Программа кружка Веселые пальчики, умелые ладошки


Муниципальное образовательное учреждение
начальная школа – детский сад № 2
Ворошиловского района города Волгограда
Утверждена педагогическим советом
Пр.№ ____от « __________»20___г.
Директор ________ / _________/
Умелые пальчики, весёлые ладошки
Программа кружка для детей 7-9 лет
Срок реализации 1 год
Составитель
Галбай Наталья Геннадиевна
учитель - логопед
1 квалификационной категории
Волгоград 20___ г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы. «Весёлые пальчики, умелые ладошки» по содержанию является социально-педагогической программой, по функциональному предназначению – учебно-педагогической, по форме организации - групповой, по времени реализации - годичной.
Программа разработана с учетом Закона РФ «Об образовании», Типового положения об учреждении дополнительного образования и Конвенции ООН о правах ребенка. При разработке программы использован обобщенный опыт учебных пособий и методических разработок С.Е.Гавриной, И.Г. Топорковой, Н.В.Новоторцевой, Е.Н.Потаповой, Н.С.Жуковой, И.Н.Садовниковой, публикаций журнала «Школьный логопед».
Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы увеличивается количество обучающихся, испытывающих различные проблемы в формировании и развитии письменной речи. Своевременное их предупреждение является актуальной задачей учителей-логопедов, работающих с детьми младшего школьного возраста. Наиболее часто отклонения в формировании навыка письма связаны с тем, что при выполнении мелких движений ребёнок плохо владеет руками, особенно пальцами, т к. у него недостаточно развита тонкая моторика пальцев рук. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы обучающиеся младших классов систематически занимались разнообразными видами ручной деятельности, в том числе и создание аппликаций, рисованием пальчиковыми красками. Как правило, такая деятельность вызывает у ребят огромный интерес, способствует их эстетическому развитию, благотворно влияют на эмоциональное состояние.
Педагогическая целесообразность программы объясняется несколькими факторами:
развитие речевого центра в левом полушарии коры головного мозга обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности;
высокая пластичность клеток речевой зоны у детей младшего школьного возраста (и как следствие – повышенная способность воспринимать и копировать различные действия);
формирование правильных двигательных навыков, требующих слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки является хорошей пропедевтикой нарушений письменной речи.
Цели программы:
Обучить детей планировать последовательность своих действий при создании аппликации из цветной бумаги, правильно владея карандашом, ножницами .Сформировать прочные умения и навыки двигательной деятельности пальцев рук.
Воспитать позитивное отношение к общению друг с другом и со взрослыми.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 7 до 9 лет. Дети этого возраста способны на достаточно высоком уровне выполнять предлагаемые задания, т.к. в этот период происходит формирование познавательных процессов.
Срок реализации образовательной программы 1 год.
Формы занятий, характерные для данной программы: групповые (по количеству детей), вводные занятия, занятия по углублению знаний, по их систематизации и обобщению (по дидактической цели), практические и игровые (по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей). Занятия имеют четкую структуру, выбор которой обусловлен психологическими особенностями детей данной возрастной группы. Она включает в себя организационный момент, основную часть (теоретический и практический блоки) и итоговую часть (теоретический и/или практический блоки). Игровая форма организационного момента обеспечивает психологическую готовность детей к восприятию материала. Теоретический блок основной и (особенно) итоговой частей максимально компактен, прост в изложении, так как устойчивость внимания детей 7-9 лет находится на среднем уровне. В итоговой части занятия дети с помощью педагога обобщают и закрепляют полученные знания.
Режим занятий: в неделю проводится 1 занятие (продолжительностью по 30 минут), в год ____ занятий.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Обучающийся будет знать, как создавать различные аппликации из бумаги.
Обучающийся будет уметь планировать последовательность своих действий.
Обучающийся овладеет навыками использования различных инструментов (ножниц, кисточки, карандашей).
Способы проверки результатов освоения программы могут быть осуществлены в форме организации выставок детских работ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел, тема Колич. часов
1. Введение 6
1.1 Тестирование 1
1.2 Пальчиковые игры 1
1.3 Ориентировка в пространстве 2
1.4 Ориентировка в схеме тела 2
2. Аппликации 2.1 Коллективная работа «Все мы разные» 1
2.2 Осеннее убранство. 1
2.3 Подарок любимой учительнице 1
2.4 Красота на подоконнике 3
2.5 Подводный мир 2
2.6 Обитатели аквариума 1
2.7 Новогодняя красавица 2
2.8 Снеговики 2
2.9 «Дело было в январе…» 3
2.10 Защитники Отечества 1
2.11 Подарок маме 1
2.12 Мир пернатых 3
2.13 Мотылёк 1
2.14 Ласковое весеннее солнышко 1
3 Итоговое занятие 1

