Доклад Поучение детям потомкам


Поучение детям (потомкам)
Дорогие дети (потомки)!
Мое обращение к Вам представляет попытку переосмысления того богатого наследства отечественной педагогической мысли, оставленной нам в наследство и сохраненной потомками.
Мы являемся обладателями уникального, бесценного достояния — нашего педагогического наследия. Главный педагогический урок, оставленный нам великими предками, определяется так: «Человек — есть предмет воспитания, а миссия педагогики — есть искусство делать человека нравственным».
Нравственность — это, прежде всего, воспитанные чувства, а так же знания о нормах бытия, которые складываются между достойно живущими людьми.
И человеческое достоинство формируется из представлений о своём жизненном предназначении, о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Давайте вместе вспомним лучшие традиции российской педагогики, еще раз вспомним те золотые правила, которые наполняли жизнь человека не жаждой наживы и успеха любым путем, а человеческим смыслом достойного самоопределения себя как личности, которой жизнь дается один раз как высший дар.
Одно из самых известных литературных древнерусских сочинений ярко выраженной педагогической направленности «Поучение» Владимира Мономаха своим сыновьям. В «Поучении» князь стремился передать своим детям богатый жизненный опыт, представления о личных добродетелях государя, князя. Это забота мудрого правителя не только о своих детях, но и о судьбе своего народа, ответственности государя за его судьбу. Мудрость и трудолюбие, забота о бедных и убогих, радение о единстве родной земли – вот те личные качества, которые выделяют Владимира Мономаха как правителя и исторического деятеля. Основным пороком Владимир Мономах считал лень. Много внимания Мономах уделяет нравственным качествам князя. Самым важным из них он почитал трудолюбие. Труд для князя – это воинский подвиг, забота о защите и благополучии родной земли. Полны светлого оптимизма его слова: « И малыми делами можно заслужить милость Божью. Птица радуется весне, а младенец - матери. Не забывайте того доброго, что умеете, а чего не умеете, тому учитесь». ( Как это похоже по сути на современную педагогическую концепция непрерывного образования).
Золотым веком русской литературы, поиском нравственных смыслов жизни стал для России 19 век. Его литература и выраженные в ней педагогические идеи стали духовно-нравственной основой многих поколений.
Напомним основные прогрессивные педагогические идеи того времени.
Педагогический опыт Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1871) строился на пробуждении любви ребенка к родному слову. Его основной педагогический труд - «Родное слово» - обучение нравственности через усвоение родного языка, впитавшем духовную силу народа. По мнению великого педагога, язык является не только летописью всей многовековой жизни народа, «но и величайшим народным наставником». Усваивая родной язык, каждое новое поколение «усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предшествовавших поколений». «Дитя, выучившись родному языку, вступает уже в жизнь с необъятными силами. Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.
«Педагогическая поэма» А.С. Макаренко (1888-1839) определила новую педагогическую концепцию воспитания советской молодежи в 30-е годы.
Всемирная слава Макаренко связана с эффективностью его педагогической деятельности, прежде всего — в деле ликвидации детской беспризорности. Благодаря ему тысячи детей, которые были обречены на жалкое существование, состоялись в жизни.
Своей практикой он подтвердил свои слова: «Я исповедую бесконечную … уверенность в неограниченном могуществе воспитательной работы… Я не знаю ни одного случая, когда бы полноценный характер возник без здоровой воспитательной обстановки, или, наоборот, когда характер исковерканный получился бы, несмотря на правильную воспитательную работу».
Видеть хорошее в человеке, — отмечает Макаренко, — всегда трудно… Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать».Поколение советской молодежи воспитывалось на моральных принципах самого Николая Островского: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы».
Советская литература послевоенного периода, периода оттепели искала нравственные смыслы жизни человека, связанные со своим поколением. Это новые герои послевоенных буден. И они разные. Это и выдающийся ученый или одинокая обездоленная судьбой и людьми старушка - колхозница . Молодежь сопереживала героям книг Даниила Гранина «Иду на грозу», «Зубр», А. И. Солженицына «Матренин двор».
Великая русская литература утверждала «Не стоит село без праведника». Пока есть люди, исполняющие свой нравственный долг, стоят семьи и государства, народы и цивилизации.
Обязательно надо сказать, что учительство как особая миссия, гражданское призвание показано в педагогических трудах В.А. Сухомлинского.
Суть его педагогических идей выражена лаконично «Сердце отдаю детям». Пробуждение через потребность в нравственном творчестве, сострадании, любовь в матери, Родине, природе, созидательное отношение к миру природы.
Он был Учителем с большой буквы. И вел за собой учеников: вместе с ними слушал музыку природы, читал стихи, путешествовал в «мир труда», рассказывал о героях войны, мечтал о будущем. И то разумное, доброе, вечное, что он сеял, попадало в благодатную почву.
«Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери». Какое высокое нравственное побуждение заключено в этой простой и мудрой мусли. Можно сказать также, что любить человечество легче, чем два десятка детей, которые сидят за партами.
Сухомлинский любил детей и «работал сердцем». Любовь и самопожертвование были его религией. И он, необыкновенно скромный человек, имел право сказать своим выпускникам: «Я вел вас за руку, отдавал вам свое сердце. Были минуты, когда оно уставало. Когда в нем исчерпывались силы, я спешил к вам, дети. Веселое щебетание вливало новые силы в мое сердце, улыбки рождали новую энергию, ваш пытливый взор будил мою мысль...»
Таким образом, как видим, выдающиеся педагоги показывали учительскую работу как особую нравственную миссию взрослого по отношению к ребенку, опыт передачи коллективного сотворчества для обретения нравственного смысла жизни.
В заключении хочу отметить, что компьютеризация процесса обучения не должна снимать и нивелировать потребность детского сердца в творении добра, стремлении подражать людям высокого нравственного призвания, видеть в обществе образцы нравственного поведения. Передовые компьютерные образовательные технологии всего лишь средство современного массового обучения. Личность ребенка формируется рядом с личностью талантливого учителя. Еще раз хочу напомнить мудрое изречение А. Солженицына «Не стоит село без Праведника». Современному образованию, по моему мнению, не хватает Праведников в образовании такого масштаба как К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.