе для распространения живых организмов. Устанавливать взаимосвязь между длиной светового дня и приспособительными реакциями живых организмов. Обосновывать значение листопада, видоизменённых надземных и подземных побегов, корней для перенесения растениями неблагоприятных сезонных изменений; значение явлений анабиоза, зимнего сна в жизни животных. Понимать практическое значение фенологических наблюдений. Наблюдать за сезонными изменениями в природе, описывать, делать выводы. Устанавливать взаимосвязь дыхания, фотосинтеза и почвенного питания растений. Обосновывать участие процессов питания, дыхания, выделения в обмене веществ. Понимать роль процесса деления клеток для роста и развития организма. Находить черты сходства в размножении и развитии растений, животных. Делать выводы о средообразующей роли живых организмов, единстве живого мира
13/1 Движение живых организмов. 1 3.12.13 Диск «Жизнь животных» 14/2 Почвенное питание растений. 1 10.12.13 Диск «Наглядная биология. Растения. Грибы. Бактерии» 15/3 Фотосинтез — воздушное питание растений. 1 17.12.13 Диск «Наглядная биология. Растение – живой организм» 16/4 Фотосинтез — воздушное питание растений. 1 24.12.13 Диск «Наглядная биология. Растение – живой организм» 17/5 Испарение воды листьями. Листопад. 1 14.01.14 Диск «Наглядная биология. Растение – живой организм» 18/6 Питание животных. 1 21.01.14 Диск «Биология в школе Жизнедеятельность животных» 19/7 Питание бактерий и грибов. 1 28.01.14 Диск «Наглядная биология. Растения. Грибы. Бактерии» 20/8 Дыхание растений, бактерий и грибов 1 4.02.14 Диск «Наглядная биология. Растения. Грибы. Бактерии» 21/9 Дыхание и кровообращение
животных. 1 11.02.14 Диск «Биология в школе Жизнедеятельность животных» 22/10 Транспорт веществ в организме. 1 18.02.14 Диск «Наглядная биология. Химия клетки. Вещества клетки и ткани растений» 23/11 Выделение. Обмен веществ. 1 25.02.14 Диск «Биология в школе Функции и среда обитания животных организмов» 24/12 Размножение организмов. Бесполое размножение. П.р. №1 Т.б. 1 4.03.14 Диск «Наглядная биология. Растение – живой организм», комнатные растения, цветочные горшки, ножницы 25/13 Вегетативное размножение растений.
П. р. №2 1 11.03.14 Диск «Наглядная биология. Растение – живой организм» 26/14 Половое размножение растений. Строение цветка.
Л. р. № 6 Т.б. 1 18.03.14 Диск «Электронный атлас для школьника Ботаника 6-7 классы», живые цветы 27/15 Опыление 1 1.04.14 Диск «Электронный атлас для школьника Ботаника 6-7 классы» 28/16 Оплодотворение у цветковых растений. Плоды и семена.
Л. р. № 7 1 8.04.14 Диск «Электронный атлас для школьника Ботаника 6-7 классы», плоды и семена 29/17 Размножение многоклеточные животных. 1 15.04.14 Диск «Биология в школе Жизнедеятельность животных» 30/18 Индивидуальное развитие растений. П. р. №3 1 22.04.14 Диск «Наглядная биология. Растение – живой организм» 3119 Индивидуальное развитие животных. Л.р. № 8 1 29.04.14 Диск «Биология в школе Жизнедеятельность животных» 32/20 Расселение и распространение живых организмов 1 6.05.14 Диск «Наглядная биология. Растения. Грибы. Бактерии» 33\21 Сезонные изменения в природе и жизнедеятельность организмов. 1 13.05.14 Таблица «Редкие и исчезающие виды животных» 34/22 Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность живых организмов». 1 20.05.14 Таблица «Редкие и исчезающие виды животных» Итого 34 часа Л.р.