Статья по воспитательной работе Ключевые компетенции в духовно-нравственном развитии и воспитании личности гражданина России


КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ
Каткова Светлана Борисовна, Заслуженный учитель РХ, Отличник народного просвещения, высшая квалификационная категория
Николаева Наталья Владимировна, высшая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» г. Абакан, Россия
Статья отражает воспитательную стратегию и тактику педагогической системы по формированию ключевых компетенций в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Опыт педагогов, представленный в статье, дает возможность увидеть направления педагогического поиска в области воспитания высоконравственного, компетентного гражданина России.
Ключевые компетенции, компетентностный подход, личность гражданина
Изменение в социальной жизни нашей страны, перемены в области образования делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия.
В центре развития российской школы - формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Восстанавливаются воспитательные функции школы – воспитательно-образовательные и этнокультурные акценты в обучение переносятся с увеличения объёма информации на познание, воспитание и развитие, призванных обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры. Все сказанное учитывается в Федеральных государственных стандартах II поколения, а именно в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально–педагогическая продержка становления и развития высоконравственного Ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [1, с. 7].
Духовно–нравственное воспитание предполагает становление отношений ребёнка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, активного отношения к действительности, глубоко уважения к людям. Задача духовно-нравственного воспитания состоит о том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, многообразие культур и народов, международное сотрудничество, формируемые на основе межконфессионого диалога, искусство и литература, природа с экологическим сознанием. Эти базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в МБОУ «СОШ № 20» города Абакана. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Ее преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании. В этих документах говорится о компетентностном подходе в образовании.
А что такое компетенция? Это готовность человека действовать в любой ситуации.
Для совреместного школьника базовыми являются компетенции: информационная, коммуникативная, кооперативная, проблемная.
К методам формирования ключевых компетенций относятся: обращение к опыту учащихся, решение проблемных задач и ситуаций, дискуссии, диспуты и.т.д, организационного - деятельностные игры (ОДИ), проектная деятельность: исследование, творческие работы.
Мы широко используем проектную деятельность, КТД (коллективно-творческую деятельность). Она не только оживляет внеклассную деятельность, но и позволяет формировать базовые компетенции учащихся.
Такой подход позволил обеспечить единство воспитательного пространства через интегративность всех авторских программ классных руководителей по духовно-нравственному развитию личности воспитуемого.
Авторами статьи был создан долгосрочный проект «В союзники зову коллег», в котором представлена система работы по духовно-нравственному воспитанию школьников, охватывающая все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, образовательного учреждения и заканчивая работой с социумом. Проект ориентирован на переоценку ряда традиционных представлений о проведении мероприятий духовно-нравственного воспитания и создания условий для инновационных тенденций в организации, формах, методах проектной деятельности с классным коллективом.
Приоритетной целью данного воспитательного проекта является развитие ключевых компетенций и создание условий для становления социально успешной личности ребенка, его индивидуального творческого развития как субъекта жизни, культуры, социума, содействие в личностном и профессиональном самоопределении [2, c 4].
Итогом реализации проекта было создание электронно-методического пособия, отражающего в своем содержании результаты работы в контексте решения задач по формированию ключевых компетенций обучающихся через разнообразные виды деятельности. Проект содержит: программу воспитательной работы для обучающихся 8-9 классов «Людей неинтересных в мире нет», проект духовно-нравственного воспитания учащихся 9-11 классов «Моё Отечество. Из прошлого в будущее», описание опыта социального проектирования «Для мамы все хорошие дела», статью «Социальное проектирование как фактор обучения позиционированию», внеклассное занятие «Потребность в безопасности», классный час «Право вокруг нас», классный час «Права человека глазами сказочных героев», уроки Духовности «Послушай гимн открытою душою», «Храм моей души», экологический урок «Дайте планете шанс», литературно-музыкальную композицию «Как пламень жертвенный чиста моя любовь», урок-путешествие «Рыцарь, спасающий мир», урок Мужества «Хакасия. Афганистан. Боль. Память», современное прочтение классики «Кавказский пленник», классный час к юбилею г. Абакана «Первый из первых», занятие лаборатории классных руководителей МБОУ «СОШ №20» «Роль родителей в дополнительном образовании детей».
Все представленные авторские материалы правильно структурированы, полно и последовательно раскрывают педагогические идеи и методики, сопровождаются исследовательскими материалами, данными опросов, подтверждающих педагогическую эффективность и целесообразность проводимых мероприятий в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения [2, c 102].
Форма представления данных разработанных материалов позволяет развивать ключевые компетенции в становлении духовно-нравственных качеств личности такие как: готовность работать с информацией, готовность к общению с другими людьми, сотрудничеству, решению проблем. Школьники приобретают социальные знания об общественных нормах, об устройстве общества и понимание социальной реальности и повседневной жизни, формируется позитивное отношение к базовым ценностям общества и получение опыта самостоятельного социального действия обучающегося.
Библиографический список:
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2011.
Хорина О.Н., Каткова С.Б., Николаева Н.В., Лукьянова С.В., Алексеева Л.Н. В союзники зову коллег. Сборник методических материалов. Абакан, 2010.