Конспект часа классного руководства по теме Декларация о правах ребенка

Классный час, посвящённый Декларации о правах ребёнка

Цели: познакомить детей с правовым документом; убедить их в том, что «Конвенция о правах ребенка» призвана защищать их права; развивать логическое и ассоциативное мышление, творческие способности учеников; активизировать память; развивать монологическую речь; развивать навыки работы в мини-группах.
I. Теоретическая часть.
Форма: лекция (с презентацией), подготовленная классным руководителем совместно с учителем истории и обществознания с привлечением инициативной группы из учеников-старшеклассников + игра.
1. Вступление.
Человечество далеко не сразу пришло к осознанию того, что ребенок полноценный член общества, а не собственность своих родителей или законных представителей. Лишь в XX веке были приняты нормативные правовые акты о правах и свободах ребенка, обеспечении его интересов. Хотя о правах ребенка заговорили еще в 18 веке, для того, чтобы наделить детей в правовом аспекте конкретными правами потребовалось еще два столетия.
В начале 20 столетия мировое сообщество предпринимает ряд шагов по созданию механизмов решения проблем подрастающего поколения. В 1919 году Лига Наций создала Комитет детского благополучия, основными задачами которого были провозглашены: разработка и реализация мер по борьбе с беспризорностью; предотвращению рабства, торговли детьми и проституции несовершеннолетних; эксплуатации детского труда. Главную роль в создании Комитета и его документов сыграли общественные организации, в частности Международный союз спасения детей (Великобритания). В 1923 г. эта организация разработала Декларацию, содержащую основные принципы защиты детства. В 1924 г. Лига Наций приняла этот документ под названием «Декларация прав ребенка». Это был первый международный правовой документ в области защиты прав и интересов детей.
Декларация содержала четыре принципа осуществления прав детей, в ней также были сформулированы цели их правовой защиты:
- ребенку должна предоставляться возможность нормального развития (физического и духовного) - голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должна быть предоставлена медицинская помощь, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным должно быть дано укрытие и все необходимые для их существования средства;
ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии;
ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, но он должен быть огражден от всех форм эксплуатации;
- ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения
В 1948 году Организация объединенных наций приняла Декларацию прав человека. Документ определил базовые права человека. Он был одобрен большинством государств-членов ООН. В Преамбуле Декларации говорится: «Генеральная Ассамблея ООН, принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира провозглашает настоящую Всеобщую Декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства» (ст.1). В качестве основного права провозглашаются право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность» (ст.З).
В Декларации говорится о равенстве детей. В документе отмечается, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи. С этих пор Организация Объединенных Наций стремилась обеспечить защиту прав детей на основе таких международных документов широкого характера, как международные пакты о правах человека, а также документа, непосредственно посвященного правам ребенка - Декларации прав ребенка 1959 года. Этот документ сформулировал 10 коротких программных положений, в которых содержался призыв к родителям, отдельным лицам, государственным органам, местным властям и правительствам, а также неправительственным организациям признать изложенные в них права и свободы ребенка и стремиться их соблюдать. До настоящего времени Декларация прав ребенка служит ориентиром для частной и общественной деятельности в интересах детей. Провозгласив, что «человечество обязано дать ребенку лучшее, что оно имеет», этот документ и сегодня является моральной основой прав ребенка, как и 60 лет назад.
Дети, их благополучие находятся в центре внимания ООН с момента ее создания. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи в 1946 году было образование Детского фонда Организации Объединенных наций (ЮНИСЕФ), который и в настоящее время является важным механизмом международной помощи детям.
1979 год ООН объявила Международным годом ребенка. В ходе его подготовки стала очевидной необходимость придания правам ребенка силы норм договорного нрава. Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции, используя наработки созданные Комитетом в течение нескольких лет. Инициатором этого начинания выступила Польша и председателем рабочей группы, составившей проект Конвенции, стал профессор из Польши Адам Лопатка.
Генеральной Ассамблее понадобилось всего несколько минут, чтобы официально принять Конвенцию о правах ребенка в качестве универсального правового акта, определяющего международные стандарты в области защиты прав детей. Конвенции распространила действие прав человека на одну из наиболее уязвимых общественных групп - детей.
