Использование игровых форм обучения на уроках русского языка в начальной школе (на примере буквенных игр)


Использование игровых форм обучения на уроках русского языка в начальной школе
(на примере буквенных игр)
Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию школьников, содействуют укреплению их здоровья, помогают выработать необходимые в жизни и учёбе полезные навыки и качества. При организации и проведении игр в начальной школе важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, что они помогают учителю выполнять важные воспитательные, образовательные задачи. Подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определённой системе и последовательности, с учётом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают.
Интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности она перестаёт быть игрой. Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя. В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В соревнованиях возрастает активность ребёнка, воля к победе.
Развивающие игры требуют особой осторожности. Трудные, непосильные задачи могут отпугнуть ребёнка. Здесь особенно необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. Но зато когда ребёнку удаётся осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игре. У него появляется вера в свои силы, развивается «умственный аппетит», а это значит, что цель таких игр достигнута.
Языковые игры для детей очень разнообразны. Мы предложим те из них, которые специально предназначены для развития умственных способностей младших школьников, совершенствования и тренировки их памяти, мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретённых лингвистических знаний, пробуждению у учащихся начальных классов живого интереса к предмету «Русский язык».
Дежурная буква
Все играющие образуют круг. Руководитель называет дежурную букву и идёт по кругу. Тот, перед кем он остановится, должен немедленно назвать слово (имя существительное), начинающееся с дежурной буквы. Отвечать надо быстро. Кто запинается или повторяет уже названное слово, выходит из игры (или встаёт).
Через некоторое время называется другая дежурная буква и игра продолжается. Выбор большой. На любую букву можно найти много слов, но не каждому удаётся сделать это достаточно быстро.
Три слова
Водящий идёт по кругу и, остановившись перед кем-либо из ребят, называет слово, состоящее из трёх-четырёх разных букв (например: кот, лак, сон, пир; лиса, нога и т.п.). Играющий должен, пока водящий считает до 10, назвать три (или четыре) предмета, названия которых начинаются с букв, входящих в это слово. Тот, кто не сумеет это сделать, сменяет водящего.
Наборщик
Руководитель подбирает слово, которое записывают все участники. Одни и те же буквы в этом слове не должны повторяться. Задача играющих состоит в том, чтобы из букв, входящих в это слово, составить как можно больше других слов (имён существительных в именительном падеже). На выполнение задания отводится 5 – 8 минут. Например: взято слово «игротека». Из букв этого слова можно составить много других слов: игра, река, тигр, тир, ток, рот, грот, кора, кета, грек, гектар и др. Побеждает тот, у кого окажется больше слов.Пять слов
Руководитель диктует слово, состоящее из 3-4 букв. Его записывают в строку, далеко отставляя одну букву от другой. Задача играющих – как можно скорее подобрать по 5 слов, начинающихся с букв, входящих в это слово.
Например, дано слово «сова». Запись может быть такой:
С О В А
Сокол Облако Вилка Арфа
Сито Окно Вата Арка
Сосна Огород Воск Арбуз
Старик Орех Ворот Анкета
Сарай Окунь Венок Алмаз
Выигрывает тот, кто первым выполнит задание.
Сверху вниз и снизу вверх
Подбирается слово, состоящее из 4 – 5 разных букв. Играющие должны записать его в два столбца сверху вниз и снизу вверх (одну букву под другой). Задача состоит в том, чтобы заполнить промежутки между буквами в столбцах так, чтобы образовались слова, в которых первая и последняя буквы совпадают с написанными. Например, записано слово «урок».
Решение может быть таким:
УголоКРадиООркестРКенгурУВыигрывает тот, кто выполнит задание первым.
С одним, двумя, тремя «О».
Играющим предлагается подобрать по 3 – 5 слов с одной, двумя и тремя буквами «О». Других гласных в этих словах не должно быть. Решение может быть, например, таким:
мост мороз молоток
ток окно осколок
рот остров молоко
воз ворот ободок
порт огонь огород
Побеждает тот, кто первым закончит подбор слов.
О – К и К – О
Играющим предлагается написать по 5 слов, начинающих с буквы о и заканчивающихся буквой «к» и начинающихся с буквы «к» и заканчивающихся буквой «о». Можно, например, подобрать такие слова:
окорок кольцо
остаток колесо
ослёнок колено
обломок копыто
орлёнок корыто
Побеждает тот, кто быстрее справится с задачей.
Содержание познавательных, дидактических игр помогает закрепить и расширить предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки. Однако эти игры не должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы самую сущность игры. Здесь руководителю надо проявлять величайший такт и осторожность.