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Введение.
Тема 1.1 Тестирование.
Содержание материала: выявление уровня общего психического развития, определение вида ведущей деятельности, особенностей латералиты (ведущей руки, ведущего глаза, уха).
Форма занятия: вводное групповое занятие (в особых случаях: индивидуальные занятия (с учетом психологических особенностей детей)).
Методическое обеспечение: предметные и сюжетные картинки, тесты.
Тема 1.2 Пальчиковые игры.
Содержание материала: развитие мелкой моторики в сочетании с развитием осязательного восприятия.
Форма занятия: групповое практическое занятие.
Методическое обеспечение: игры-шнуровки, мешочки из ткани, непрозрачная повязка или платок, набор игрушечных животных «Зоопарк», материал для выполнения штриховки.
Тема 1.3 Ориентировка в пространстве.
Содержание материала: выявление уровня и развитие зрительно-пространственных представлений.
Формы занятий: групповые практические занятия.
Методическое обеспечение: тесты, предметные картинки.
Тема 1.4 Ориентировка в схеме тела.
Содержание материала: определение схемы собственного тела и схемы тела человека, стоящего напротив.
Формы занятий: групповые практические занятия.
Методическое обеспечение: тесты, зеркало.
Раздел 2. Аппликации.
Тема 2.1 «Все мы разные».
Содержание материала: выполнение коллективной работы «Все мы разные».
Форма занятия: групповое практическое занятие.
Методическое обеспечение: пальчиковые гуашевые краски, кисточки, лист картона формата А 2.
Тема 2.2 Осеннее убранство.
Содержание материала: выполнение коллективной работы-аппликации «Осеннее дерево».
Форма занятия: групповое практическое занятие.
Методическое обеспечение: цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы.
Тема 2.3
Содержание материала: выполнение индивидуальной работы-аппликации «Колокольчик».
Форма занятия: групповое практическое занятие.
Методическое обеспечение: цветная бумага, белый картон, клей, ножницы, шаблоны деталей аппликации.
Тема 2.4
Содержание материала: выполнение индивидуальных работ-аппликаций «Красота на подоконнике».
Формы занятий: групповые практические занятия.
Методическое обеспечение: белая бумага, цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы, медная проволока, шаблоны деталей аппликаций, пластиковые бутылочки, пластиковые стаканчики.Тема 2.5 Подводный мир.
Содержание материала: выполнение индивидуальных работ-аппликаций «Морской конёк», «Медуза», «Рыбки».
Формы занятий: групповые практические занятия.
Методическое обеспечение: цветная бумага, цветной картон, белый картон, клей, ножницы, шаблоны деталей аппликаций.
Тема 2.6 Обитатели аквариума.
Содержание материала: выполнение коллективной работы-аппликации «Аквариум».
Форма занятия: групповое практическое занятие.
Методическое обеспечение: цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы, нитки, пластиковая папка-уголок, шаблоны деталей аппликации.Тема 2.7 Новогодняя красавица.
Содержание материала: выполнение коллективной работы-аппликации «Новогодняя красавица».
Формы занятий: групповые практические занятия.
Методическое обеспечение: цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы.

Тема 2.8 Снеговики
Содержание материала: выполнение коллективной работы «Снеговики».
Формы занятий: групповые практические занятия.
Методическое обеспечение: пальчиковые гуашевые краски, кисточки, лист картона формата А 2.
Тема 2.9 «Дело было в январе…»
Содержание материала: выполнение коллективной работы-аппликации «Ёлка».
Формы занятий: групповые практические занятия.
Методическое обеспечение: цветная бумага, белая бумага, цветной картон, клей, ножницы, цветные карандаши, шаблоны деталей аппликации, текст стихотворения А. Барто «Дело было в январе…»
Тема 2.10 Защитники Отечества
Содержание материала: выполнение индивидуальной работы «Танк».
Форма занятия: групповое практическое занятие.
Методическое обеспечение: пальчиковые гуашевые краски, кисточки, лист картона формата А 2.
Тема 2.11 Подарок маме
Содержание материала: выполнение индивидуальных работ-аппликаций «Цветы для мамы».
Форма занятия: групповое практическое занятие.
Методическое обеспечение: цветная бумага, белый картон, клей, ножницы, шаблоны деталей аппликации.
Тема 2.12 Мир пернатых
Содержание материала: выполнение коллективных работ «Мир пернатых».
Формы занятий: групповые практические занятия.
Методическое обеспечение: цветная бумага, белый картон, цветной картон, клей, ножницы, шаблоны деталей аппликаций, пальчиковые гуашевые краски, кисточки, лист картона формата А 2.
Тема 2.13 Мотылёк
Содержание материала: выполнение индивидуальной работы «Мотылёк».
Форма занятия: групповое практическое занятие.
Методическое обеспечение: белый картон, простой карандаш, краски, кисточка.
Тема 2.14 Ласковое весеннее солнышко
Содержание материала: выполнение коллективной работы-аппликации «Солнышко».
Форма занятия: групповое практическое занятие.
Методическое обеспечение: цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы, нитки, шаблоны деталей аппликации.