После принятия Генеральной Ассамблеей Конвенция была открыта для подписания 26 января 1990 года. Уже в этот первый день 61 страна подписала этот документ, что также является определенным рекордом. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года.
Конвенция о права ребенка носит универсальный характер. Она имеет равное значение для народов во всех регионах планеты. Это стало возможным благодаря длительным переговорам, в ходе которых представители стран с различиями в социально-экономическом развитии, культурном, религиозном, этническом подходах сотрудничали с неправительственными организациями и учреждениями ООН в деле разработки комплекса общих ценностей и целей, имеющих универсальное значение. Следует подчеркнуть, что хотя в Конвенции установлены общие нормы, однако в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств. Именно это обстоятельство позволило каждому государству на основе общих правил выбирать свои собственные национальные средства для их выполнения.
Цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка. Документ призывает государства создать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-политической жизни своих стран.
Конвенция в отличие от предшествующих международных актов по правам ребенка, ввела ряд новых прав: на выживание и развитие; на сохранение индивидуальности; на свободное выражение своих взглядов; на неучастие в военных действиях; на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации.
В Конвенции особо подчеркивается роль средств массовой информации и обязанность государства поощрять СМИ за распространение информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении.
Конвенция обязывает государства, ратифицировавших ее, наилучшим образом обеспечивать - права и интересы ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов. Если государство не обладает возможностями реализации всех положений Конвенции, особенно, если это связано со спецификой исторических и культурных традиций, религиозными воззрениями, обычаями, то международное право подразумевает такую ситуацию, когда в связи с определенными причинами страны не обязуются выполнять все положения одобренного в целом документа. Вместе с тем одобрение документа в целом обязывает страны придерживаться его «духа», его философии.
Конвенция устанавливает право ребенка активно участвовать в своем собственном развитии, выражать свои убеждения и добиваться того, чтобы их учитывали при принятии решений, касающихся его жизни. Документ также устанавливает право ребенка на жизнь, выживание и здоровое развитие, право на имя и приобретение гражданства с момента рождения, право, связанное с усыновлением, права детей с ограниченными возможностями и детей - беженцев, а также детей, совершивших правонарушения.
Конвенция расширяет правовые рамки прав человека, защищая детей от всех форм эксплуатации, рассматривая вопрос о детях представителях национальных меньшинств и групп коренных народов, а также проблемы злоупотребления наркотиками и отсутствия заботы о детях.
Согласно Конвенции ребенком является каждое лицо в возрасте до 18 лет, если только национальным законодательством не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.
Основные положения Конвенции
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя им на приобретение гражданства.
Во всех действиях судов, учреждений, занимающихся вопросами социального обеспечения, или административных органов первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Убеждения ребенка подвергаются внимательному рассмотрению.
Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.
Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это делают компетентные органы в интересах ребенка.
Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд в страну или выезд из нее.
Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказывать им соответствующую помощь и развивать сеть детских учреждений.
Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психологического ущерба и отсутствия заботы, включая сексуальные злоупотребления или эксплуатацию.
Государства обеспечивают замену ухода за детьми без родителей. Процесс усыновления должен тщательным образом регулироваться и должны быть подписаны международные соглашения, чтобы были предусмотрены гарантии и обеспечена юридическая действительность в том случае, если приемные родители предполагают вывезти ребенка из страны, где он родился.
Неполноценные дети имеют право на специальное образование, обучение и заботу.
Ребенок имеет право на пользование совершенными услугами системы здравоохранения. Государства должны обеспечивать охват системой здравоохранения всех детей, уделяя при этом первоочередное внимание профилактическим мерам, пропаганде медицинских знаний и сокращению детской смертности
Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.
Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания, мира, терпимости.
Дети должны иметь время на отдых и игры, одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.
Государства должны защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб его здоровью и благополучию.
Государства должны защищать детей от незаконного употребления наркотических средств и их привлечения к производству или торговле такими средствами.
Необходимо приложить все усилия для предотвращения похищения и торговли детьми.
Смертная казнь или пожизненное заключение не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.
Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых; они не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению.
Ни один ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участие в военных действиях; во время вооруженных конфликтов детям должна быть обеспечена специальная защита.
Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и коренным народам, должны свободно пользоваться своей собственной культурой, религией и языком.
Детям, которым был нанесен ущерб в результате плохого обращения, пренебрежения или содержания' их под стражей, должен быть обеспечен соответствующий уход или профессиональная помощь с целью восстановления их здоровья и реабилитации.
Обращение с детьми, причастным к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у ребенка чувства достоинства и значимости и должно быть направлено на их реинтеграцию в общество. Государства должны широкого информировать о предусмотренных Конвенциях правах как взрослых, так и детей.
II. Практическая часть
Форма: игра
Подготовительная работа: класс делится на мини группы по два человека. Каждая группа должна показать, как учитывается (или нарушается) та или иная статья Конвенции в ситуациях, изложенных в известных сказках. Учащимся раздают распечатки текстов сказок и текст Конвенции.
Для проведения практикума-соревнования приглашается жюри (учитель истории и обществознания, старшеклассники, родители)
Первый этап. На доске записываются номера статей и название сказок. Статья 6, часть 1, статья 13, часть 1 – «Колобок»; статья 6, часть 1, стать 16, часть 1 – «Волк и семеро козлят»; статья 16, части 1,2 – «Лиса и заяц» (про ледяную и лубяную избушки); статьи 8, 11 – «Снежная королева»; статья 12 – «Маугли»; статья 13, часть 2, статья 16, части 1,2 – «Петушок – Золотой гребешок»; статья 13,часть 2, статья 16, части 1,2 – «Коза – дереза»; статьи 6, 16, часть 1 – «Муха – цокотуха»; статья 27, части 1,2,4, статья 32, статья 28 – «Буратино»; статья 19 – «Чиполлино», статья 30 – «Теремок»; статья 31 – «Малыш и Карлсон»; статья 32 – «Маша и медведь»; статья 37 – «Гуси – лебеди».
На примере сказки «Морозко» разбирается, как надо комментировать содержание сказки с позиций требования документа.
«Падчерица скотину поила-кормила, дрова и воду носила, печь топила, избу мела – еще до свету Ничем старухе не угодишь, все худо». Нарушается статья 32, часть 26, статья 27, части 1, 2.
Морозко испытывает на терпение и доброжелательность родную дочь мачехи: «Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?» - «Ой, руки, ноги отмерзли. Уйди, Морозко» Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?». – «Ой, совсем застудил. Сгинь, пропади, проклятый Морозко». Нарушается статья 13, часть 2.
Второй этап. Подготовка к основной игре – соревнованию на знание Конвенции
Учитель предлагает создать для такой игры команды из 5 – 6 человек. Предлагаются две сказки Г.Х.Андерсена: «Дюймовочка» и «Гадкий утенок».
Например: « « Какой красивый цветок!», - воскликнула женщина и поцеловала прелестные лепестки. Но не успела она их поцеловать, как в цветке что-то щелкнуло, и он весь раскрылся. В его чашечке, на зеленом пестике, сидела хорошенькая крошечная девочка, ростом не больше дюйма. Поэтому ее и назвали «Дюймовочкой»
Статья 6, часть 1: «государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь», статья 7, часть 1: «ребенок с момента рождения имеет право на имя»
« « Вот славная жена для моего сынка», - квакнула жаба и, Схватив скорлупку с девочкой, выпрыгнула через окно в сад».
Статья 9, часть 1: «государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию» (в нашем случае статья нарушена); нарушены и статьи 35, согласно которой «государства-участники принимают все меры для предотвращения похищения детей», и 34 («государства-участники принимают все меры для предотвращения склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности»).
За ходом игры следит независимое жюри.
Третий этап. Капитаны команд вытягивают жребий и определяют сказку, которую им придется комментировать. По ходу игры участники команд должны приводить примеры действия статей и нарушения их. Выступать должен каждый участник команды, в случае пропуска своей очереди жюри снимает очки. Анализ сюжета идет по смысловым фрагментам сказок, противоположная команда получает право дополнить комментарии или не согласиться с применением предложенных статей.
Заключение. Подведение итогов соревнование, награждение победителей.





15